Геополитическое положение ЮАР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

ЮАР является одним из государств-основателей ООН. До 1961 – член британского Содружества наций. В том же году ЮАР вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки.

Файлы: 1 файл

Геополитическое положение ЮАР.docx

— 17.49 Кб (Скачать файл)

Геополитическое положение  ЮАР 
 
ЮАР является одним из государств-основателей ООН. До 1961 – член британского Содружества наций. В том же году ЮАР вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки. 
 
С начала 1960-х годов до 1994 роль ЮАР в деятельности ООН была весьма ограничена, поскольку большинство членов ООН резко осуждало политику апартеида и сохранение вплоть до 1990 контроля ЮАР над Намибией вопреки резолюциям ООН.  
 
В 1963 Совет безопасности ООН призвал к установлению эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию об обязательном для всех членов ООН соблюдении этого эмбарго. В 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН.  
 
В отношениях с другими странами субрегиона в конце 70-х—80-х годах, особенно с «прифронтовыми» государствами, политика ЮАР соединяла политическое давление с угрозой вооруженной агрессии, дестабилизации внутреннего положения в соседних странах, экономическим шантажом. Внешняя политика правительства Претории в субрегионе, направленная на создание «буферной зоны» у границ ЮАР, вовлекла в сферу влияния и малые страны региона. Так, в качестве дополнительного инструмента контроля за положением в Лесото ЮАР использовала оппозиционную правительству Освободительную армию Лесото, контингенты которой дислоцировались на территории Южной Африки. ЮАР неоднократно проводила диверсионно-террористические акции против Свазиленда и Лесото с целью захвата активистов АНК и ПАК. Экономическая дестабилизация в регионе оказала негативное влияние и на положение дел в Анголе, Намибии, Мозамбика, Малави. В 1986—1987 гг. наряду с ведением необъявленной войны против Анголы ЮАР осуществляла агрессивные акции против Мозамбика, Замбии, Зимбабве, Ботсваны. 
 
Отношения ЮАР с неафриканскими странами концентрировались на двух главных направлениях. Одно из них — развитие сотрудничества с государствами, политические и экономические интересы которых не препятствовали поддержанию связей с Южной Африкой. К их числу относились прежде всего Израиль, Чили, Парагвай, Тайвань, Южная Корея. Важнейшее место в этой группе стран отводилось Израилю. С конца 60-х годов ЮАР все в большей мере использовала свои связи с этим государством для преодоления своей растущей изоляции в мировом сообществе, особенно в отношении поставок вооружений и передовых технологий.  
 
Второй, чрезвычайно важной сферой внешнеполитической деятельности ЮАР, являлись отношения с ведущими западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Великобританией, ФРГ, Францией, Японией, которые были ее главными торгово-экономическими партнерами. ЮАР, являющаяся важнейшим источником золота и стратегического сырья для мирового рынка, имела для Запада первостепенное значение.  
 
С нарастанием южноафриканского конфликта осложнились отношения Запада с «третьим миром». Открытая защита системы расового неравенства, существовавшей в ЮАР, становилась для Запада все более затруднительной, в том числе вследствие широкой международной кампании против апартеида, в которую были вовлечены многие общественные движения и неправительственные организации Северной Америки и Западной Европы 
 
Стремясь ослабить режим апартеида, в середине 1980-х годов, внутренняя оппозиция расистскому режиму и ее сторонники в демократических странах Запада призвали ООН к введению жестких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. К санкциям присоединился ряд межправительственных организаций, в том числе Европейское сообщество, Содружество наций. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании.  
Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорассовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления этого перехода в 1992–1994 санкции были постепенно отменены.  
 
С 1994 в силу объективных условий ЮАР стала ведущей политической и экономической региональной державой на Юге Африки. ЮАР поддержала проведение переговоров о прекращении огня в Анголе, Мозамбике и Конго.  
 
Одним из главных и новым направлением внешней политики ЮАР в начале 90-х годов стало установление официальных контактов с Советским Союзом, а позднее с Россией и другими членами СНГ. На протяжении всей истории существования Южной Африки антикоммунистический курс был характерной чертой ее внешнеполитической деятельности.  
 
Со своей стороны, Советский Союз, разорвав консульские отношения с ЮАР в 50-х годах, неизменно проводил политику осуждения режима апартеида, оказывал политическую и военно-политическую помощь силам национального освобождения на Юге Африки, активно поддерживал антирасистские и антиколониальные тенденции в мировой политике. 
 
В феврале 1991 г. между СССР и ЮАР было подписано соглашение о создании в Москве и Претории, при посольствах Австрии, секций интересов двух стран. 28 февраля 1992 г. Россия и ЮАР установили между собой дипломатические отношения.Установлению дипломатических отношений между Россией и ЮАР активно способствовало общество «Россия — Южная Африка», развивающее деловые, научные и культурные отношения на неправительственном уровне. Несмотря на трудности в обеих странах, в отношениях между ними наступил этап, который характеризуется стремлением к сотрудничеству на равноправной и взаимовыгодной основе, свидетельством чему стало подписание в октябре 1993 г. соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой. 
 
В 1994 ЮАР вновь стала полноправным членом Организации Объединенных Наций.


Информация о работе Геополитическое положение ЮАР