Экстремизм и терроризм в современной России (на примере Северного Кавказа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

В XXI в. проблемы экстремизма, их проявления стали одними из острых проблем, как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштабами и характером террористических акций в последнее время, превратившись в всеохватывающее явление. Необходимо четко выяснить сущность современных форм проявления экстремизма, чтобы найти пути его преодоления.
В настоящее время экстремизм широко практикуется различными религиозными, политическими, националистическими организациями для достижения своих целей. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента России от 12 мая 2009 г., называет экстремизм в числе основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА исэпп.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 Главным требованием было вывести войска из Чечни с предоставлением ей полного суверенитета.

На основе этих данных сведем все  в одну таблицу для сравнения (см.Таблица 2, Приложение А). 

Эти теракты по рейтингу РБК входят в десятку самых громких терактов 21 века (на 3 и 8 местах)!25 Главной причиной экономических неурядиц, возникающих в обществе, служит психологический аспект терактов. Наибольший ущерб терроризм наносит, создавая атмосферу страха и неуверенности.

Шамиль Басаев, лидер боевиков, назвал теракт в Беслане «Норд-Вест»26, что перекликается с терактом на Дубровке («Норд-Ост»). Это не случайность, оба теракта – захват театрального центра в Москве 23 октября 2002г. и школы в Беслане 1 сентября 2004г. – похожи. Не только целями и масштабом, но и деталями. А также предшествующими событиями и последствиями (взрывы автомобилей у «Макдоналдса» перед «Норд-Остом», взрывы самолетов и станции метро «Рижская» накануне трагедии в Беслане). Также требования террористов были невыполнимы, так как фактически невозможно вывести войска и прекратить войну за 3 дня. Отсюда мой вывод - действия террористов и в первом и во втором случае изначально были направлены на физическое уничтожение и расправу с заложниками, что доказывает нам о безжалостности и опасности такого явления как экстремизм.

2.2. Сравнительный анализ особенностей освещения терактов

В этом параграфе рассматривается  анализ основных тенденций и изменений освещения экстремальных событий (терактов с захватом заложников в Москве и Беслане) в газетах «Аргументы и факты» и «Московский Комсомолец»27.

Цель исследования - определить основные принципы освещения экстремальных событий данными информационными источниками, а также их видоизменения и изменения при освещении конкретных событий. Кроме того, сравнительное изучение освещения терактов позволяет выявить достаточно устойчивые темы, проблемы, решение которых всплывает в повестке дня после случившихся терактов.

Как показывает анализ реакций СМИ  на теракты в Беслане и Москве в ДК на Дубровке, весь спектр противоречивых мнений и суждений журналистов выстраивается в рамках следующих основных информационных блоков (см.Таблица 3, Приложение Б):

- поиск причин теракта, каковы  глубинные причины свершающихся  терактов, и что служит их катализатором;

- рекомендации и решения, предлагаемые  власти и обществу: какие меры следует предпринять власти для предотвращения терактов, что следует сделать основным участникам конфликта, т.е. источник выступает в роли эксперта по решению конфликтных ситуаций;

- прогнозы событий, т.е. какие  политические события последуют после теракта (в источнике говорится о будущем положении дел, все, что предвидится в качестве тенденций авторами статей);

- террористы: кто такие террористы  по социальному, национальному  происхождению, каков их психологический  портрет, их биография, цели и задачи, которые ставили террористы при организации теракта;

- поведение средств массовой  информации в ходе теракта:  описание реакций других СМИ; 

- законопроекты и постановления власти о регулировании поведения СМИ в ходе теракта;

- отношение к властным структурам и террористам со стороны мировой общественности: отношение зарубежных стран к теракту: сочувствие, солидарность, предложения помощи в борьбе с международными террористическими сетями, обвинения в адрес властей.

Наиболее интенсивный информационный поток сосредоточен вокруг поиска причин теракта, как после теракта в ДК на Дубровке, так и после теракта Беслане - это главная тема о которой пишут источники (86%МК , 112%АИФ - «Б»; 75%МК, 65%АИФ - «Н.О.»). Нужно отметить, что два года назад основная доля материалов, в которых расследовались причины трагедии, приходилась на МК, после теракта в Беслане доли «АИФ» и «МК» в этом информационном блоке выровнялись (54%МК, 45%АИФ («Б»); 77% МК, 23% АИФ - «Н.О.»). Коррективы в законодательстве о СМИ, касающиеся освещения террористических актов, внесенные Госдумой после теракта в ДК на Дубровке, значительным образом повлияли на коммуникационный стиль источников: в «МК» существенно снизился процент обвинительных и ироничных статей в адрес властных структур и главы государства, источник снял с себя «следственную» функцию, все выдвигаемые обвинения стали более абстрактными, «теоретическими». Несмотря на увеличение доли материалов о причинах трагедии почти в два раза, «АИФ» сохранили нейтральность повествования и основную редакционную линию: корень проблем - за пределами страны, терроризм в России - следствие роста международного терроризма и стремления более развитых экономически держав ослабить Россию.

Если в освещении теракта  в ДК на Дубровке тема номер два  по интенсивности материалов - тема штурма, то в освещении Беслана она уходит на одно из последних мест и является практически «замалчиваемой». Такое перераспределение происходит в основном за счет доли тематических материалов «МК»: результаты проведения спецоперации по спасению заложников в ДК были поводом к обвинению власти в неспособности ни спасти, ни сохранить жизнь спасшимся в результате штурма заложникам. В ходе освещения теракта в Беслане вторым по интенсивности стал блок принятия решений (суммарная доля материалов увеличилась в 1,5 раза): «МК» и «АИФ» предлагали различные варианты усиления мер безопасности, реорганизации силовых структур, координации власти.

Доля материалов, посвященных описанию террористов, в целом достаточно устойчива, однако принципиально изменился вектор изложения. После теракта в ДК терроризм как явление связывался источниками с проблемой конфликта в Чечне, обсуждалась связь чеченского народа с терроризмом в России, появлялись материалы с позитивным отношением к террористам как к доведённым до отчаяния защитникам своей родины. В ходе освещения теракта в Беслане террор определялся как проявление крайней жестокости и бесчеловечности, как анонимная угроза, источник, задачи и цели которого следует понять.

Описание пострадавших в ходе трагедии (заложников, родственников) практически игнорировалось в освещении теракта в ДК: 3% суммарного тематического объема получены в основном за счет материалов «МК», в которых тема заложников вплеталась в контекст центральной темы противопоставления власти - общества. В освещении трагедии Беслана в 4 раза возросла доля материалов о пострадавших от теракта, главная мысль статей - бесчеловечность террора, невозможность оправдать терроризм никакими причинами.

На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном регионе Российской Федерации.28

2.3 Рекомендации по борьбе с экстремизмом на территории СКФО

В итоге исследования сделаны следующие рекомендации:

Органам государственной власти рекомендовано:

- проводить целенаправленную, последовательную работу по консолидации политических сил, национально-культурных, культурных и религиозных организаций и сообществ в целях сохранения и упрочения межнационального мира и согласия;

- при решении экономических и политических проблем учитывать интересы всех проживающих этносов;

- принять меры по усилению внимания к вопросам подготовки кадров по работе с национальными диаспорами, общественными организациями, молодежью.

Руководителям общественных организаций  конфессиональных групп рекомендовано:

- активизировать укрепление связи с местными организациями своих землячеств и диаспор в городах и сельских районах;

- поддерживать инициативы молодежных отделений общественных объединений по проведению мероприятий, способствующих укреплению межэтнических и межконфессиональных отношений;

- активно содействовать органам власти и местного самоуправления в разработке программ, нацеленных на сокращение безработицы и обеспечивающих реализацию социальных гарантий граждан России;

- участвовать в поддержании общественного порядка в полиэтничных муниципальных образованиях СКФО;

- оказывать правовую, социальную и консультационную поддержку переселенцам.

Органам МВД рекомендовано:

- совершенствовать проведение анализа социальной ситуации в потенциально конфликтных муниципальных образованиях, принимать оперативные меры с информированием администраций и населения;

- при расследовании преступлений и правонарушений с участием в качестве виновных или пострадавших представителей диаспор, организовывать тщательное расследование таких материалов;

- внедрять практику проведения выездных заседаний Общественных советов при ГУВД с участием членов Консультативного совета представителей религиозных групп при органах государственной власти.

Органам образования и науки предложено:

- совместно с Советами ректоров субъектов федерации активизировать работу со студентами вузов, уделяя особое внимание прибывшим из северокавказских республик в области и края СКФО;

- обеспечить действенный контроль за ситуацией в студенческих общежитиях вузов, стимулировать инициативы органов студенческого самоуправления общежитий по поддержанию дисциплины и правопорядка. Необходимо активизировать научно-исследовательскую работу, направленную на изучение этнических и религиозных процессов, способствующих проявлению экстремизма в различных слоях населения, а также идеологий, программ и действий, которые заключают в себе расовую, национальную и религиозную неприязнь;

- проводить научные исследования междисциплинарного характера по проблемам толерантности с опубликованием статей в средствах массовой информации, рассчитанных как на научную, так и на массовую аудиторию;

- разработать учебные программы и осуществлять подготовку специалистов в сфере предотвращения насилия, урегулирования конфликтов, разрешения этноконфессиональных проблем на Северном Кавказе;

- ввести учебные темы по проблемам  экстремизма и его предотвращения в рамках таких направлений подготовки вузов, как этнология, социология, политология, культурология, социальная психология, история и др.;

- формировать среди студентов нетерпимость к проявлению экстремизма, религиозной, расовой и национальной нетерпимости, способствовать формированию межэтнической и религиозной толерантности в студенческой среде;

- осуществлять мониторинг общественного мнения, межконфессиональных отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций с целью выявления кризисных ситуаций и выработки рекомендаций по их решению;

- способствовать поддержанию научного диалога о роли и значении культурных традиций и межкультурного взаимодействия диаспор.

Также необходимо искоренить коррупцию, как самую главную причину «негодования» экстремистов, что является проблемой и для всей России.

Центр «СК-Стратегия» считает первым и крайне важным компонентом возведение в ранг государственной политики РФ адресной поддержки институтов традиционного ислама в республиках Северного Кавказа. Имеется в виду не попытка создать контролирующий орган в Москве, который будет пытаться управлять мусульманами, что непродуктивно и, в какой-то мере, будет на руку экстремистам. Необходимо тесное взаимодействие с Духовными управлениями и авторитетными муфтиями, как на федеральном уровне, так и на уровне СКФО.

Заключение

Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают  нетерпимость, ксенофобия, национализм  и фашизм, отрицая этническое и  религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического  развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства.

Проявление слабости государства и общества в противодействии деятельности экстремистских движений будет непременно вести к эрозии всей общественно-политической системы государства. Возможные последствия экстремистской деятельности для любого государства и общества российские эксперты В.Ю. Зорин и Э.А. Паин определяют таким образом:

– существенно повышается уровень  дозволенного в политической сфере, респектабельными становятся политические силы, которые фактически являются маргинальными;

– в обществе сгущается атмосфера  нетерпимости, а следовательно, все менее устойчивой становится политическая система;

– насилие все более воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный метод достижения целей. Особенно пагубно  это сказывается на молодежи. Этим пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений, формируя фанатиков, готовых «за идею» на любой террористический акт или иное преступление;

– наконец, страх становится лейтмотивом  гражданской жизни, а это есть лучший фон для дестабилизации политической ситуации в стране.29

Для преодоления экстремизма могут  применяться самые различные  формы борьбы: политические, психологические, силовые, информационные. Важную роль призвана играть правоприменительная  практика. Ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.

С экстремизмом борются и государство, и общество. И если государство  должно устранить социально-экономические  и политические условия, способствующие возникновению экстремизма, и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противопоставлять экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и религиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Таким образом, экстремизм есть сложное социальное явление, включающее в себя три основных элемента: экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности

Информация о работе Экстремизм и терроризм в современной России (на примере Северного Кавказа)