Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована следующими важнейшими обстоятельствами.
1.Современная внешняя среда характеризуется непредсказуемостью турбулентных изменений, в связи, с чем актуальным является принятие решений на всех уровнях власти в условиях неопределенности. Постоянные внешние изменения порождают непрерывные внутренние инновации. Федеральный уровень – наиболее громоздкий и консервативный. Нижний, базовый уровень – муниципальный – наиболее гибкий и подвижный, способный адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому ставку в развитии и укреплении безопасности России нужно делать именно на активизацию деятельности в муниципальных образованиях.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования

1.1 Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования
2


2.1.

.
2.2. Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края)
Оценка уровня экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
Направления укрепления экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»
3.

3.1.

3.2 Правовой режим обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности муниципального образования
Проблемы правового обеспечения экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края) (или Анализ локальных актов организации)



Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Олейников Е.А. понимает экономическую безопасность как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» [51, с. 34].

 Н.П. Купрещенко определяет  экономическую безопасность как  «такое состояние национального  хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую,  
социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях» [26, c.16].

Такую же позицию занимает Л.Э. Гаджиева. По ее мнению, «на уровне государства экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах» [13, c.14].

Представленные выше точки зрения В. С. Панькова, Е.А. Олейникова, Н.П. Купрещенко, Л.Э. Гаджиевой можно объединить, с некоторой долей условности, в единообразный подход к пониманию экономической безопасности, который был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу).

Безопасность как состояние защищенности выявляет лишь статичность системы, но безопасность обеспечивается в результате ее функционирования, а именно: при реагировании и нейтрализации угроз. В соответствии со справедливым замечанием И.Г. Напалковой, в определении безопасности как состояния защищенности в большей степени фиксируется общественно необходимый результат, оно характеризует безопасность как нечто, уже достигшее должного уровня, а не как процесс и в большей степени отвечает понятию «обеспеченность безопасности» [31, c. 46].

Воспринимать экономическую безопасность как статичное явление не совсем правильно, так как любая экономическая система не предполагает фиксированность своих характеристик, нередко обладающих элементом непредсказуемости. Именно поэтому экономическую безопасность следует рассматривать как находящееся в постоянном изменении свойство экономической системы.

В.К. Буторин, А.Н. Ткаченко и С.А. Шипилов рассматривают экономическую безопасность как важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства [38, c. 50].

По нашему мнению, весьма не правильно определять безопасность как контролируемые субъектом условия, так как эти самые условия не всегда фиксированы и не всегда изменчивы.

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия экономической безопасности. Так, С.В. Блохин предлагает понимать под экономической безопасностью «достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, баланс и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» [36, c. 58]. Анализ данного определения  свидетельствует о недостаточной точности и необходимости дополнительных разъяснений такие понятия, как «достаточность», «требуемый уровень».

Проблемы, выявленные при определении понятия экономическая безопасность, свидетельствуют о том, что авторы в большинстве своем данное понятие рассматривают относительно экономической безопасности государства в целом, либо используют последнее как первооснову для определения экономической безопасности остальных субъектов. Для того чтобы дать определение объекту нашего исследования – экономической безопасности муниципального образования, необходимо определить экономическую безопасность государства.

Экономическая безопасность государства – это важнейшая  
и динамичная характеристика функционирования национальной экономики, выражающая ее способность:

- создавать и гарантировать благоприятное существование членов общества;

- обеспечивать устойчивое развитие экономики;

- реагировать на возникающие  угрозы, нейтрализуя неблагоприятные последствия.

Итак, экономическая безопасность – фундамент и материальная основа национальной безопасности в целом. Можно выделить несколько составляющих социально-экономической политики государства:

- обеспечение экономической безопасности регионов России как федеративного государства;

- обеспечение экономической безопасности муниципальных образований;

- обеспечение  экономической безопасности общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан.

 Как видно, экономическая  безопасность муниципального образования  является одной из составляющих  экономической безопасности государства. Муниципальное образование – территория, в границах которой совместно  
с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Как наиболее приближенная к населению власть,  местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.  
В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом» [27, c.109].

Изучив различные точки зрения понимания «экономической безопасности» в целом и выявив сущность муниципальной власти, следует дать определение экономической безопасности муниципального образования. По нашему мнению, наиболее правильным и точным является следующее определение: экономическая безопасность муниципального образования –важнейшая качественная и динамичная характеристика экономической системы муниципального образования, отражающая процесс взаимодействия с окружающей средой и направленная на реализацию муниципальных интересов в сфере экономики, своевременное реагирование на внутренние и внешние угрозы.

Муниципальное образование зависит от внешней среды,  
их взаимодействие и взаимообмен – условие функционирования обоих. Внешняя среда для муниципального образования содержит благоприятные и неблагоприятные факторы. Благоприятные параметры – условия развития, повышения эффективности и т.д., а неблагоприятные – как факторы угрозы.

Анализ состояния внутренней среды муниципального образования определяет возможность в установлении взаимоотношениями между  
ее сильными и слабыми сторонами, последнее позволяет определить перспективы развития муниципального образования [10, c. 73]: Так, при помощи метода экспертных оценок можно определить степень влияния сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для муниципального образования, что в конечном итоге учитывается при разработке стратегических решений. На основе анализа внутренней и внешней среды муниципальное образование имеет возможность определить свои точки роста и порядок стратегически значимых действий для решения социально-экономических проблем [15, c. 131].

Система факторов и условий, влияющих на обеспечение экономической безопасности, представлена на рисунке 4.

Рассмотрим влияние лишь некоторых из них, например, усиление зависимости от государства, несовершенство межбюджетных отношений. Итак,  в РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, однако это обстоятельство на практике реализуется крайне не точно. К сожалению, на местах прослеживается несамостоятельность муниципалитетов при решении вопросов, входящих в их компетенцию. Это обусловлено желанием высших эшелонов власти полного контроля, что находит свое отражение в явно проявляющейся зависимости муниципальных органов от межбюджетных отношений.

Следующим фактором, который следует отметить, старение  
и сокращение населения. Этот фактор является, чуть ли не центральным, так как население  является одним из основных объектов экономической безопасности муниципального образования. Если не происходит пополнение и омоложение населения, то соответственно  трудовым ресурсам неоткуда  взяться, а это в свою очередь влияет на развитие  муниципального образования.

 

 

 

 

 

 




                                         


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Система факторов, влияющих на  экономическую безопасность муниципального образования1

 

Высокий износ магистральных инженерных коммуникаций – фактор, которое существенным образом затрудняет работу органов на местах, а также осложняет существование населения муниципальных образований.  
К сожалению, в настоящее время это обстоятельство крайне остро дает о себе знать, в связи с тем,  что большинство инженерных коммуникаций было создано еще в советский период и срок их эксплуатации либо заканчивается, либо давно истек.

Еще одним из факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность муниципального образования, является рост нелегальной экономики, в том числе коррупционность власти и бизнеса. Коррупция как системная угроза экономической безопасности представляет собой рынок теневых услуг, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами – политическими, экономическими, культурологическими. О становлении коррупционных действий как регулярных и долговременных процессов и переходе на рыночную основу свидетельствует: ускорение и упрощение принятия управленческих решений, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, определенное регулирование экономики в условиях дефицита ресурсов и др.

Факторов, влияющих на экономическую безопасность с негативной точки зрения множество, следует отметить и факторы, оказывающие позитивное влияние. Так, например, политическая стабильность обеспечивает сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

Еще одним позитивным фактором является экономический рост.   
В период после распада СССР экономическая ситуация неоднократно менялась, за последние годы, несмотря на кризис, все же можно с уверенностью говорить о стабильности в сфере экономики, которая вносит стабильность и во все остальные сферы жизни российского общества. И в случаях нестабильности экономики  и в случаях экономического роста муниципальные образования  особенно остро ощущают на себе все эти проявления.

Таким образом, можно утверждать, что существует множество факторов, влияющих и положительно и отрицательно. Но все же необходимо учитывать и те и другие, так как основная цель повышения уровня экономической безопасности муниципального образования заключается в усилении воздействия позитивных факторов и возможного снижения негативных факторов.

 

1.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрим методики оценки уровня Экономической Безопасности муниципального. Образования, для чего сформируем критерии и показатели.

Государство может обеспечить лишь защиту от наиболее важных  
и масштабных угроз, но повседневно каждый сталкивается с опасностями  
(в том числе и экономическими), которые носят местный характер.  
От подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективно оградить может наиболее приближенная к населению власть – органы местного самоуправления.

Муниципальное образование представляет собой социально-экономическую систему нижнего базового уровня. Муниципальное образование следует рассматривать как систему, состоящую из четырех основных компонентов: социума, рынка, экономики и власти. Данная концепция представлена на рисунке 1.


 

 

 

 

Рисунок 1 – Система муниципального образования2

Рассмотрим каждый компонент более подробно. Социум состоит  
из населения, общественных организаций и движений. Население, образующее социум, формирует потребности местного рынка. Рынок, образующий сегменты и ниши и состоящий из потребителей, дает населению удовлетворение потребностей. Экономика состоит из инфраструктурных  
и товарных отраслей, кластеров и организаций (корпораций). На рынке формируется спрос, экономические субъекты удовлетворяют этот спрос, сбывая свою продукцию. От социума субъекты получают рабочую силу, выплачивая сотрудникам зарплату. Власть обеспечивает социуму защиту (получая от него поддержку), управляет экономическими процессами муниципального образования (получая налоговые и неналоговые доходы), регулирует и развивает рынок. Развитый мощный рынок обеспечивает власти дополнительную силу [21, с. 15].

Информация о работе Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления