Традиционные семейные ценности как фактор обеспечения национальной безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 01:34, дипломная работа

Описание работы

Когда мы говорим о семейных ценностях в общепринятом понимании, то можем легко оперировать этим понятием и понимать в общих чертах, что оно означает. Когда же темой разговора становятся традиционные семейные ценности, то возникают и дискуссии, и определенные недопонимания друг друга. Существует множество определений этого термина, но все они, как правило, носят громоздкую и неудобоваримую форму. Самым простым определением было бы охарактеризовать данную форму ценностей как результат взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами и религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава I. Традиционные семейные ценности в современном мире.
1.1 Традиционные семейные ценности, понятия и сущность……………...7
1.2 Эволюция семейных ценностей в странах Запада……………………..12
1.3 Духовные основы семейных ценностей в России…………………….20
Глава II. Основные направления сохранения традиционных семейных ценностей в контексте обеспечения национальной безопасности РФ.
2.1 Морально-психологические основы сохранения традиционных семейных ценностей в контексте обеспечения национальной безопасности РФ…………………………………………………………………………
2.1 Материальные основы сохранения традиционных семейных ценностей в контексте обеспечения национальной безопасности РФ.
2.2 Основные направления совершенствования правовых и организационных основ государственной политики в сфере сохранения традиционных семейных ценностей………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Семья.docx

— 765.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

Традиционные семейные ценности как фактор обеспечения

национальной безопасности РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

Содержание............................................................................................................2

Введение…………………………………………………………………..…….3

Глава I. Традиционные семейные ценности в современном мире.

    1. Традиционные семейные ценности, понятия и сущность……………...7
    2. Эволюция семейных ценностей в странах Запада……………………..12
    3. Духовные основы семейных ценностей в России…………………….20

Глава II. Основные направления сохранения традиционных семейных ценностей в контексте обеспечения национальной безопасности РФ.

2.1 Морально-психологические основы сохранения традиционных семейных ценностей  в контексте обеспечения национальной безопасности РФ…………………………………………………………………………

2.1 Материальные основы сохранения традиционных семейных ценностей  в контексте обеспечения национальной безопасности РФ.

2.2 Основные направления  совершенствования правовых и  организационных основ государственной  политики в сфере сохранения  традиционных семейных ценностей………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Традиционные семейные ценности в современном мире.

 

    1. Традиционные семейные ценности, понятия и сущность.

  Когда мы говорим  о семейных ценностях в общепринятом  понимании, то можем легко оперировать  этим понятием и понимать в  общих чертах, что оно означает. Когда же темой разговора становятся  традиционные семейные ценности, то возникают и дискуссии, и  определенные недопонимания друг  друга. Существует множество определений  этого термина, но все они, как  правило, носят громоздкую и неудобоваримую  форму. Самым простым определением  было бы охарактеризовать данную  форму ценностей как результат  взаимодействия на продолжительном  этапе времени общества с его  взглядами и религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.

Традиционные семейные ценности  невозможно исследовать в отрыве от закономерностей функционирования института семьи.

 

     Поэтому прежде чем  рассмотреть сущность традиционных  семейных ценностей, остановимся  на оценке роли семьи как  базового социального института  государства и общества, а также  изменении ее функций в процессе  развития.

   Семья это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

  Как социальное явление  семья изменяется вслед за  развитием экономического базиса  общества; в то же время прогресс  форм семьи обладает относительной самостоятельностью.

  На всех этих ступенях  развития института семьи основной формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию. 
  В качестве устойчивого социального объединения семья возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов.

 Первая историческая форма моногамной семьи. - патриархальная семья, управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников - мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов).

 Патриархальная семья являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. В то же время развитие свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы С. Вместе с тем устранение многоженства сопровождалось ростом проституции и адюльтера.

  С переходом к феодализму "... моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность" (Энгельс Ф., там же, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. Владычество мужчин было освящено, покорность и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей. На "экономическом каркасе" брака появился "трогательно-сентиментальный покров". Господствующий класс, освобожденный от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться "рыцарское отношение к женщине" и "рыцарская любовь". Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы.

 

 

 Противоречие в С. между "поработителем - мужчиной и порабощенной  женщиной" было дополнено не  менее острым конфликтом между  экономическими целями собственнической  моногамии и избирательностью  полового влечения, которая наиболее  сильно проявляет себя в чувстве любви.

 

   Капиталистическая индустриализация разрушила - по крайней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и производством, а из всех экономических функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта; в С., связанных с капиталистической частной собственностью, экономическая функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших "неразделённых" С. и их патриархальной структуре. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер. 
  Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг.

 

Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в буржуазных государствах дискриминацию в оплате женского труда.

 

 

Под влиянием революционной борьбы пролетариата женщинам во многих странах были предоставлены гражданские права, в том числе право на развод.

 

Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе.

 

  Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

Однако самая важная часть вклада мужчин падает на более периферийные виды хозяйственной деятельности С., тогда как женщины, независимо от того, работают они на производстве или нет, несут на своих плечах основное бремя домашнего труда.

 

Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило "нагрузку" на моральные узы. 
В капиталистическом обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, "реконструкция" на основе промышленного и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для паразитических слоев. Частнособственнические отношения при капитализме способствуют распространённости браков по экономической выгоде, по расчёту. Экономические, политические и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутренних, семейных, проблемах принимает форму её "самоизоляции". В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов. Так, в США в 1890 один развод приходился на 16 браков, в 1900 - на 13, в 1911 - на 11, в 1920 - на 6, в 1940 - на 5, в 70-х гг. на 3,5-4 брака. Увеличивается и количество неофициальных разводов - "дезертирств" (главным образом мужчин). 
В результате социалистических преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и национальных предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистического типа С. 
Марксизм-ленинизм отвергает буржуазные и анархистские утверждения, будто обобществление средств производства в социалистическом и коммунистическом обществе должно обязательно сопровождаться "обобществлением" женщин и детей, разрушением С. В действительности коммунистическим идеалом отношений между полами является... гражданский брак с любовью... " (Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 49, с. 56). 
Социалистическая С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономическому расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главной общественной функцией С. при социализме становится обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей (см. Семейное воспитание). Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистических преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, государством, повышается социальная активность С. Вместе с тем определённое число С. в условиях социализма не свободно от феодально-религиозных, мещанских и других пережитков. Это обусловливает ещё сравнительно высокий процент разводов в социалистическом обществе. В СССР в 1960 было 1,3 развода на 1000 чел., в 1965-1,6, в 1970-2,6, в 1973 - 2,8.

 Изменения, происходящие  в российской социокультурной  действительности и современном  мире под воздействием общецивилизационных тенденций таких как глобализация, информационная, сексуальная и иные революции оказывают существенное влияние на эволюцию семейных функций их ценностного содержания.

  Современная семья  постепенно отходит от функционирования  в качестве института с жесткими  нормами, деперсонализированными функциями и четко заданными образцами поведения. В частности, это проявляется в постепенном изменении структуры семьи: от многопоколенной родственной к бинарной (нуклеарной) супружеской.

  Деструктивное содержание  наблюдается и в репродуктивной  функции. Это проявляется в установках  иметь детей в более позднем  возрасте (около 30 лет) или не иметь  детей совсем. По данным  социологического исследования на вопрос о репродуктивных установках молодежи большинство молодых людей ответили, что они не спешат связывать себя брачными обязательствами, потому, что супруги с детьми упускают возможности для других радостей (17,3 %), что дети отнимают очень важную часть жизни взрослого (30,4 %) и что уход за детьми требует слишком больших усилий, отвлекая от профессиональной карьеры (68, 7 %). Именно поэтому девушки планируют замужество после 25 лет - после достижения «независимости и стабильности положения в обществе», а юноши - еще позже: 27 - 30 лет. При этом более 10 % респондентов видят себя бездетными, более 25% опрошенных хотели бы иметь только одного ребенка. Следует отметить еще одну тенденцию изменения репродуктивных установок - это положительное отношение к возможному отказу от рожденного ребенка вне брака или до совершеннолетия. Так, лишь 8 % девушек - участниц опроса боятся морального осуждения в случае отказа от ребенка.

 

 
 

 

 

 

 

    1.  Эволюция семейных ценностей 

Социальная и социально-педагогическая работа с семьей и детьми имеет длительную историю развития в западных странах. Она представляет собой целую индустрию, включающую помощь со стороны государства, общественных, религиозных, коммерческих организаций и частных лиц. В каждой стране создана своя система социальной работы.

В США, например, одним из центров работы с семьей является община. Под общиной понимается совокупность населения тех или иных территориально-административных единиц, включающих ряд жилых кварталов в городах или поселениях и состоящих из индивидуальных домов в пригороде. Государственные законы закрепили существование общинных центров, и часто ими становятся школы. Термин «общинная школа» в смысле «центр общественной жизни общины» применяется к тем школам, которые предоставляют населению свое здание, оборудование и т.д. Такие школы, преобразованные в центры, открыты с утра и до позднего вечера в течение всего года.

Информация о работе Традиционные семейные ценности как фактор обеспечения национальной безопасности РФ