Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_po_BZhD.docx

— 362.46 Кб (Скачать файл)

метод   активного   целенаправленного   маркетинга,   должно    «агрессивно»

формировать спрос  на  свою  продукцию.  Для  этого  используются  различные

маркетинговые методы  и  приемы:  сегментация  рынка,  оценка  его  емкости;

организация  рекламной   кампании,   включая   всестороннее   информирование

потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее  благоприятных  свойствах

продукции и предприятия в целом;  анализ  поведения  конкурентов,  выработка

стратегии  конкурентной  борьбы,  разработка  политики  и   мер   управления

издержками  и т.п.

6. МЕТОД  «ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ»

 

    Оценка альтернатив в случае, когда действие, предпринимаемое   на  одной

стадии,  зависит  от  действия,  предпринятого   на   предыдущей,   является

достаточно  сложной.

      Построение  «дерева  решений»  чаще  всего  используется  для  анализа

проектных  рисков.  Метод  применяется  для  тех  проектов,  которые   имеют

обозримое количество вариантов развития. При  этом  аналитик,  осуществляющий

построение  «дерева  решений»,  для   формулирования   различных   сценариев

развития  проекта должен обладать необходимой  и  достоверной  информацией  с

учетом  вероятности и времени  их  наступления.  Можно  предложить  следующую

схему управления проектом, последовательности сбора  данных  для  построения

«дерева решений»:

. определение  состава и продолжительности  фаз жизненного цикла проекта;

. определение   ключевых  событий,  которые   могут  повлиять  на  дальнейшее

   развитие проекта;

. определение  времени наступления ключевых  событий;

. формулировка  всех  возможных  решений,  которые   могут  быть  приняты  в

   результате наступления каждого ключевого события;

. определение  вероятности принятия каждого  решения;

 . определение стоимости каждого этапа осуществления проекта (стоимости

   работ между ключевыми событиями)  в текущих ценах.

 

    На основании полученных данных  строится  «дерево  решений»,  структура

которого  содержит  узлы,  представляющие  собой  ключевые  события   (точки

принятия  решений),  и  ветви,  соединяющие  узлы,  -  работы  по  реализации

проекта.

      В результате построения «дерева   решений»  рассчитываются  вероятность

каждого сценария развития проекта, NPV по  каждому  сценарию,  а  также  ряд

других  принципиально важных показателей.

 

      Следует  отметить,  что   очень  часто   по   различным   причинам,   в

значительной  мере   в   связи   с   отсутствием   достоверной   информации,

использование  статистического  метода  или  метода  «дерева   решений»   не

представляется  возможным.

      В таких случаях  применяются  методы, использующие результаты  опыта  и

интуицию, то есть эвристические методы или  методы экспертных оценок.

 

 

 

            Пример, основанный на методе  построения дерева решений

 

      В более сложных ситуациях  в анализе используют  так   называемый  метод

построения  дерева решений . Логику этого метода рассмотрим на примере .

      Пример : управляющему автосервису «Арьат-Авто» нужно принять решение о

целесообразности  приобретения станка М1 для проведения  работ «сход-развал»

либо  станка М2 . Станок М2  более  экономичен  ,  что обеспечивает  больший

доход на единицу обслуживаемой техники, вместе с  тем  он  более  дорогой  и

требует относительно больших накладных  расходов :

|                      |Постоянные расходы    |Операционный  расход на|

|                      |(в у.е.)              |единицу обслуживаемой |

|                      |                      |техники (в у.е.)      |

|Станок  М1             |15000                 |20                    |

|Станок  М2             |21000                 |24                    |

 

 

      Процесс принятия решения может был выполнен в несколько этапов :

 

     Этап 1. Определение цели .

 

 

      В   качестве   критерия    выбиралась    максимизация  математического

ожидания  прибыли .

 

     Этап 2 . Определение набора  возможных   действий  для  рассмотрения  и

анализа ( контролируются лицом , принимающим решение)

 

     Управляющий может выбрать один  из двух вариантов :

 

     а1 = {покупка станка М1}

 

     а2 = {покупка станка М2}

 

     Этап 3 . Оценка возможных исходов  и их вероятностей ( носят  случайный

характер ).

     Управляющий  оценивает  возможные  варианты  годового  спроса  (кол-во

обслуживаемых автомобилей) на продукцию  и  соответствующие  им  вероятности

следующим образом :

 

     х1 = 1200 единиц с вероятностью 0.4

     х2 = 2000 единиц с вероятностью 0.6

     Этап 4. Оценка математического ожидания  возможного дохода :

[pic]

 

        Е (Да ) = 9000 * 0 . 4 + 25000 * 0 . 6  =8600

        Е (Дб) = 7800 * 0 . 4 + 27000 * 0 . 6 = 19320

   Таким образом , вариант с приобретением станка  М2  экономически  более

   целесообразен.

 

    Решение  принимается  в   условиях  неопределённости   ,   когда   из-за

недостатка  информации  невозможно  количественно  оценить  вероятность  его

возможных результатов. Это довольно часто  встречается  при  решении  новых,

нетипичных  проблем, когда  требующие  учёта  факторы  настолько  новы  и/или

сложны,   что   о   них   невозможно   получить    достаточно    информации.

Неопределённость  характерна и для некоторых  решений  ,  которые приходится

принимать в быстро меняющихся ситуациях . В итоге вероятность определённой

альтернативы  невозможно оценить с достаточной  степенью достоверности.

    Сталкиваясь с  неопределённостью,  управляющий  может использовать  две

основные  возможности:

     1)  попытаться   получить   дополнительную   информацию   и   ещё   раз

проанализировать  проблему с  целью  уменьшить  её  новизну  и  сложность.  В

сочетании  с опытом  и интуицией это   даст   ему   возможность   оценить

субъективную , предполагаемую вероятность возможных результатов;

     2)    когда не хватает времени  и / или средств на  сбор  дополнительной

информации, при принятии решений приходится полагаться  на  прошлый  опыт  и

интуицию.

Вопрос 8

Последовательность изучения опасности 
 
Предотвращение любой опасности базируется на знании их причин. Между реализованными опасностями и их причинами возникновения наблюдается причинно-следственная связь: опасность – есть следствие некоторой (некоторых) причины, которая, в свою очередь, является следствием другой причины. Таким образом, причины и опасности образуют цепные структуры, которые, будучи изображенными графически, напоминают деревья. Поэтому при исследовании опасностей используют понятия «дерево опасностей» или «дерево причин и опасностей» [1, 10]. 
 
Процесс построения дерева многоэтапный, степень детализации диктуется только целесообразностью.  
 
Стадия 1. Предварительный анализ опасности: 
 
Шаг 1. Выявление всех источников опасности. 
 
Шаг 2. Определение частей системы, которые могут вызвать выявленные опасности. 
 
Шаг 3. Внесение ограничений в систему, т.е. исключение опасностей, которые не могут случиться. 
 
Стадия 2. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.  
 
Стадия 3. Анализ последствий, расчет риска. 
 
На рис. 1.2 показано дерево опасности, которое может быть построено для анализа причин возможной смерти космонавта. Заштрихованные блоки дерева – маловероятные события, которыми при анализе можно пренебречь.

Вопрос 9

 
Основы  природоохранительного законодательства в РФ установлены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.). Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает в себя на сегодняшний день санитарные нормы и правила Минздрава РФ, строительные нормы и правила Госстроя РФ, систему стандартов "Охраны природы", документы Министерства по охране окружающей природной среды и природных ресурсов. Санитарные нормы Минздрава РФ устанавливают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни воздействий на окружающую среду (шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных полей от различных источников, ионизирующих излучений). Системой строительных норм и правил предусмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования окружающей среды и рационального природопользования. Система стандартов "Охрана природы" - составная часть государственной системы стандартизации. Управление охраной окружающей среды осуществляется советами всех уровней и их исполнительными органами, Советами Министров, исполкомами областных, городских и районных советов, а также специально уполномоченными органами: Министерством РФ по охране окружающей природной среды и по защите атмосферы, гидросферы и т. п. Мероприятия по охране окружающей среды являются обязательной составной частью текущих и перспективных планов развития регионов. На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы. Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Рассмотрим одну из важнейших проблем экологии: исчезновение лесных массивов в России. На Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологии обсуждался вопрос об угрозе, которую несет людям гибель леса. О том, что Россия "лысеет", сказал представитель Межведомственной комиссии по экологии Алексей Яблоков, когда подводил итоги дискуссий. Ему довелось ознакомиться со снимками, сделанными специальными спутниками. Так вот, из космоса видно, что территории, где некогда шумели леса, превратились в "пустыни". Именно так смотрится республика Коми, на нашей памяти прославившаяся "стройкой дружбы" - огромным лесоповалом, где работали болгарские лесозаготовители. Сейчас столь же "эффективно" истребляют русский лес наши друзья-партнеры в Хабаровском крае (здесь работают северокорейские договорники). "Опустынивание" - термин, который прозвучал на Международном форуме в Рио-де-Жанейро, прозвучал с тревогой за судьбы планеты. Столь же взволнованно мировая общественность обсуждала и обсуждает судьбы лесов Амазонки, признавая в их гибели экологическую опасность для всей планеты. Русский лес составляет почти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь, его рациональное использование, безусловно, тоже глобальная проблема, жизненно важная для всей планеты, для ее экологического благополучия. Сейчас в этих местах внимательные россияне с тревогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем грозит населению? И как же его спасать - наш русский лес (и нас вместе с ним)? На первый взгляд, особенно если пользоваться отечественной статистикой, положение в нашем лесу не таит угрозы экологической безопасности. Рослесхоз, например, сообщает, что площадь покрытых лесом земель за последние пять лет увеличилась на 6 млн. га. Однако при этом в Кемеровской, Пермской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии значительно уменьшились площади покрытых лесом земель. Государственный учет лесного фонда (1993 г.) показал, что площадь погибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтенные до 1988 года, за 5 лет составила 1,7 млн. га. Основные причины гибели: несвоевременный уход и заглушение мягколиственными породами, потравы скотом и дикими животными, неблагоприятные климатические факторы (вымокание, выжимание, засуха, заморозки), лесные пожары. Объемы заготовки древесины по главному пользованию в последние годы резко сократились. Если в 1988 г. заготовлено З25 млн. куб. м, то в 1993 г. только 174 млн. куб. м, или 46%. Объем лесопользования сравнялся с самым низким за послевоенный период уровнем (1947 г. - 155, 1948 г. - 184 млн. куб. м). Лесопользование ведется со значительными потерями древесины и недорубами (в 1993 г. - 4,9 млн. куб. м). Помимо экономического ущерба, это приводит к захламлению лесов, создает дополнительную пожарную опасность, способствует возникновению очагов вредителей. Более всего оставлено древесины на лесосеках Сибири и Дальнего Востока. С переходом к рыночным отношениям, с изменением форм собственности значительно увеличилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства. Распространенный характер получили случаи вывоза за рубеж лесоматериалов и продажа их по ценам ниже мировых. По данным МВД России, только в 1993 году предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157,4 тыс. куб. м леса и пиломатериалов. Государственная лесная охрана выявила, что число случаев незаконных порубок по России увеличилось в 1993 году в 2,8 раза, по сравнению с 1992 годом, а объем незаконно срубленной древесины - в 1,3 раза. Так, по данным органов госконтроля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образованиях, использование лесосырьевых ресурсов совместными предприятиями, товариществами, акционерными обществами и другими предпринимательскими структурами ведется неудовлетворительно. В Приморском крае, например, в 1993 году по результатам освидетельствования мест рубок лесозаготовителями брошено на лесосеках 95 тыс. куб. м., в Томской области - 146 тыс. куб. м древесины. Заготовленная древесина поставляется на экспорт, в основном в круглом виде, преимущественно хвойных пород. Вскрыты факты незаконного экспорта древесины с использованием поддельных копий лесорубочных билетов, выданных комплексными предприятиями Рослеспрома (Приморский край, Томская область), незаконной заготовки, скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезающих видов растений (женьшень, элеутерококк и другие). Положение усугубляется отсутствием правовой защиты работников гослесоохраны от посягательств лесонарушителей на их жизнь, здоровье и имущество. Отсутствие централизованных бюджетных средств, невыделение их Минфином России на приобретение служебного оружия не позволяет обеспечить должностных лиц гослесоохраны средствами самообороны. Только в 1993 году нападениям вооруженных лесонарушителей подверглось 15 человек, из них 6 человек убито. В январе текущего года убит директор лесхоза в Московской области, в феврале - начальник Пензенского управления лесами, в апреле - лесник Госкомлесхоза Ингушской республики. В Российской Федерации 56% сельскохозяйственных угодий подвержены водной и ветровой эрозии. Прогрессируют процессы разрушения пашни, образования подвижных песков и оврагов. Среднегодовое увеличение эродированных земель достигает 0,4 - 0,5 млн. га, а прирост оврагов - от 30 до 150 тыс. га! Исходя из научно обоснованных расчетов, необходимо иметь 14 млн. га защитных лесонасаждений, а фактически создано всего 2,9 млн. га. Объемы создания защитных лесных насаждений, предусмотренные Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России, утвержденной постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 г. №879, в 1992 - 1993 гг., выполнены на 2/3. По сравнению со среднегодовыми показателями 1986 - 1990 гг. они сократились в 1,5 раза. При сложившихся к настоящему времени темпах работ, даже в рамках Государственной комплексной программы повышения плодородия почв в России, принятой Правительством в ноябре 1992 года, поставленная цель может быть достигнута не ранее чем через 100 лет. Лесные пожары наносят большой ущерб лесным ресурсам и окружающей среде России. В районах Сибири и Дальнего Востока они часто носят глобальный характер. За последние пять лет в лесах России возникло 122,8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5,1 млн. га лесной площади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132 млн. куб. м и уничтожено заготовленной древесины 0,3 млн. куб. м. Традиционные меры борьбы при больших расстояниях и бездорожье не приносят желаемых результатов. Привлечение же для наблюдения за состоянием пожарной обстановки в лесах на правах аренды авиационной техники становится исключительно дорогостоящим мероприятием, требующим больших материальных затрат. Авиационная охрана лесов от пожаров осуществляется на площади 770 млн. га (из 1,18 млрд. га лесного фонда). На площади около 400 млн. га активная борьба с лесными пожарами вообще не ведется. Следствие пожаров в северных регионах - исчезновение ягельных угодий, что способствует массовой миграции и сокращению численности диких животных. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в результате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на площади более 3,5 млн. га. Из них: в Чернобыльской зоне - 1,0 млн. га; в Уральском регионе - около 0,5 млн. га; в Томской области - более 10 тыс. га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в Алтайском крае - 2 млн. га. На этой территории действует более 140 лесхозов, 380 лесничеств. В 103 лесных поселках проживают 83,8 тысячи работников лесного хозяйства и членов их семей. Лес обладает способностью прочно удерживать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за пределы загрязненной территории. Вместе с этим, загрязненные леса являются источником вторичного радиоактивного загрязнения территорий при лесных пожарах в связи с переносом радионуклидов на большие расстояния. Организация Федеральной службы лесного хозяйства России на базе бывшего Минлесхоза РСФСР и Госкомлеса СССР как федерального органа управления лесами принизило его статус. Субъекты РФ восприняли это как ослабление государственного управления лесным хозяйством, что привело в ряде районов к нарушениям правил лесопользования. В Российской Федерации около 2,5 млн. малых рек, которые формируют ресурсы, водный и гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяя их экологическую специфику, создают уникальные природные ландшафты, поддерживая в них устойчивое равновесие или перераспределение влаги. С ростом экономического потенциала увеличивается объем безвозвратного водопотребления из малых рек, которые в центральных и южных районах России достигают 60% от их суммарных водных ресурсов в средний по водности год и 90% - в засушливый. Одна из основных особенностей малых рек - тесная связь формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обусловило необычайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увеличение распаханности земель, отставание почвозащитных мероприятий и распашка до уреза воды привели к развитию эрозионных процессов на больших площадях бассейнов малых рек, заилению русел, прудов и водохранилищ. Из-за резко возросшей антропогенной нагрузки на малые реки происходит их интенсивная деградация. Состояние многих рек, особенно европейской части России, катастрофическое: их сток снизился более чем наполовину, качество воды неудовлетворительное, многие из них полностью прекратили свое существование. В этой связи важным мероприятием является облесение долин и пойм рек и логов. В районах с высокой распаханностью бассейнов особое внимание необходимо уделить созданию водоохранных и почвозащитных насаждений на склонах, в долинах, поймах рек, прирусловых участках. Как уже отмечалось, на первый взгляд, постановка проблемы кажется некорректной. По данным государственного учета лесного фонда, за 15 лет (1973 - 1988 годы) покрытые лесом земли, например, Сибири, увеличились на 18,4 млн. га, а общий запас древесины - на 1,5 млрд. кубометров. Не уменьшились и площади спелых и перестойных насаждений, несмотря на их интенсивную рубку. Ежегодная расчетная лесосека в тех же лесах Сибири осваивалась не более чем на 36%.  
Площадь хвойных древостоев не уменьшилась. Таким образом, официальная статистика не дает повода для беспокойства. Неудивительно, что многими специалистами делается вывод о возможности увеличения заготовок леса в Сибири более чем вдвое. 
Однако исследования ученых Института им. Сукачева (Красноярск) не позволяют согласиться с такими оценками. Основные выводы исследований таковы: в основу определения расчетной лесосеки положены не всегда достоверные лесоучетные данные. При официальных расчетах не учитываются реальные возможности лесного фонда, то есть экологическая, экономическая и технологическая доступность лесов. Это неоднократно приводило к истощению лесов на локальных территориях, приводящему к значительному экономическому ущербу, а иногда к катастрофическим последствиям. В горных лесах Сибири, исходя из их повышенной экономической значимости, хозяйство необходимо вести на принципах особого режима природопользования, что неизбежно отразится на размере ежегодной расчетной лесосеки. Возрасты рубок по основным древесным породам Сибири - сосне и лиственнице - занижены, что искусственно завышает площади эксплуатационного фонда и расчетную лесосеку, приводит к скрытому перерубу ее. Размер расчетной лесосеки по Сибири завышен минимум в два раза. Количественная и качественная оценка лесных ресурсов в лесах Сибири очень несовершенна. Система организации лесного хозяйства и управления лесами в Сибири не соответствует современным условиям и требует пересмотра. Лесное хозяйство России всегда финансировалось по остаточному принципу, что не позволяло обеспечивать воспроизводство качественных лесов. В настоящее время положение только усугубилось. Локальное промышленное атмосферное загрязнение вызывает гибель лесов в районах работы предприятий черной и цветной металлургии. Наиболее яркий пример - работа Норильского горно-металлургического комбината. Выбросы двуокиси серы с примесью тяжелых металлов превышают 2 миллиона тонн в год. Следствие - полностью погибшие леса на площади свыше 300 тысяч гектаров, поврежденные на площади 500 тысяч гектаров, причем вся площадь воздействия атмосферных загрязнителей не изучена из-за отсутствия у Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия средств на проведение работ. Крайне напряженная ситуация сложилась на Кольском полуострове вследствие выбросов комбинатов "Североникель" и "Печенганикель".  
Итак, в последние четыре года объем лесозаготовок снизился почти в 2 раза - до 200 млн. куб. м в 1993 году. Ожидается, что в 1994 г. он еще уменьшится до 120 - 150 млн. куб. м. Площадь ежегодно уничтожаемых старовозрастных лесов снизилась почти на 1 млн. га, фактически прекращена подготовка к освоению новых удаленных массивов. Однако при этом миллионы людей на севере европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, зависящие от лесной промышленности, попали в отчаянное положение и готовы к любым действиям для своего спасения.  
Как российские, так и зарубежные представители лесной промышленности видят выход из кризиса в программах восстановления объемов заготовок за счет интенсификации использования остатков сохранившихся лесов в уже освоенных районах. Экономическая и социальная эффективность этих программ весьма сомнительна, негативные экологические эффекты их реализации очевидны.  
При относительно небольшой площади непосредственного уничтожения лесного покрова (обычно несколько процентов) промышленное освоение вызывает нарушения ряда компонентов лесных экосистем на несравнимо больших площадях. Например, после проведения геологоразведочных работ численность охотничьих видов животных и птиц не восстанавливается десятки лет. Соболь уходит от новых железнодорожных трасс на десятки километров.  
Следует учитывать также и большое косвенное влияние из-за роста частоты пожаров, связанного с проникновением человека в ранее не населенные лесные массивы.  
Огромна роль промышленного освоения в разрушении социальной сферы местного населения. Для ряда малых народов это кончается просто вымиранием.  
В настоящее время проекты добычи полезных ископаемых (прежде всего нефти и газа, золота, меди, алмазов), а также создание инфраструктуры для этой деятельности являются единственной сферой, привлекающей значительные иностранные инвестиции.  
При этом игнорирование требований природоохранного законодательства, отсутствие открытого обсуждения планов действий с общественностью, а иногда и просто откровенные преступные действия как инициаторов проектов, так и должностных лиц, их поддерживающих, выражены еще более ярко, чем в чисто лесопромышленных проектах.  
Стратегия действий опять-таки сводится в основном к увеличению объема добычи полезных ископаемых из новых месторождений, а не к доработке уже освоенных и повышению эффективности использования уже имеющегося сырья. 

Вопрос 10(Я думаю, смысла нет печатат,потому что предыдущий вопрос с ним совпадает)

Вопрос 11-12

Правовые  основы безопасности жизнедеятельности  имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные  соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

  • статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
  • статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

  1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
  2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
  3. Указы и распоряжения Президента РФ.
  4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
  6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные  основы охраны труда

 

В основном законе нашего государства. Конституции  Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В "Кодексе  законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

  • в главе Х - "Охрана труда";
  • в главе XI - "Труд женщин";
  • в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные  принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

  • признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
  • государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
  • обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
  • обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
  • гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные  условия охраны труда рассматриваются  при составлении коллективного  договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством  Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим  же постановлением установлено, что  в Российской Федерации действует  система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно  постановлению, можно выделить следующие  виды нормативных правовых актов  по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

  1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
  2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
  3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
  4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.
  5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
  6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.
  7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.
  8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
  9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
  10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"