Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована следующими важнейшими обстоятельствами.
1.Современная внешняя среда характеризуется непредсказуемостью турбулентных изменений, в связи, с чем актуальным является принятие решений на всех уровнях власти в условиях неопределенности. Постоянные внешние изменения порождают непрерывные внутренние инновации. Федеральный уровень – наиболее громоздкий и консервативный. Нижний, базовый уровень – муниципальный – наиболее гибкий и подвижный, способный адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому ставку в развитии и укреплении безопасности России нужно делать именно на активизацию деятельности в муниципальных образованиях.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования

1.1 Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования
2


2.1.

.
2.2. Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края)
Оценка уровня экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
Направления укрепления экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
3.

3.1.

3.2 Правовой режим обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Проблемы правового обеспечения экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края) (или Анализ локальных актов организации)



Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Муниципальное образование как система обладает определенными свойствами. Выделим наиболее существенные:

Динамичность – внутри происходят постоянные изменения, причем изменения в одном компоненте (уровне) вызывают изменения в других компонентах (уровнях).

Нелинейность – разные элементы имеют различное значения для функционирования системы, что помогает проранжировать их по степени значимости.

Детерминированность – заведомо предопределенная объективная значимость в системе определенных параметров.

Открытость – любой компонент и уровень системы связан с внешней средой, в результате чего происходит постоянная перекачка энергии, приводящая к росту энтропии.

Чувствительность – способность воспринимать внешние воздействия.

Рефлексивность – имеет модель самой себя и окружающей ее среды.

Адаптивность – изменяет внутренние параметры в соответствии  
с требованиями внешней среды.

Активность – имеет собственную систему целей и способы принятия решений.

Непрерывное совершенствование – естественная форма существования любой системы.

Экономическая безопасность представляет собой сложную  
и многоплановую конструкцию, систему которой можно рассматривать  
в различных аспектах. Например, Т.Д. Ромащенко отмечает, что экономическая безопасность – многоярусная система, концептуализируемая с различных позиций:

- как потребность всех экономических субъектов, определяемая в то же время степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей;

- как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности»;

- как состояние экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адаптогенности;

- как функция по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности [37, c. 103].

Сложность структуры экономической безопасности обусловливает возможность различного подхода к систематизации составляющих  
ее компонентов.

Л.И. Абалкин выделяет составные элементы системы экономической безопасности, исходя из ее понимания как совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость и устойчивость экономики. По мнению  
Л.И. Абалкина, экономическая безопасность включает в себя следующие элементы:

- экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютный характер.

- стабильность и устойчивость экономики, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

- способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников [19, c.10].

По нашему мнению, выделенные Л.И. Абалкиным факторы, не стоит  рассматривать как элементы системы экономической безопасности.  Исходя из смысла, представленного выше перечисления, наиболее вероятно считать их требованиями, которым должна отвечать экономическая безопасность, для того чтобы она могла реализовать свои задачи и функции.

Система безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех компонентов муниципального образования.  
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед органами местного самоуправления.  В состоянии безопасности муниципальная система обладает некоторыми свойствами:

Торможение – внутри запускается механизм торможения, который  
не допускает внутренних изменений в системе.

Линейность – разные компоненты имеют одинаковое значения для функционирования системы, что не позволяет проранжировать их по степени значимости.

Отсутствие детерминированности – поскольку система линейна, что  
не позволяет определить направление ее развития.

Закрытость – все компоненты и уровни муниципального образования изолированы от внешней среды, в результате чего нет перекачки энергии, необходимой для развития.

Грубая неспособность воспринимать внешние воздействия в силу закрытости. Восприятие только самых мощных воздействий, реагирование только на сильные сигналы.

Рефлексивность – отсутствуют модель самой системы и окружающей ее внешней среды. Основная модель реагирования на внешнюю среду – защита.

Косность – муниципальное образование существует сравнительно долгое время без изменений.

Пассивность – цель и способы принятия решений отсутствуют  
[21, c.16].

Экономическая безопасность муниципального образования направлена на несколько объектов, которые представлены на рисунке 2. На данном рисунке в качестве одного из объектов обозначена территория муниципального образования. Территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, включающие земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования, и другие земли в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность населения, независимо от форм собственности и целевого назначения, водные и иные объекты в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Следующим объектом, представленном на рисунке, является население муниципального образования. Население муниципального образования – граждане Российской Федерации, проживающие на его территории,  
на основаниях, устанавливаемых действующим законодательством. 

Последним объектом является всё, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Виды объектов экономической безопасности муниципального образования3

 

В научной литературе многими авторами отмечено сущностное сходство системы экономической безопасности с другими более традиционными системами безопасности, например с обеспечением обороны. Так, И.Г. Напалкова указывает: теоретически целесообразно  
и практически необходимо использовать разумную аналогию в данных родственных системах и при формировании элементов и механизма экономической безопасности. Реализуя данный подход, И.Г. Напалкова выделяет главные элементы экономической безопасности, которыми, по  
ее мнению, являются:

- прогнозирование и оценка действительных и возможных угроз экономической безопасности субъекта;

- разработка основных направлений деятельности в этой сфере;

- внешнее и внутреннее правовое регулирование;

- строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности сил и средств;

- адекватная система планирования применения сил и средств в случае непосредственного воздействия деструктивного фактора (угрозы);

- формирование и совершенствование органов и методов управления как системой экономической безопасности субъекта, так и другими его органами, частями и подразделениями, техническими системами;

- планирование перевода органов управления и деятельности субъекта экономической безопасности в режим работы в условиях непосредственного воздействия деструктивного фактора (угроз);

- «мобилизационная» (личная) подготовка кадрового состава субъекта экономической безопасности к возможному переходу к действиям в условиях воздействия деструктивного фактора;

- создание соответствующих запасов материальных средств и других мобилизационных резервов обеспечения экономической безопасности;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и т.п. обороне субъекта в части, связанной с его экономической безопасностью;

- оперативное оборудование территории и техники;

- обеспечение защиты сведений, составляющих тайну;

- применение науки в интересах экономической безопасности субъекта;

- координация деятельности органов управления субъекта на случай отражения воздействия деструктивных факторов;

- адекватное финансирование и контроль над эффективностью расходования выделенных средств;

- сотрудничество с другими субъектами в целях коллективной  
и совместной экономической безопасности [31, c.93].

Но для И. Г. Напалковой система экономической безопасности рассматривается как комплекс мер по ее обеспечению, что противоречит нашей точке зрения, высказанной ранее о невозможности сведения понятия экономическая безопасность только к мерам по её обеспечению.

На наш взгляд, система экономической безопасности муниципального образования предстает как трехуровневая структура, представленная на рисунке 3.

 


 

 

 

Рисунок 3 –  Система экономической безопасности муниципального образования4

 

Рассмотрим систему, представленную на рисунке, более подробно. Итак, нижний уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя:

- материальное производство (промышленность и сельское хозяйство);

- финансовую систему;

- бюджетную систему и бюджетное финансирование;

- систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в бюджет муниципальных образований).

Средний уровень экономической безопасности состоит  
из организационной и правовой основ:

- организационная основа экономической безопасности (система органов муниципальной власти, обеспечивающих формирование  
и реализацию политики в области экономической безопасности);

- правовая основа (система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности).

 И верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения [15, c. 55].

Как уже неоднократно отмечалось, обеспечить наиболее эффективное решение проблем локального характера могут только  местные органы власти, в связи с их особым положением. При учете особенностей проблем обеспечения муниципальной экономической безопасности необходимо выработать особую систему параметров, ориентированной на небольшую территорию. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы в основном на федеральный и региональный уровни, но специфические особенности муниципальных проблем требуют специального изучения проблем показателей безопасности для муниципальных образований. Целями использования специальной для муниципальных образований методики являются: оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере муниципального образования; оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;  разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности [50, с. 67].

Итак, прогноз проблем возможен только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Распознавание строится как на созданных показателях, так и на специализированных, которые в будущем ещё придётся разрабатывать. Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования, последнее является наиболее слабым звеном в современном механизме работы муниципального образования. Для понятия сущности данной методической проблемы необходимо рассмотреть классификацию существующих показателей экономической безопасности. Классификация, представленная на рисунке 5, отражает особенности  показателей экономической безопасности на муниципальном уровне, а именно: сложность и многоуровненность структуры; множество социально-экономических факторов, разнообразие существующих подходов к формированию систем показателей ее оценки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Классификация показателей экономической безопасности муниципального образования5

 

С точки зрения значимости предложенная классификация позволяет существенно упростить задачу выбора показателя (показателей), наиболее полно характеризующего ту или иную сферу экономики. К тому же классификация позволяет создать многоуровневые системы показателей, которые способны показать положение дел во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования.

Основные требования к системе социально-экономических показателей анализа муниципального образования:

- взаимосвязь с общей схемой анализа и показателей, используемых на иных уровнях;

- совместимость действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

- соответствие перечню основных угроз экономической безопасности муниципального образования;

- минимальность перечня социально-экономических показателей и простота интерпретации;

- простота и наглядность  проверки результатов анализа на соответствие существующему положению;

- принадлежность показателей к одному временному периоду для  описания социально-экономической ситуации;

- возможность осуществления регулярного мониторинга  
и прогнозирования факторов, влияющих на уровень угроз безопасности муниципального образования [10, c. 94].

Положение в муниципальном образовании должно анализироваться с учетом набора индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Целевая направленность решения вопросов параметров и индикаторов состояния экономики заключается в своевременном выявлении факторов, сдерживающих экономический рост, прежде всего факторов, обуславливающих кризисные ситуации в целях их своевременного предупреждения [10, c. 96].

Информация о работе Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления