Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Содержание и структура экономической безопасности............................4
Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности..................7
Внешние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности............................................................................................................7
Внутренние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности............................................................................................................9
Механизм обеспечения экономической безопасности............................14
Зключение..............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................20

Файлы: 1 файл

БЖД Экономическая безопасность.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

Одной из наиболее сложных  внешнеэкономических проблем, порождающих  серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению  страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней  задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную  внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно  оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга  надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает  внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и  займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых  объектах.

 

2.2 Внутренние факторы, представляющие угрозу экономической безопасности

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

- низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

- высокий уровень монополизации экономики;

- высокий уровень инфляции;

- недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

- слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

- ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

- вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

- тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

- низкая инвестиционная активность;

- предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

- потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

- несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

- низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

- криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

- массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

- незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в  свою очередь, подразделяются на: 1) связанные  с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные  с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия  на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением  долговременных разрушительных тенденций  в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

- в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

- в экономических отношениях хозяйствования и управления;

- в социальной сфере;

- в состоянии окружающей среды;

- в системе федеративных отношений и в региональной экономике.

Нарастающий спад производства и потеря рынков. Продолжающийся в России глубокий экономический кризис привел к резкому сокращению производства. Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, при котором производство даже при мощной финансовой и иной поддержке уже нельзя будет восстановить вследствие отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезает возможность возрождения и подъема отечественной экономики, а страна лишится шанса вернуться в число высокоразвитых держав.

Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных  исследований, распад научно- исследовательских  коллективов и конструкторских  бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, «утечка мозгов» из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

К числу внутренних угроз  социальной стабильности общества и, в  конечном счете, экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица  приобретает массовый и застойный  характер. Конфликтность ситуации обостряется  и тем, что растущая безработица  накладывается на специфическую  российскую ментальность населения. Она  резко усиливает дискомфортность  в положении людей, служит питательной  средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного сдерживания  деловой и инвестиционной активности руководство России все шире использует внешние заимствования для «латания дыр» в финансовой системе. Использование  иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и  опасным. Напротив, оно может стать  важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения  конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос - в целевом  использовании займов и в масштабах  государственного долга. О неэффективности  внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности в ряде стран  с переходной экономикой. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с  ростом масштабов внешнего долга  и расходов по его обслуживанию. Особую тревогу вызывает ориентация на покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов.

Все это происходит на фоне масштабного и слабо контролируемого  оттока валютных средств, размещаемых  в западных банках. Таким образом, на лицо развитие процессов, представляющих серьезную угрозу независимости и экономической безопасности страны.

В последние годы резко  ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая  уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически  все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические  отношения.

В дополнение к нерешенным проблемам в последние годы добавились новые кризисы - бюджетный, неплатежей, расчетов, инвестиционный, долговой, банковский.

Таким образом, во внутриэкономической  сфере безопасность обусловлена  природными, технико - технологическими, инфраструктурными, социальными и  другими факторами макро- и микроэкономического  развития, внутренним иммунитетом и  внешней защищенностью от разного  рода дестабилизирующих и деструктивных  воздействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм обеспечения экономической безопасности

 

  Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны.

 Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.

Высший долг государства  и его ключевая функция состоят  в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся  опасностей, а не пассивное следование за событиями. Такая логика действий - наиболее разумная и эффективная - может быть названа принципом  упреждения.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности строится на вариантах  прогнозов экономического и социального  развития страны и ее регионов и  должна корректироваться в зависимости  от развития событий по тому или  иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.

Многовариантная стратегия  предоставляет определенные преимущества и, в частности, возможность «переключения» на тот или иной вариант в зависимости  от конкретного развития ситуации без  принятия экстренных, недостаточно проработанных  и взаимоувязанных решений.

При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая  осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных  сдвигов и способная взять  на себя функцию поддержания экономики  страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев  (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих  субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам. В  этих целях необходимо подготовить  и реализовать меры по улучшению  предпринимательского климата, увеличению вклада малого и среднего бизнеса  в российскую экономику, развитию конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и  недвижимости.

Для поддержания экономической  безопасности государство должно предусмотреть:

- проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов;

- контроль за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления;

- организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;

- повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности;

- гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.

Соответственно в среднесрочной  перспективе должны решаться следующие  взаимосвязанные задачи:

- поддержка эффективных и конкурентных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств;

- развитие инфраструктуры экономики, необходимой для реализации структурных преобразований;

- обеспечение более эффективного экономического использования ресурсов;

- сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

- преодоление структурных деформаций, согласование структуры производства и платежеспособного спроса;

- ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям;

- диверсификация экспортного потенциала;

- обеспечение повышения экологической безопасности.

Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных  проблем (угроз) экономической безопасности - неконкурентоспособность большинства  отраслей национальной экономики.

Исходя из этого, структурная  политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях  по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов  государственной власти по селективной  поддержке элементов экономики  для обеспечения экономической  безопасности государства.

На макроэкономическом уровне в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи: повышение совокупного спроса; увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции; стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста; увеличение валовых инвестиций; стимулирование экспорта; регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

Информация о работе Экономическая безопасность