Эвакуация, ее организация и проведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:27, реферат

Описание работы

Цель работы – дать характеристику эвакуации, изучить методы ее проведения и правовой контроль в этой сфере.
Задачи:
1. Разъяснить понятие эвакуации
2. Дать практические советы по ее проведению
3. Выделить основные ошибки и нарушения в ходе ее проведения
4. Дать характеристику нормативно-правовой основе эвакуации

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Нормативно-правовая база в сфере эвакуации………………………4
Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС………………………….8
Эвакуация из зданий и организаций…………………………………………...11
План эвакуации из зданий и организаций……………………………………..13
Глава 2. Проведение эвакуации населения…………………………………….17
Порядок проведения эвакуации, действия населения при эвакуации………..22
Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нём……………..27
Глава 3. Задачи эвакуационных комиссий и других органов, связанных с проведением эвакуации…………………………………………………………29
Заключение и выводы…………………………………………………………...31
Список источников информации……………………………...………………..32

Файлы: 1 файл

Шайдуллин А.Р..docx

— 86.47 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (редакции и дополнения от 23.06.2014 вступили в силу с 13.07.2014) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Цель этого технического регламента — защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности в Российской Федерации. Устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Регламент определяет общие принципы обеспечения пожарной безопасности; вводит системы классификации; терминологию в области пожарной безопасности.

Регламент устанавливает конкретные требования пожарной безопасности:

  • при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов;
  • при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
  • к производственным объектам;
  • к пожарной технике;
  • к продукции общего назначения.

В регламенте определён и порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

В приложениях к документу собран значительный объём справочного материала, необходимого при применении технического регламента.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

  • оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуацию и рассредоточение;
  • инженерную защиту населения и территорий;
  • радиационную и химическую защиту;
  • медицинскую защиту;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС

и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС. Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), необходимо немедленно включить средства приема речевой информации – радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации по рациональным способам поведения в создавшихся условиях. Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения – федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта,
  • объектовых сил и служб;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на задействование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю (лицу его замещающему).

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим – автоматизированный. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания. Основной способ оповещения и информирования населения – передача речевых сообщений по сетям вещания.

Эвакуация из зданий и организаций

Эвакуация проводится в тех случаях, когда имеется угроза жизни и здоровью. Ко многим факторам, определяющим необходимость эвакуации в различных чрезвычайных ситуациях, относятся пожар и его опасные факторы: дым и продукты сгорания материалов, высокая температура, непосредственное воздействие огня.

В современных условиях, с учетом массового строительства объектов с большим количеством людей, таких как торговые, культурно-развлекательные и административно-офисные центры, кинотеатры, клубы, магазины, спортивные сооружения, объекты транспорта, высотные здания и аналогичные объекты, эвакуация людей приобретает повышенное значение. Пожары в таких зданиях и сооружения часто проходят по быстроразвивающемуся варианту и нередко сопровождаются травмированием и гибелью людей. В первую очередь это относится к пожарам, представляющим реальную опасность для человека уже через несколько минут после их возникновения и отличающимся интенсивным воздействием на людей опасных факторов пожара. Наиболее надежный способ обеспечения безопасности людей в таких условиях - своевременная эвакуация из помещения, в котором возник пожар.

Обеспечение быстрой и своевременной эвакуации из зданий и сооружения, это важная и ответственная задача, закладывается на стадии проектирования и обеспечивается при эксплуатации объекта.

Основными параметрами обеспечения эвакуационного процесса являются:

• Количество эвакуационных выходов - выходов, ведущих в безопасную при пожаре зону;

• Выбор вариантов и протяженности эвакуационных путей, то есть безопасных при эвакуации людей путей, ведущий к эвакуационным выходам;

• Геометрические параметры эвакуационных путей и выходов;

• Безопасное конструктивное оформление путей и выходов на пути следования людей;

• Изоляция (отделение путей эвакуации) от зон и помещений с повышенной пожарной опасностью, возможных путей распространения пожара и его опасных факторов;

• Скорость (время) эвакуации людей и обеспечение минимального риска при её проведении.

Параметры эвакуации предусматриваются проектами на основании действующих нормативных документов, предусматривающих приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. Следует отметить, что безопасность должна обеспечиваться во всех случаях при выполнении людьми функционально-производственных задач или во время отдыха, то есть во всех случаях использования объекта. Эвакуация же составляет лишь небольшую часть общей безопасности использования зданий и сооружений, однако, по назначению, вытекающему из определения, приведенному в начале статьи, и с учетом проведения в чрезвычайных ситуациях, приобретает первостепенное значение.

    Соответствие  выбранных вариантов и параметров  эвакуационных путей проверяется  расчетными методами по наиболее  вероятным и опасным факторам  развития пожара.

    Также, при проектировании, определяется множество других  параметров, влияющих на безопасность, таких как своевременность выявления  пожара по наиболее опасным  факторам, своевременность оповещения  людей, организация беспрепятственного  выхода из опасной зоны, освещенность  и защищенность путей эвакуации, гарантированное обеспечение безопасности  эвакуации в течение всего  времени его проведения.

    В дальнейшем, при эксплуатации зданий и  сооружений, комплексом организационно-технических  мероприятий, включающим постоянный  контроль за состоянием путей  эвакуации и инженерных систем, обеспечивающих своевременность  и быстроту её проведения, разработку  инструкций и планов эвакуации, а также систематическую отработку  действий в соответствии с  предусмотренным порядком, обеспечивается  постоянная готовность выполнения  мероприятий по безопасной эвакуации  людей.

План эвакуации из зданий и организаций

План эвакуации — документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении чрезвычайной ситуации. План эвакуации, знаки безопасности и указатели направления позволяют принять необходимые меры по эвакуации людей с мест массового скопления при возникновении чрезвычайных ситуаций.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Назначение плана эвакуации:

  • четко обозначить пути эвакуации, эвакуационные выходы, обеспечивающие безопасность процесса организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, без учета применяемых в них средств пожаротушения и защиты от дыма;
  • указать расположение пожарного оборудования и средств оповещения о пожаре;
  • напомнить о первоочередных действиях, которые необходимо предпринять каждому человеку, обнаружившему начавшийся пожар.

Создание планов эвакуации регламентируется ГОСТ Р 12.2.143-2009 (с изменениями №1 от 2012 года).

Планы эвакуации представляют собой схемы, на которые нанесены контуры помещений, коридоров, лестничных маршей в зданиях и сооружениях, где могут находиться и работать люди. На этих схемах условными обозначениями (элементами) указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, места расположения противопожарного оборудования, аварийных телефонов связи, средств первой медицинской помощи и дополнительных средств спасения (например, противогазы и т. д.). На планах эвакуации расшифровываются все условные обозначения, примененные на них, а также установленные правила поведения людей, порядок и последовательность их действий в условиях чрезвычайной (аварийной) ситуации.

Основные требования представлены в ГОСТ 12.2.143-2009 (с изменениями №1 от 2012 года).

Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими). Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:

  • если площадь этажа более 1000 м²;
  • при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;
  • при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;
  • при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Информация о работе Эвакуация, ее организация и проведение