Делимитационные отношения Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 08:31, контрольная работа

Описание работы

Континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. По данным Министерства природных ресурсов РФ площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. кв. км, что соответствует 21% площади мирового океана. Из них 3,9 млн.кв. м перспективны на нефть и газ, причём 2 млн. кв. км относится к Западной Арктике ( Баренцево и Карское моря), 1 млн.- к Восточной Арктике, 08 млн.- к дальневосточным морям и 0,1 млн.кв.км – к южным морям( Каспийское, Черное, Азовское). При этом 80% перспективных запасов и прогнозных ресурсов углеводородов России сосредоточены на арктическом шельфе, где открыты крупные месторождения нефти и газа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1 Континентальный шельф……………………………………………………..4
1.1 Юридическое понятие континентального шельфа………………………..4
1.2 Правовой режим континентального шельфа……………………………...8
2 Стратегия освоения континентального шельфа Российской Федерации…12
3 Делимитационные отношения Российской Федерации……………………18
Заключение……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Правовой режим континентального шельфа.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2  

1 Континентальный шельф……………………………………………………..4

1.1 Юридическое понятие континентального шельфа………………………..4

1.2 Правовой режим континентального шельфа……………………………...8

2 Стратегия освоения континентального  шельфа Российской Федерации…12

3 Делимитационные отношения Российской Федерации……………………18

Заключение……………………………………………………………………....21

Список использованной литературы…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин « Континентальный шельф» сегодня у всех на слуху. Интерес

этот не случаен. По образному выражению одного западного юриста, все запасы полезных ископаемых, которые таит в себе континентальный шельф, в сравнении с разведанными запасами на сухопутной части нашей планеты – это всё равно, что почтовая марка, наклеенная на спину слона.

Континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. По данным Министерства природных ресурсов РФ площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. кв. км, что соответствует 21% площади мирового океана. Из них 3,9 млн.кв. м перспективны на нефть и газ, причём 2 млн. кв. км относится к Западной Арктике ( Баренцево и Карское моря), 1 млн.- к Восточной Арктике, 08 млн.- к дальневосточным морям и 0,1 млн.кв.км – к южным морям( Каспийское, Черное, Азовское). При этом 80% перспективных запасов и прогнозных ресурсов углеводородов России сосредоточены на арктическом шельфе, где открыты крупные месторождения нефти и газа. Общий нефтегазовый потенциал российского шельфа оценивается в 100 млрд.тонн условного топлива.

В подтверждение вышесказанного следует напомнить о том, что 2 августа 2007 года на Северном полюсе произошло поистине знаковое событие для России. В рамках научной экспедиции «Арктика – 2007» научно – исследовательское судно «Академик Фёдоров» совершило плавание в высокоширотную Арктику, и впервые в истории был осуществлён уникальный эксперимент – два батискафа с учёными – исследователями на борту спустились на рекордную глубину – 4261 м. Одной из главных целей экспедиции было получение образцов глубинного грунта, которые должны послужить окончательным аргументом в пользу доказательства, что район хребта Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы, и соответственно именно Россия имеет исключительные права в отношении имеющихся там запасов полезных ископаемых. Если это будет доказано, то площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн. кв. км.

Объектом изучения данной контрольной работы является современный правовой режим континентального шельфа. Правовой режим континентального шельфа – это порядок осуществления суверенных прав прибрежного государства в соответствии с действующим международным правом. В качестве предмета изучения выступает такой институт международного морского права, как континентальный шельф.

Наряду с техническими проблемами освоения континентального шельфа не меньшую практическую значимость сегодня приобретают и соответствующие правовые аспекты. В самом широком смысле под континентальным шельфом понимается подводная окраина материка до его резкого обрыва на большие глубины. В поперечном разрезе это продолжение материка напоминает своеобразную подводную полку, примыкающую к сухопутному побережью, отсюда, видимо, и название «шельф» ( от англ. «shelf» - « полка»). На таком подходе построено геофизическое (геологоморфологическое) понятие континентального шельфа. Юридическое же понятие континентального шельфа имеет существенные отличия от геофизического.

 

 

 

 

 

 

 

 1 Континентальный шельф

1.1 Юридическое понятие континентального шельфа

 

Основными международно – правовыми актами, регулирующими режим континентального шельфа, являются два универсальных международных договора: Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Необходимо сразу отметить, что обе указанные конвенции не содержат различий в части устанавливаемого ими международно – провового режима континентального шельфа, однако по – разному подходят к его определению.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что Конвенция 1982 г. является своебразным «зонтиком» над другими «морскими» конвенциями. Не случайно её называют «Конституцией морей». Она носит универсальный всеобъемлющий характер. Кроме того, её уникальность ещё и в том, что она по сути кодифицировала целый ряд международно – правовых обычаев. А это в свою очередь означает, что её положений придерживаются в том числе и государства, формально не являющиеся её участниками.

Согласно ст. 1 Конвенции 1958 г. под континентальным шельфом понимается: поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне территориального моря, до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

Таким образом, Конвенция 1958 г.устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

1) глубины (200 м);

2) техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности).

Континентальный шельф, примыкающий к берегам некоторых государств, очень широк, крутизна его склонов невелика, а покрывающие воды имеют небольшую глубину. Таким государствам, например, Аргентине, выгоден критерий глубины при исчислении своего шельфа. У некоторых же государств (например, Чили, Перу, Испания) шельф очень узок, поскольку почти сразу происходит резкий обрыв на большие глубины. Для таких государств применение критерия глубины явно невыгодно.

Что касается критерия эксплуатабельности, то его применение удобно для развитых государств, располагающих высокими технологиями, которые позволяют осуществлять добычу полезных ископаемых на глубинах, значительно превышающих 200 м. Вместе с тем такой критерий не может устраивать государства, чьи технические возможности ограничены. С тем, чтобы разрешить подобного рода противоречия, Конвенция 1982 г., часть 6 которой посвящена континентальному шельфу, предусмотрела компромиссное  решение. Ст. 76 Конвенции устанавливает, что континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Если же окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то континентальный шельф прибрежного государствам не может простираться далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500 – метровой изобаты, которая представляет собой  линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Следовательно, в зависимости от ширины собственного шельфа, возможны три варианта определения внешней границы юридического континентального шельфа прибрежного государства:

1) если ширина шельфа  менее 200 морских миль, отсчитываемых  от исходных линий, то шельфом будет считаться всё морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии в 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий;

2) если ширина шельфа  более чем 200 морских миль, но менее 350 морских миль, отсчитываемых от  исходных линий, то шельфом будет  считаться всё морское дно  и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не  далее 350 морских миль от указанных  исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500 – метровой  изобаты;

3) если ширина шельфа  более 350 морских миль, отсчитываемых  от исходных линий, то шельфом будет считаться всё морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500 -  метровой изобаты.

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа, создаваемую в соответствии с Приложением 2 к Конвенции 1982 г.

Указанные положения Конвенции 1982 г. не применяются, когда речь идёт о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями. В этом случае делимитация континентального шельфа осуществляется на основе соответствующих двусторонних договоров или соглашений. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо – восточной части Балтийского моря; в 1969 г. между Югославией и Италией – в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами – в Северном море.

Российская Федерация имеет границу по континентальному шельфу с 14 государствами. Только при наличии делимитационных соглашений со всеми смежными государствами можно говорить об установлении и функционировании надлежащего режима континентального шельфа. Однако, до сих пор, на значительном протяжении отсутствуют морские границы, установленные в соответствии с действующим международным правом. На сегодняшний день существует мировая практика и зарекомендовавшие себя принципы разрешения споров о разграничении континентального шельфа между прилежащими и противолежащими государствами, в том числе с помощью Международного суда и двух других конвенционных органа: Международного трибунала ООН по морскому праву и Международного органа по морскому дну, призванных решать новые проблемы международного морского права, споры между государствами по вопросам применения и толкования Конвенции 1982 г.

Положения Закона РФ «О континентальном шельфе РФ» 1995 г. полностью соответствуют нормам международного морского права.

Таким образом, юридическое понятие континентального шельфа включает помимо самого шельфа прибрежные районы морского дна, где континентального шельфа в его прямом смысле нет, а также районы морского дна за пределами континентального шельфа. Кроме того, если с географической точки зрения шельф начинается от берега моря, то с юридической – от внешней границы территориального моря, поскольку территориальное море, морское дно и его недра в рамках территориального моря входят в состав государственной территории прибрежного государства.

 

1.2 Правовой режим  континентального шельфа

 

Континентальный шельф находится за пределами территориального моря прибрежных государств и, таким образом, не входит в состав их государственной территории, но вместе с тем государства обладают определёнными правами в отношении их шельфа. Согласно ст. 2 Конвенции 1958 г. и ст. 77 Конвенции 1982 г. прибрежные государства осуществляют в отношении континентального шельфа суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.

Природные ресурсы включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т.е. те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа характерны два основных признака:

1) целевой характер –  разведка и разработка естественных  богатств;

2) исключительность, т.е. бесспорная  принадлежность данному прибрежному  государству.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация на континентальном  шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом Федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

1) суверенные права в  целях разведки континентального  шельфа и разработки его минеральных  и живых ресурсов;

2) исключительное право  разрешать и регулировать буровые  работы на континентальном шельфе  для любых целей;

3) исключительное право  сооружать, а также разрешать  и регулировать создание, эксплуатацию  и использование искусственных  островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении  морских научных исследований, защиты  и сохранения морской среды, прокладки  и эксплуатации подводных кабелей  и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов континентального шельфа юридическим и физическим лицам.

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

 Российская Федерация, осуществляя суверенные права  и юрисдикцию на континентальном  шельфе, не препятствует осуществлению  судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе искусственные острова, сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения,  ни зоны безопасности вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Информация о работе Делимитационные отношения Российской Федерации