Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Содержание и структура экономической безопасности............................4
Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности..................7
Внешние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности............................................................................................................7
Внутренние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности............................................................................................................9
Механизм обеспечения экономической безопасности............................14
Зключение..............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................20

Файлы: 1 файл

БЖД Экономическая безопасность.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Безопасность жизнидеятельности»

На тему: «Экономическая безопасность»

 

 

 

 

       Выполнил:

Студент форма обучения - экстернат

с дистанционным сопровождением

Факультета туризма

По специальности: СКСиТ

Гудина Е.В.

Проверил преподаватель:

_____________________

 

 

 

Казань

2012 год

 

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................................2

  1. Содержание и структура экономической безопасности............................4
  2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности..................7
    1. Внешние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности............................................................................................................7
    2. Внутренние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности............................................................................................................9
  3. Механизм обеспечения экономической безопасности............................14

Зключение..............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами  народного хозяйства, а также  последовательную реализацию национально-государственных  интересов. Необходимость обеспечения  экономической безопасности как  составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы  и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают  все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности  разрабатывать и реализовывать  программы экономической компенсации  и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных  преобразований, затронувших в последние  несколько лет Россию.

Экономическая безопасность органически включена в систему  национальной безопасности вместе с  такими ее слагаемыми, как обеспечение  надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в  обществе, защита от экологических  бедствий. Здесь все взаимосвязано  и одно направление дополняет  другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что  решающая, базисная роль в ней принадлежит  экономической безопасности.

 

 

  1. Содержание и структура экономической безопасности

 

Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов  и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения  этой проблемы позволяет вычленить  три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);

- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального.

Понятие безопасности тесно  связано с категорией риска. Долгое время в теории и практике управления экономикой, особенно на макроуровне, ее развитие рассматривалось как жестко детерминированный процесс. При этом недостаточно учитывались непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса, то есть неизбежные факторы экономического риска. Между тем использование категории риска позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно в случае, когда на смену методам административно-командного хозяйствования приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике, когда происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными процессами в обществе.

Следует различать оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий, как действия объективных факторов, так и принимаемых хозяйственных решений. Тем не менее, можно утверждать, что переживающая кризис российская экономика обладает минимумом внутренней устойчивости, в результате чего практически все факторы риска способны сегодня создавать в ней ситуации критического характера. Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Наряду с оценкой вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и оценка потерь (ущерба), сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба) - фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.

В зависимости от характера  возникновения потерь и ресурсов, требуемых для их возмещения, негативные последствия факторов риска или  связанных с их действием критических  социально-экономических ситуаций могут проявляться на: локальном  уровне (в пределах отдельных территорий, групп населения, предприятий); мезоуровне (в пределах субъектов Федерации  и секторов народного хозяйства); общенациональном и традиционном (глобальном) уровнях.

Выбор вариантов обеспечения  наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении  в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию «минимум ущерба» или «минимум совокупных потерь и затрат».

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и  иными, включая защиту секторов. В  свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера.

Исходя из сказанного, государственное  регулирование в области экономической  безопасности является необходимым  условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения  национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и  обоснованы, одобрены всеми политическими  силами, восприняты и поняты всеми  членами общества.

Так как экономическая  система страны представляет собой  сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

- макроэкономический уровень - экономика страны в целом;

- региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей;

- микроэкономический уровень - агенты рынка;

- уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.

Интересы указанных экономических  объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому необходимо определить степень  вмешательства государства в  различных секторах экономики и  его временные рамки.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

  1. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

 

2.1 Внешние факторы,  представляющие угрозу экономической  безопасности

Непосредственную опасность  экономическим интересам создают  экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут  быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние  угрозы.

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические  и внешнеэкономические, а также  глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало  наиболее благоприятные условия  национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в  наименьшей степени ощущала неблагоприятное  развитие событий в мире как в  экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого  влияния в условиях открытой экономики  невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

- зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

- увеличивающаяся внешняя задолженность;

- недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

- неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

- неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Большую опасность для  экономики представляет ситуация, когда  более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что  такая структура экспорта при  серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань  катастрофы. Необходимо наряду с экспортом  традиционных товаров создавать  более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной  диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической  безопасности страны.

Переход к открытой экономике  предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения  стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической  безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных  товаров, источников импортного сырья  и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким  кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с  другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором  экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах («бегство капитала») - одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной  формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими  банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам  относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод «авансом» под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т.д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.

По данным ООН, каждый год  в мире «отмывается» 300 млрд долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, подпольного игрового бизнеса, проституции и т.д. В 1990 г. Совет Европы принял Конвенцию об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, однако ратифицировали ее пока 6 государств.

Информация о работе Экономическая безопасность