Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании?
Наркомания стремительно распространяется по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что в последнее время отмечается значительная тенденция "омоложения" наркомании - возрастная граница наркозависимых опустилась до 10-12 лет.

Файлы: 1 файл

Бжз.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

 

Безопасность  жизнедеятельности

 

 

 

Реферат

Тема: " Взаимодействие семьи, школы и социума  в процессе профилактики наркомании среди  детей и подростков"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

" Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди  детей и подростков"

 

Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании?

Наркомания стремительно распространяется по России. Цифры  статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что в последнее время отмечается значительная тенденция "омоложения" наркомании - возрастная граница наркозависимых опустилась до 10-12 лет.

       Даже школа стала отнюдь не безопасным местом для детей. Как не стараются учителя, в школьных туалетах все равно время от времени находят использованные шприцы. Для наркоторговцев каждый школьник - это потенциальный потребитель их "товара". Дети сильно подвержены влиянию, и пользуясь их наивностью, их "взрослые друзья" предлагают им первую дозу совершенно бесплатно. Дети учатся друг у друга, и практика показывает, что один наркоман втягивает еще около 10 человек

     Человечество давно пытается найти способы борьбы с этим злом: социальные, политические, медицинские, правовые. Но беда, под названием «наркомания», приходит в дом неожиданно, для неё нет ни возрастных, ни социальных границ.

Наркотики известны с глубокой древности. Многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки - для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум - для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского "трава»).

     Первый этап профилактики наркоманий относится к 50-70 годам.

  Второй этап приходится на 80-е годы.

       И вот  во второй половине 90-х гг. в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна, новая – наркомания.

 Учась в своей  школе, мы задумались, а сели среди нас наркоманы, и что нужно делать, чтобы не пополнить ряды зависимых от наркотиков.

 

)Можно предположить что:

  1. Важным фактором, оказывающим влияние на начало употребления наркотиков является стиль взаимоотношений в  семье.
  2. К употреблению наркотиков предрасполагает « проблема  времени», т.е. неспособность организовать подростками его с пользой для себя и общества.
  3. Одним из важнейших факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотическим веществам, является нарушение личностных   особенностей подростка.

По результатам исследования среди учителей, учеников и родителей, выяснили их мнение:

       По  результатам данного опроса можно сделать выводы:

1. Обстановка в семье: отчуждение  между детьми и родителями, которое часто встречается не только в проблемных, но в среднестатистических и в «благополучных» .

2. Психологические  проблемы подросткового возраста: Любопытство, беззаботность, эффект компании, потребность в самоутверждении

3. Личностные  особенности: неумение расслабиться: наркотики становятся способом ухода от проблем; опыт употребления алкоголя, слабый характер.

  1. Неорганизованность досуга , создание привлекательного имиджа наркотиков и человека, «употребляющего наркотики», через СМИ и продукты массовой культуры; физическое принуждение к употреблению наркотиков.

 

 

     К употреблению наркотиков склонны в большей степени мальчики по сравнению с девочками, и первое знакомство с наркотиками происходит не раньше 9-10 класса (14-15 лет). Но профилактику наркомании в школах  нужно начинать в начальных классах, подыскивая соответствующие возрасту формы и методы, самые же «опасные годы» – это 7–8 классы, «...у них идет становление своего «Я», они должны утвердиться, к 9 классу они уже как-то определились.

 

 В следующей таблицы  приведены результаты опроса у полных семей, не полных и неблагополучные семей. С целью определить стиль воспитания в каждой семье и сколько времени проводят дети со своими родителями.

    В результате опроса можно сделать выводы:

 что в семьях детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, преобладают авторитарный, попустительский стиль воспитания,

 в полных семьях преобладают демократический стиль воспитания,

 в семьях неполных  на первом месте преобладает опекающий  стиль, на втором месте демократический стиль.

 Оказывается что на вопрос к родителям: « Какое самое запоминающее мероприятие с ребенком они могут назвать выяснилось, что 34% родителей смогли вспомнить только совместныепрогулки в детстве

28%- совместное посещение кинотеатра

12%- совместный просмотр телепередач вечером перед телевизором

9%-не смогли ничего

21%-совместное проведение отпуска

По опросу детей можно сделать выводы, что 12% детей назвали совместное посещение зоопарка в детском садике

23% совместное посещение кинотеатра

31 % ничего не смогли назвать  и среди этих детей оказались  , дети попавшие в трудную жизненную  ситуацию

18% - совместное проведение отпуска

Результаты опроса позволяют сделать  вывод, что родители очень мало уделяют внимание детям. Это связано  ( по мнению родителей)с рядом проблем:

  • занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями. Иногда работают на нескольких работах.
  • перекладывание проблем в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы.
  • родители, ведущие аморальный образ жизни – отклоняются  от воспитания своих детей. 

 

     Мы делаем вывод ,что большое значение  имеет фактор «неполной или конфликтной семьи». Имеются данные о том, что нежеланные дети  чаще вовлекаются в употребление наркотических веществ. Практически все исследователи отмечают, к нарушению характера воспитания в семьях подростков относятся жесткий контроль, недоверие к подростку, недостаточность общения родителей с подростком, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему, а так же хаотичный тип воспитания.

Расположение значимости  факторов по степени тяжести и психотравмирующему влиянию на подростка выглядит следующим образом:

  1. Эмоциональная депривация
  2. Потеря родителей или одного из них
  3. Жестокие отношения в семье
  4. Отсутствие эмоциональной теплоты и заинтересованности в ребенке

Важным фактором, оказывающим влияние на начало употребления наркотиков является стиль взаимоотношений в  семье.

 Учащимся было предложено составить режим дня  и как они предпочитают проводить свободное время от школы. По результатам опроса учащихся были получены следующие результаты:

      По результатам нашего исследования мы выяснили, что почти 40 % учащихся предпочитают проводить время у компьютеров, а дети из семей попавших в трудную жизненную ситуацию предпочитают проводить время на улице с друзьями . Среди детей , попавших в трудную жизненную ситуацию 12 % не посещают ни творческие мастерские, не секции.

     Анализ времяпрепровождения некоторых подростков и молодых людей убеждает в том, что именно безделье порождает дурные привычки. Возникает чувство сожаления и досады, когда видишь, как в подъездах, на лестничных площадках некоторые подростки буквально изнывают от скуки - ничегонеделание всегда утомляет. При этом они, как правило, в разговоре с взрослыми сетуют на отсутствие организованного досуга. Но общение, необходимое молодым ребятам, подросткам, может быть интересным, когда они сами сделают его таковым.

Чтобы каким-то образом скрасить свое безделье, некоторые подростки начинают прибегать к приему наркотиков, делая, таким образом, сознательно первый шаг к беде.

Были заданы двум группам подростков пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста: «Почему вы начали курить?» и «Почему начали прием наркотиков?» Их ответы были следующие: «глядя на других», «от нечего делать», «по глупости», «не задумывался» (просто так).

 Но самое главное здесь,  что каждый из ответов говорит  о неоправданности, необоснованности, бессмысленности поведения этих  подростков. Праздное безделье породило  неопределенность интересов, которые способствовали стремлению подростков к несодержательному времяпрепровождению и распространению различных вредных привычек, в том числе и наркомании.

Появление свободного времени, а затем его бесцельное препровождение являются благодатной почвой для  нее.

 

   Особую роль   в противостоянии личности к употреблению наркотических веществ играют ее психологические особенности и внутренние механизмы реагирования.

Гипертимный тип - для этих людей характерно постоянное возбуждение, повышенное настроение. Неиссякаемая энергия, хорошее физическое развитие делают их привлекательными для сверстников. Физическая акселерация, развитый интерес ко всему новому может подтолкнуть к раннему употреблению наркотических веществ и антисоциальным поступкам.

   Слабым местом для психологии такого человека является вынужденное ограничение бурной активности, строго регламентируемый режим, одиночество, безделье. В ответ на это они декомпрессируются и выдают бурную реакцию эмансипации.

Истероидный тип. Его часто называют демонстративным по причине постоянной жажды внимания к себе со стороны окружающих в любой форме.

  Слабое место-удар по самолюбию или отсутствие внимания окружающих.

Употребление наркотических веществ носит так же демонстративный характер и используется для поднятия престижа.

Экслюзивный тип-внешне эти люди мелочные, склонные к резким вспышкам злобности и агрессивности. Они склонны делить все вокруг на «правильное» и «неправильное»

  Слабое место - ущемление интересов и стремлений. Декомпенсация наступает быстро в виде злопамятности, мстительности. Из-за повышенной развитости инстинктов в сочетании с заботой о своем здоровье, эти личности обычно употребляют официально разрешенные, наркотические вещества. Но при употреблении  у них очень быстро развивается тяжелая зависимость.

Неустойчивый  тип. Из-за волевого дефицита в поведенческой сфере возникает подчиняемость, ведомость и уход ,как универсальная реакция на любые жизненные трудности

Слабым местом у данных лиц является отсутствие дисциплины, безнадзорность.

Декомпенсация наступает в форме антисоциального поведения, обширного употребления наркотических веществ ,уклонения от работы и учебы

Астенический  тип . Они характеризуются прежде всего психологической чувствительностью, тревожностью. Повышенная эмоциональность(переживания по поводу критических замечаний, неудач и т. д. Избыточная критичность к себе и природная осторожность этих лиц приводит к тому, что среди них крайне редко встречается анти социальность и злоупотребление наркотических веществ.

Слабым местом для них является отвержение эмоционально значимых лиц, социальные конфликты.

Аутистический тип. Меньше всего их волнует « что скажут другие»  эти люди предпочитают одиночество. Следствие этого их слабое место-необходимость установления контактов и близкие отношения с кем либо.  Отсутствие приспособления к реальности, отрыв от действительности приводит к дезадаптации личности. В случае антисоциального поведения, аутисты совершают правонарушения не в компаниях, а в одиночку, хладнокровно, продуманно. Употреблять наркотические вещества они могут для стимуляции навыков общения.

 Отсюда мы можем утверждать, что одним из важнейших факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотическим веществам, является нарушение личностных   особенностей подростка.

 

         Формы профилактической работы с детьми и подростками

Профилактика злоупотребления наркотическими веществами на современном этапе имеет разнообразные формы организации. На уровне государства выделяют два основных направления профилактической деятельности:

  1. Меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков
  2. Меры, направленные на предотвращение употребления наркотических веществ и развитие зависимости от них, а так же уменьшение вредных последствий.

 

          Современный этап  развития психолого- педагогической профилактики характеризуется многообразием технологических подходов и организационных форм.

 Выделяют  следующие подходы:

1.Информационный подход-базируется на предоставлении информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Информация о работе Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков