Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность экономической безопасности
2. Концепция национальной безопасности
3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр по БЖД 2 (не основная).doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Переход к высокоэффективной и  социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем  постепенного формирования оптимальных  механизмов организации производства и распределения товаров и  услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

Таким образом, обеспечение экономической  безопасности является принципиально  важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

 

3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Существует тесная взаимосвязь  экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.

На первых этапах российских экономических  реформ вопрос об их соответствии национально-государственным  интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.

Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и  социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев  и индикаторов, определяющих пороговые  значения функционирования экономической  системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами  этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

Энергетические проблемы современной  экономики требуют выделения  в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как  с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью  финансовых потоков и равновесием  в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая  безопасность, обусловленная взаимодействием  национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Возрастающую роль в современной  экономике играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться  с помощью патентной защиты, таможенного  регулирования.

Еще один вид экономической безопасности - информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Мир пока продолжает жить по законам  баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный., о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

Методологический ключ к классификации  угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии  экономической безопасности (Основные положения).

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

- расслоения общества на узкий  круг богатых и преобладающую  массу бедных, не уверенных в  своем будущем людей;

- увеличения доли бедных слоев  населения в городе по сравнению  с деревней, что создает социальную  и криминальную напряженность  и почву 
для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

- роста числа безработных, что  может привести к социальным  конфликтам;

- задержки выплаты заработной  платы, пенсий, пособий, остановки  предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой направленности  экономики;

- отставание разведки запасов  полезных ископаемых от их  добычи;

- низкая конкурентоспособность  продукции большинства отечественных  предприятий;

- свертывание производства в  жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, расширение  технологического единства научных  исследований и разработок, распад  сложившихся научных коллективов  и на этой основе подрыв  научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами  внутреннего рынка России по  многим видам товаров народного  потребления и медикаментов;

- приобретение иностранными фирмами  российских предприятий в целях  вытеснения отечественной продукции  как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

- рост внешнего долга России  и связанное с этим увеличение  расходов бюджета на его погашение.

3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

-  объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

- нарушение производственно-технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов России;

- увеличение разрыва в уровне  производства национального дохода  на душу населения между отдельными  субъектами Российской Федерации.

4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

- рост безработицы, поскольку  значительная часть преступлений  совершается лицами, не имеющими  постоянного источника дохода;

- сращивание части чиновничества  государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

- ослабление системы государственного  контроля, что всегда приводит  к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Предотвращение или смягчение  последствий действия угроз экономической  безопасности требует четкого определения  и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые  характеризуют тот или иной вариант  макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса - кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени  жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или  наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика  испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение сложилось  на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя  общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие  индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование  стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых  критериев безопасности, показателей  экономической динамики, в конечном счете, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных критериев  формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической  безопасности, по которым можно отслеживать  ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

- динамику и структуру валового  внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

- состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов  страны;

- способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

- степень развития финансово-бюджетной  и кредитной систем;

Информация о работе Экономическая безопасность