Экологическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:39, реферат

Описание работы

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Проблемы экологической безопасности в России………………...5
1.1.Экология в России…………………………………………………………….7
1.2. Совершенствование законодательной природоохранной базы…………..10
1.3. Сохранение национального богатства страны…………………………….15
2. Глава 2. Обеспечение экологической безопасности……………………….17
2.1. Экологическое воспитание населения……………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

В целях предотвращения экологической  катастрофы, по нашему мнению, необходимо восстановление Министерства по экологии и охране окружающей среды и принятие вышеназванных федеральных законов - это будет являться важным фактором в совершенствовании системы  управления экологическим комплексом, правовой базы обеспечения экологической  безопасности страны и создании необходимых  предпосылок для повышения качества жизни людей по сравнению с  другими высокоразвитыми странами.

Сегодня окружающая природная  среда страдает больше всего от выпускаемой  неэкологической промышленной продукции: машин, оборудования; использования  экологически грязных технологий, прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и  цветной металлургии.

О необходимости прекращения  выпуска автотранспорта, не отвечающего  современным экологическим стандартам, в России говорят давно. Более того, ГОСТы, подразумевающие соответствие продукции автопрома нормам Евро-2 в отношении легковых автомобилей, введены с июля 2002 г., а по грузовым машинам и того раньше - с января 2000 г. Тем не менее отечественные автозаводы, всеми правдами и неправдами добиваясь отсрочки «исполнения приговора», с завидным упорством продолжают клепать морально и технически устаревшие, а главное - опасные для окружающей среды модели. Конец экологическому беспределу мог бы положить правительственный документ.

Эта задача не под силу ни губернаторам, ни главам администрации  городов. Эта задача под силу только Правительству РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сохранение национального богатства страны

Вначале «перестройки» - на пути к капитализму частным компаниям  по заниженным ценам было передано 64% разведанных запасов нефти, 63% - газа, 86% - алмазов, 71% - золота и т.д. Конечно, бизнесмены устремились продавать  добываемое сырье западным странам.

Так как цены на Западе на природное сырье значительно  выше, чем внутренние в России, это, безусловно, оказало влияние на рост внутренних цен на все виды продукции, на снижение темпов реконструкции действующих  предприятий, сооружения новых объектов, создания новой техники из-за роста  стоимости материалов, оборудования, роста тарифов на электроэнергию, грузоперевозки и т.д.

Так, если за 1985 г. СССР экспортировал 132 млн т нефти, то за 2002 г. - 270 млн т. Из 3240 тыс. т алюминия, произведённого в 2000 г., экспортировано 3194,6 млн т. Из 220 тыс. никеля, произведённого в 1998 г., внутреннее потребление составило лишь 8,2 тыс. т. Аналогичное положение сложилось с медью, цинком, сталепродукцией, лесом и т.д. (табл. 2). Это значит - хищнически используя месторождения природных ресурсов, загрязняем окружающую природную среду при их добыче и переработке и обеспечиваем высококачественным сырьём западных партнёров в ущерб экологическим и стратегическим интересам России.

Таблица 2. Производство (добыча) и объём российского экспорта важнейших видов сырья и сырьевой продукции в 2000 г.

Полезные ископаемые и  продукты их переработки 

Производство (добыча) в 2000 г.

Экспорт в 2000 г.

Доля экспорта от объёма производства, %

Нефть (с конденсатом) + нефтепродукты, млн т

323,0

132,50

+50,20

56,9

Газ, млрд м3

583,7

176,70

30,2

Уголь, млн т

287,4

43,60

15,2

Железная товарная руда, млн т

86,8

19,20

22,1

Алюминий, тыс. т 

3240,0

3194,60

98,6

Медь*, тыс. т 

845,0

644,20

76,2

Никель, тыс. т 

246,9

196,95

79,8

Свинец**, тыс. т 

60,0

1,40

2,3

Цинк*, тыс. т 

242,1

117,20

48,4

Вольфрам (в концентрате), тыс. т 

4,1

2,85

69,3

Молибден (в концентрате), тыс. т 

7,6

5,60

74,0


Примечание. *С учётом толлингового и импортного сырья; **с учётом импорта и вторичного сырья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обеспечение экологической безопасности

   Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая всё большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства, ставя ограничения экономическому развитию страны.

Среди важнейших составляющих экологической  безопасности страны - решение проблем  внедрения новых технологий, производства машин и оборудования экологически безопасных, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве. Каждая новая технология, каждая новая машина, каждый новый проект строительства должны быть подвергнуты общественной независимой экологической экспертизе, а не только государственной.

В ближайшее время необходимо решить проблемы о зонах экологического бедствия, предотвратить рост техногенных  катастроф, уносящих тысячи и тысячи жизней; принять исчерпывающие меры по улучшению качества среды во всех сферах деятельности человека, ведущие  к улучшению здоровья населения, качества жизни человека.

Обеспечение безопасности при осуществлении  потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях:

  • Экологические приоритеты в здравоохранении
  • Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
  • Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды
  • Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
  • Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и определение национальных интересов  в этой сфере, выработку и проведение государственной политики по предупреждению возможности угроз и минимизации  их последствий. Обеспечение экологической  безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования  общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения корректив в экономическое развитие страны, установления научно обоснованного  сочетания экологических и экономических  интересов общества в целях обеспечения  устойчивого его развития. 
В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ обеспечение экологической безопасности становится актуальным направлением деятельности государства и общества. 
С учетом положений Указа Президента РФ от 4 февраля 1994 № 236 О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития к числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального и сельского хозяйства; борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; борьба с радиоактивным загрязнением; создание экологически чистых технологий; неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование возобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
  Современное состояние экологического законодательства характеризуется наличием довольно широкого круга федеральных законов прямого действия, регулирующих отношения по обеспечению экологической безопасности и образующих юридическую основу перечисленных выше направлений деятельности в области обеспечения экологической безопасности, на базе и согласно которым субъекты Российской Федерации будут развивать свое законодательство. 
Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 12 января 2002 г. 
На предотвращение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности направлены сформулированные в Законе основные положения об экономическом механизме охраны окружающей среды, о нормировании качества окружающей среды, об экологической экспертизе, о чрезвычайных экологических ситуациях, об экологическом контроле, а также экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. 
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ определяет общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе и при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, представляющей угрозу экологической безопасности. 
Значимым Законом, регулирующим отношения в области обеспечения экологической безопасности, является ФЗ Об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ. 
Реализация конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду закреплена в преамбуле Закона в качестве основной цели его принятия. 
В Законе установлены основные принципы экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности; экологической безопасности при проведении экологической экспертизы и др. 
Закон достаточно подробно регламентирует: полномочия различных органов в области экологической экспертизы; объекты экологической экспертизы, порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы; права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. 
В 1995 г. были приняты федеральные законы «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ и «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ. 
В Законе «Об использовании атомной энергии определены жесткие требования по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии; повышенные требования к должностным лицам и персоналу ядерных объектов». Установленная ответственность за правонарушения в этой области должна привести к снижению аварийности на ядерных объектах и оздоровлению окружающей среды. 
Не менее важен ФЗ «О радиационной безопасности населения, который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья». 
В Законе закреплены: гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения и работников; общие требования к обеспечению радиационной безопасности; права и обязанности компетентных органов, должностных лиц и населения в области обеспечения радиационной безопасности. 
ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ обозначает комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно на аварийно-опасных предприятиях и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. 
ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, перечень которых приводится в приложениях к Закону. В соответствии с Законом требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам экологической безопасности. 
ФЗ О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды. 
Целью принятия ФЗ Об отходах производства и потребления от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду. Указанная цель достигается путем лицензирования деятельности по обращению с отходами; разработки нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; составления паспортов опасных отходов; установления жестких требований безопасности на всех этапах обращения с опасными отходами. 
Нормы, регулирующие отношения в области обеспечения экологической безопасности, содержатся также в Водном кодексе РФ от 18 октября 1995 г., в ФЗ О недрах от 3 марта 1995 г., О континентальном шельфе РФ от 30 ноября 1995 г., Об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г., в Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г. и других законах. 
Отметим, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами. 
В науке прочно утвердился термин глобальная экологическая безопасность. Так, М.Н. Копылов предлагает считать принцип экологической безопасности новым принципом международного права. 
Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, оказывают все большее влияние на обеспечение экологической безопасности России, так как Конституция РФ в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. 
Российская Федерация, даже не являясь участницей международного соглашения, при создании своего закона, тем не менее, должна учитывать принципы и нормы, сформулированные в таких соглашениях. Подобная заинтересованность, по мнению М.М. Бринчука, обусловлена перспективами вхождения России в европейское и глобальное правовое пространство по вопросам технической и экологической безопасности4. 
В настоящее время в сфере международной охраны окружающей среды действует более 900 нормативно-правовых актов. 
В число основных международно-правовых документов, составляющих основу правового регулирования обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, входят: 
• Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.); 
• Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.); 
• Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий (Женева, 22 июня 1993 г.); 
• Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.); 
• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.); 
• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве (Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г.) и др. 
Реализация норм международных конвенций (договоров) требует не популистских решений, а планомерной последовательной работы по совершенствованию национального законодательства России, особенно в области обеспечения экологической безопасности населения и созданию надежного механизма выполнения принятых на себя обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 2.1. Экологическое воспитание населения

Уровень экологической культуры, знаний у  населения России - самый низкий среди развитых стран мира. Из-за низкого уровня экологического образования  и воспитания люди не осознают приближающейся экологической катастрофы и в  целом безучастны к охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и  природопользования не уделяется должного внимания. Далеко не во всех учебных  заведениях введены дисциплины по охране окружающей среды и рациональному  природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды  в рабочих коллективах на предприятиях - редкое явление.

Экологическое просвещение - вот что  должно быть первой и главной заботой  руководства страны в целях экологического возрождения России. Из-за экологической безграмотности люди привыкли к безнаказанности загрязнения: все вокруг бросают, загрязняют и не убирают за собой. Более того - ищут виновных в загрязненности улиц, зон отдыха и т.д. Пора ввести штрафы на «людей - загрязнителей природы», как за рубежом.

Государственная программа «Экология  и здоровье человека»

Чтобы улучшить среду обитания человека, необходимо разработать и постепенно реализовывать практическими мерами программу «Экология и здоровье человека».

Какие параметры должны быть определены для  проживания человека в окружающей среде  обитания? Мы этих параметров не знаем. Сегодня человекявляется экологически беззащитным. Он может работать и жить в местах, где радиация, загазованность превышают в сотни и тысячи раз нормы, не зная об этом. Он может употреблять пищу с содержанием нитратов и тяжелых металлов, опасных для жизни, не зная об этом. Это сложная проблема, но она требует незамедлительного решения в условиях России.

Анализ  заболеваемости населения, наложенный на демографическую структуру и  социальные аспекты, дает основную характеристику территории, называемую экологическим риском. Степень экологического риска - это не характеристика среды, а характеристика человека, находящегося в данной среде, его возможность заболеть, повредить какую-либо жизнеобеспечивающую систему, например генетическую. Экологический риск в отличие от также необходимого показателя ПДК - очень важная социальная характеристика. Если сказать человеку, что он вдыхает 10 веществ, каждое из которых превышает предельную норму, то такое сообщение лишь чисто абстрактно встревожит его ум и сердце. Но если сказать ему, что степень риска для его ребенка заболеть раком при длительном воздействии этих веществ составляет 80%, он отнесется к этому иначе.

Общественное экологическое движение

Никакие государственные, региональные экологические  программы не могут быть реализованы  без широкой поддержки общественности. На каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение  окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии (в  цехе, на предприятии и т.д.). Эти  комиссии обязаны совместно с  администрацией выявлять все источники  загрязнения окружающей среды и  разрабатывать конкретные мероприятия  по их устранению.

Общественное  экологическое движение необходимо организовать на каждом предприятии, в  каждом городе, районе так, чтобы работающие и население не только митинговали  по поводу экологических нарушений, но и принимали самое активное участие в разработке и внедрении  экологических программ для всех сред их обитания.

 

 

 

 

Заключение

Идут  дискуссии о стабилизирующей  роли экологии в развитии экономики  и выборе политических решений, высказывается идея о необходимости интеграции экологии, экономики и политики.

Если  в XXI в. не произойдет интеграции экологии, экономики и политики и преобразования общественного развития при новых  формах управления обществом, то последнее  слово скажет деградирующая биосфера. Населению надо понять, что общество всеобщего изобилия вплотную приближается к пропасти. Начавшийся общемировой экономический кризис будет иметь затяжной характер. В начале XXI в. спад промышленного производства будет исчисляться в абсолютных цифрах. Он «достанет» и ныне развивающиеся и процветающие Японию, Швецию, Германию, США и другие страны, т.к. причина кроется в необратимом разрушении биосферы как самовоспроизводящей системы.

В XXI в. важной проблемой по-прежнему будет  проблема сокращения потребления энергии, сокращения значительного, по крайней  мере на порядок. Придется максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребления энергии и ресурсов в расчете на одного жителя.

В технической политике для увеличения производства продукции на душу населения  при меньших затратах следует  использовать ресурсы с наибольшим эффектом, совершенствовать и внедрять технологии, способствующие обеспечению  энерго- и ресурсосбережения. Эти проблемы должны решаться в русле превентивной экологической стратегии: снижения развития экологически опасных производств (металлургических, химических, энергетических), максимального сокращения потребления первичной биологической продукции и т.д.

Великий хранитель природы Жак Ив Кусто однажды заметил: «Мне по душе либеральная экономика, но существует глубокое различие между либеральной экономикой, т.е. между свободным предпринимательством, основанном на законе спроса и потребления, и рыночной системой. Рыночная система в том виде, в каком она у нас сегодня существует, вредит планете больше, чем что-либо, поскольку все у нас имеет цену, но не рассматривается как ценность: нынешний рынок не принимает во внимание отдельных последствий, судьба будущих поколений не является одной из составных частей «экономического управления».

Информация о работе Экологическая безопасность РФ