Валеология как наука о здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:32, творческая работа

Описание работы

С самого момента своего появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье.

Файлы: 1 файл

Валеология.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Сыктывкарский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Безопасность жизнедеятельности.

Тема

Валеология как наука  о здоровье человека.

Фамилия студента

Бойчев

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

Александрович

№ контракта

1210012403701085


 

Содержание

  1. Валеология как наука о здоровье человека……………………………….. 3

 

 

 

Основная часть

  1. Валеология как наука о здоровье человека. 

С самого момента своего появления  на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). С тех нор валеология как научное направление и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

К настоящему времени можно следующим  образом определить основные понятия, характеризующие валеологию:

Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит представление  о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших  отличии валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.

 

Объектом валеологии является практически  здоровый, а также находящийся  в состоянии предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья н  резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.

Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней п внешней среды. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования н достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Задачами валеологии являются:

 Изучение закономерностей формирования  здоровья человека.

 Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

 Формирование установки на  здоровый образ жизни.

 Сохранение и укрепление  здоровья и резервов здоровья  человека через приобщение его  к здоровому образу жизни. 

Взаимосвязь валеологии с другими науками. Каждому этапу развития человеческого общества свойственен определенный прогресс развития науки. В значительной степени это относится к наукам о здоровье человека. Однако сами понятия здоровья и обеспечивающих его факторов настолько сложны и многогранны, что оказались предметом рассмотрения многих наук, каждая из которых изучает лишь определенные аспекты этих основополагающих вопросов. В результате изучение проблем здоровья и путей его обеспечения оказалось предметно разорванным. Вобрав в себя достижения многих наук и взяв за основу достижения, наука человеке биологии, генетики, физиологии, психологии и многих других сторон его жизнедеятельности валеология создает интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека.

Особенно тесные взаимоотношения  складываются у валеологии с медициной, которая включает в себя отрасли, занимающиеся отдельными вопросами обеспечения здоровья, в частности санологию и гигиену. Но валеология, как уже отмечалось, имеет свои собственные характеристики как самостоятельная наука (проблему, предмет, объект, метод и т.д.), поэтому между этими науками существуют и принципиальные различия.

Валеология переносит акцент в  решении основополагающих проблем  здоровья с чисто медицинских, определяемых воздействием на человека соответствующих подходов, на самого человека, на его ответственность за свое здоровье! Однако следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопронизываются с интересами, например, гигиены, санологии и патологии.

Таким образом, анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место, как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.

Несмотря на свою очевидную молодость, в валеологии, находящейся на стыке  многих наук, происходит заметная дифференциация, отражающая, прежде всего специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей научного знания.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие ее основные направления.

 

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

От общей валеологии, которую  можно рассматривать как ствол  дерева науки, отходят се ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и  их диагностику, изучает способы  внешнего поддержания здоровья и  предупреждения заболеваний, разрабатывает  методы и критерии оценки состояния  здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Возможно, уже в ближайшее время  медицинская валеология должна будет  приобрести особое место в подготовке семейных врачей, деятельность которых  во многом будет ориентирована на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает  вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку  на здоровье и здоровый образ жизни  на различных возрастных этапах возрастного  развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами:

 потребностью общества  в срочных мерах по оздоровлению  человека через воспитание у  него культуры здоровья;

 проблемой негативного  влияния образовательной среды на здоровье детей

 относительной дешевизной  введения и реализации валеологических  программ для оздоровления населения.

 

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое  образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологическая культура.

Валеологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных  и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение — это  процесс формирования знаний о закономерностях  становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования  должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, эстетическим и другими.

 

Задачи педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них  следует отнести:

  Воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

 Обучение человека средствам  и методам оценки своего физического  состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

  Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья людей и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.н.

  Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.

 Работа с родителями  с целью создания благоприятных условий для здоровья детей в семье.

  Работа с педагогическим составом образовательного учреждения для создания коллектива единомышленников-педагогов, ориентированных на здоровьесберегающую профессиональную деятельность, и валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Возрастная валеология изучает  особенности возрастного становления  здоровья человека, его взаимоотношения  с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Профессиональная валеология изучает  вопросы, связанные с проблемой  обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную ориентацию посредством построенныех на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует  особенности влияния различных  особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого  из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью — целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует  влияние природных факторов и  последствий антропогенных изменений  в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях.

Информация о работе Валеология как наука о здоровье человека