Делимитационные отношения Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 08:31, контрольная работа

Описание работы

Континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. По данным Министерства природных ресурсов РФ площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. кв. км, что соответствует 21% площади мирового океана. Из них 3,9 млн.кв. м перспективны на нефть и газ, причём 2 млн. кв. км относится к Западной Арктике ( Баренцево и Карское моря), 1 млн.- к Восточной Арктике, 08 млн.- к дальневосточным морям и 0,1 млн.кв.км – к южным морям( Каспийское, Черное, Азовское). При этом 80% перспективных запасов и прогнозных ресурсов углеводородов России сосредоточены на арктическом шельфе, где открыты крупные месторождения нефти и газа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1 Континентальный шельф……………………………………………………..4
1.1 Юридическое понятие континентального шельфа………………………..4
1.2 Правовой режим континентального шельфа……………………………...8
2 Стратегия освоения континентального шельфа Российской Федерации…12
3 Делимитационные отношения Российской Федерации……………………18
Заключение……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Правовой режим континентального шельфа.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не должно отказывать в своём согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет более широкий, чем прежде, круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континентального шельфа. Например, согласно ст.82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т.е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7 %. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами – участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Стратегия освоения  континентального шельфа Российской  Федерации

 

Освоение месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе России – стратегическая задача, особенно в свете уменьшающихся темпов освоения месторождений в традиционных регионах Сибири и Дальнего Востока. Тем более, что континентальный шельф Российской Федерации является самым большим в мире по площади, которая превышает 6,2 млн. км2 , из которых 4 являются перспективными для разработки нефти и газа. Добыча углеводородов на российском шельфе только начинает развиваться и требует создания сложных уникальных инженерных сооружений как для бурения скважин и добычи нефти и газа, так и технических средств инфраструктуры прибрежной составляющей нефтегазовых комплексов.

В настоящее время минерально – сырьевая база континентального шельфа страны обладает невысокой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено следующими причинами:

- низкая геологическая  изученность; так на сегодняшний  день разведанность ресурсов не превышает 10%;

- неблагоприятное географическое  размещение большинства месторождений  и перспективных районов, более 2/3 ресурсов приходится на шельфы  северных морей (Баренцево и Карское  моря), что ведёт к повышению  затрат на изучение и освоение  этих месторождений;

- слабая развитость инфраструктуры по добыче и транспортировке добытых ресурсов шельфа;

- постоянно меняющийся  налоговый режим;

- недостаточно развитая  нормативно – правовая база, не  учитывающая реалии проведения работ на континентальном шельфе.

Основополагающими нормативно – правовыми документами, регулирующими отношения в области освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ, являются Федеральные Законы Российской Федерации:

- «О недрах», устанавливающий правовые и экономические основы комплексного использования и охраны недр;

- «О внутренних морских  водах, территориальном море и  прилегающих зонах РФ», регулирующий вопросы создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок;

- «О континентальном шельфе  РФ», определяющий статус континентального  шельфа и устанавливающий общие  вопросы создания, эксплуатации  объектов устройства морских  нефтегазовых месторождений, а также  вопросы обеспечения их безопасности.

В настоящее время необходим комплексный подход к решению задачи регулирования деятельности по недропользованию на территории шельфа, заключающийся в принятии на законодательном уровне программы обеспечения освоения месторождений нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ. Эта программа должна включать в себя следующие основные положения:

1) Создание целостной  нормативно – правовой базы, регламентирующей  комплексное решение вопросов технологического обеспечения  морской, транспортной и прибрежной составляющих инфраструктуры нефтегазовых комплексов.

2) Создание благоприятных  условий для развития инновационной  деятельности, направленной на коренное  обновление отечественной производственно – технологической базы создания и производства технических средств и технологий для освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа.

Именно программный метод решения проблемы обеспечения освоения месторождений российского континентального шельфа позволит решить следующие стратегические задачи:

- обеспечение энергетической  и экономической безопасности  нашей страны;

- обеспечение создаваемых  нефтегазовых комплексов в региональных  экономических зонах нефтегазовых провинций континентального шельфа РФ современными отечественными средствами океанотехники  для разведки и промышленного освоения их нефтегазового потенциала;

- создание и развитие  морской, транспортной и прибрежной  составляющих инфраструктуры нефтегазовых  комплексов для разведки и  освоения месторождений углеводородного  сырья;

- использование и развитие  научно – технического и производственного  потенциала отечественной промышленности  в целях создания конкурентоспособных  технико – технологических систем для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья с континентального шельфа РФ;

- обеспечение безопасности  инфраструктуры нефтегазовых комплексов  от несанкционированного доступа, нештатных экологических, сейсмических  и природно – климатических ситуаций;

- обеспечение сбалансированного  производства океанотехники для разведки и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ для удовлетворения интересов экономики страны, а также создание условий обеспечения геополитических интересов Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- ликвидация отставания  от мирового уровня в области  технического обеспечения освоения  континентального шельфа РФ.

 При разработке этой  комплексной программы необходимо  иметь в виду, что её реальное  претворение в жизнь может  стать основой гармоничного развития  отечественного топливно – энергетического комплекса и оборонной промышленности, в первую очередь, судостроительной, как наиболее приспособленной к созданию морских сооружений.

 Одним из практических  результатов реализации программных  мероприятий должно стать создание  новых образцов систем техники для обеспечения разведки и освоения шельфа, учитывающие уникальные природно – климатические особенности континентального шельфа РФ, особенно в Баренцевом, Охотском и Карском морях.

В экономической сфере комплексная программа должна учитывать, что в связи с большими сроками окупаемости нефтегазовых проектов на континентальном шельфе инвесторам необходима уверенность в благоприятном инвестиционном климате. Фискальная система в отношении новых проектов, требующих больших капитальных затрат, не привлекательна для инвесторов, что снижает конкурентоспособность российских шельфовых месторождений. Поэтому необходимо принять меры к совершенствованию инвестиционного климата для предприятий, связанных с пользованием недрами на континентальном шельфе, для чего предусмотреть стимулирующую налоговую политику и гарантировать стабильность налогового режима на сроки окупаемости проектов. Среди стимулирующих мер налогового характера целесообразно рассмотреть возможность применения понижающих налоговых коэффициентов и налоговых каникул по ставкам налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин, а также механизма ускоренной амортизации.

Следует особо отметить, что военно – промышленный комплекс реально включился в работу по проектированию оборудования для освоения морского шельфа. В то же время почему – то не исполняются уже принятые решения в этой сфере. Так, практически прекращено финансирование федеральной программы «Мировой океан», в рамках которой должны быть проведены работы по созданию высокотехнологичных установок, машин и оборудования для освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики. Поэтому многие наши предприятия вместо реализации фактически ещё одного национального проекта по освоению шельфа вынуждены выполнять заказы на строительство подобной техники для иностранных компаний. А ведь потенциал нашего машиностроения, в том числе в области освоения шельфа, огромен. Так, ФГУП «Севмашпредприятие» уже сейчас строит конкурентоспособные на мировом рынке платформы и танкеры, работающие в сложных условиях Севера. ОАО «Северсталь» ведёт работы по созданию перспективных хладостойких сталей, основными потребителями которых станут судостроительные заводы, изготавливающие конструкции для буровых платформ с целью работы на арктическом шельфе.

Нельзя не затронуть ещё один из важных аспектов освоения недр континентального шельфа – это экология. Сохранение экологического равновесия морской и геологической сред в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов должно стать главной, если не основной целью деятельности по освоению шельфа. Как подчеркивают многие специалисты, регионы континентального шельфа характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению морской воды, донных отложений и атмосферы. Эти факторы предъявляют особые требования к проведению работ по обустройству и эксплуатации месторождений, что означает создание мощной, а главное, безаварийной системы экологической защиты.

Анализируя опыт освоения шельфовых месторождений северо – западной Европы, становится очевидным, что их эффективное использование стало возможным лишь при условии сотрудничества всех государств региона – Норвегии, Дании, Великобритании, не только по вопросам урегулирования правового статуса зоны, но и в сфере технологического обмена и создания в необходимых случаях единой транспортной инфраструктуры. Применённые технологии при освоении месторождений нефти и газа на шельфе северо – западной Европы, начиная с организации приграничного сотрудничества до транспортных инфраструктурных решений, представляют несомненный интерес для России.

На российском шельфе доминирующее положение занимают месторождения тяжёлых нефтей, особенно в районе Печорского моря. В этом регионе целесообразно строить перерабатывающие производства, например, в Мурманске. Это позволит не только решить вопрос обеспечения северного региона топливом, но и предоставит перспективные возможности для экспорта светлых нефтепродуктов.

Таким образом, именно комплексный подход к решению задач развития недропользования на территории континентального шельфа Российской Федерации позволит нам совершить не только технологический рывок, но и обеспечить мощный источник энергетической стабильности, а значит, и устойчивого развития нашего государства.

 

 

 

3 Делимитационные отношения Российской Федерации

 

Действующий в Российской Федерации ФЗ от 30 ноября 1995 г. №187 – ФЗ «О континентальном шельфе РФ» полностью соответствует нормам международного морского права и, в частности, Конвенции 1982 г. В законодательстве РФ существуют акты, определяющие практическое осуществление деятельности по установлению и закреплению внешних границ шельфа.

 Представление РФ в  Комиссию ООН подготовлено в четком соответствии с критериями Конвенции 1982 г. и положениями Руководства. В основе лежит огромный объем информации – данные российских исследований в Северном Ледовитом океане за сорокалетний период. Для определения геологической природы основных проблемных поднятий: хребтов Ломоносова и Менделеева, были организованы специальные высокоширотные геолого – геофизические экспедиции для получения уточненных данных, подтверждающих континентальную природу этих поднятий.

Российская Федерация является первым государством, направившим свое Представление в Комиссию ООН. Практика деятельности Комиссии формируется на примере российского Представления. В процессе работы Комиссии появляются новые нормы международного морского права. Так, обычной стала норма об одностороннем характере исходных данных государства – заявителя, без необходимости ссылок на данные исследований других государств. При изучении вопроса о взаимоотношениях РФ и Комиссии выявлены основные правовые проблемы деятельности Комиссии: несовпадение внешних пределов; использование различных баз данных; использование различных методологий в исследованиях; применение различных критериев при интерпретации результатов.

Помимо использования конвенционного механизма ст. 76 Российской Федерации для начала полноценного осуществления суверенных прав на континентальном шельфе необходимо закончить процесс делимитации морских пространств со смежными государствами. Выбор оптимального принципа делимитации и обоснование необходимости его применения – является актуальным вопросом на переговорах представителей РФ с делегациями смежных государств.

 Российская Федерация  внесла свой вклад в развитие  теории и практики делимитации  путем применения качественно  нового принципа – модифицированной средней линии.

Баренцево море.

1. Вопрос о правовой  принадлежности континентального  шельфа в спорной зоне Баренцева  моря зависит от выбора сторонами  принципа делимитации. Норвегия  с 1965 г. последовательно осуществляет  делимитацию шельфа со смежными государствами только по принципу срединной линии. Россия в качестве продолжателя СССР настаивает на принципе справедливости, выраженном в необходимости учета особых обстоятельств – существующую с 1926 г. и молчаливо признаваемую секторальную границу акваторий Арктики. При этом секторальный раздел пространств Арктики не сложился в качестве общей региональной нормы.

2. Урегулирование коллизионных  вопросов о юрисдикции Норвегии  в морских пространствах вокруг  Шпицбергена возможно только  путем внесения изменений в  Договор 1920 г. при участии всех  государств – участников. Односторонние  шаги Норвегии не находят всеобщего  признания и противоречат принципам: сотрудничества и pacta sunt servanda в международном праве.

Азовское море.

1. На переговорах по  делимитации морского дна противоречия  касаются выбора принципа делимитации. При разграничении дна Азовского моря Украина настаивает на применении принципа uti possidetis,  Российская Федерация предлагает применить принцип модифицированной средней линии, зарекомендовавшей себя при разделе дна Каспия.

Информация о работе Делимитационные отношения Российской Федерации