Химические аварии: реальность и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных химическими авариями и катастрофами, в сегодняшних условиях вполне реально. Более того, в последние годы их вероятность постоянно растет.
Сегодня в мире происходят тысячи химических аварий при производстве, хранении, транспортировке аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Наибольшее число аварий в мире и в России происходит на предприятиях, производящих или хранящих хлор, аммиак, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганического синтеза.

Файлы: 1 файл

Химические аварии.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

Для определения параметров облака зараженного воздуха, направления  его перемещения наиболее перспективной  может стать разрабатываемая  подвижная система оперативного контроля - "АСД - Лидар".

Не до конца решен вопрос, связанный с созданием, хранением  и применением запасов дегазирующих веществ на объектах.

Большой практический интерес  представляют высокоэффективные способы  локализации источника заражения  АХОВ путем экранирования зеркала  испарения с использованием пенообразующих составов и применением в качестве экранов различных пленок и чешуйчатых материалов. Практика показывает, что  применение экранов способно снизить  скорость испарения АХОВ в несколько  раз. Кроме того, для снижения скорости испарения АХОВ может применяться  охлаждение зеркала пролива различными инертными охладителями.

Успешное решение задач  ликвидации ЧС зависит от готовности сил , от их количественного и качественного  состояния, уровня подготовленности к  выполнению соответствующих работ. Сегодня в Российской Федерации  уже заложена основа для функционирования уникальной, не имеющей аналогов в  мировой практике Единой государственной  системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее уникальность состоит в том, что как на федеральном, региональном, так и на местном  уровнях образованы системы органов  управления и сил, разрабатываются  схемы их взаимодействия в случае возникновения угрозы и самого факта  чрезвычайной ситуации. Создана определенная нормативно-правовая база.

В настоящее время можно  уверенно констатировать, что первый этап создания РСЧС в России завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной  системы спасения населения в  ЧС. Цель первого этапа --- создание государственной  службы спасения-- в основном выполнена.

Главная задача нынешнего  этапа развития РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также  на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной  среде и материальных потерь в  случае их возникновения.

Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить  нельзя, то борьба за уменьшение ущербов  и потерь от них должна быть важным элементом государственной политики страны, в основу которой положены прогнозирование и своевременное  предупреждение людей о грозящем бедствии.

Важным элементом устойчивого  развития мировой цивилизации является разработка и осуществление превентивных мер, способных уменьшить и смягчить последствия природных и техногенных  аварий и катастроф. Реализация мер, направленных на предупреждение ЧС, требует  координации усилий различных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации  и администраций потенциально опасных  объектов, а также использование  научно-технического потенциала страны.

В настоящее время функциональные подсистемы РСЧС имеют весьма незначительные специально уполномоченные органы управления и силы. Объектовые аварийно-восстановительные  и аварийно-спасательные подразделения  постоянной готовности малочисленны, созданы не на всех потенциально опасных  производствах. На ряде предприятий  возникают сложности, связанные  с распадом формирований из-за значительных сокращений численности производственного  персонала. Это положение существенно  ограничивает их возможности в проведении спасательных и других неотложных работ, ликвидации последствий химических аварий. Поэтому в настоящее время  все чаще основу территориальных  сил во многих регионах составляют войска гражданской обороны (сводные  мобильные отряды), а также отряды поисково-спасательной службы МЧС России.

Как правило, слабым звеном в планировании и практике применения различных формирований бывает взаимодействие, особенно на межведомственном уровне. Здесь должны сыграть свою основную роль комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и органы управления, призванные обеспечить надлежащую эффективность  системы РСЧС при ликвидации химических аварий. Взаимодействие между подразделениями  и специализированными ведомственными формированиями должно быть спланировано на всех этапах работ.

Последствия химических аварий хотя и огромны, но не безграничны. При  соответствующих мерах по прогнозированию, предупреждению чрезвычайных ситуаций, при своевременном принятии мер  защиты, решительной борьбе с ними, последствия этих аварий могут быть локализованы, а в ряде случаев  сведены к минимуму.

Эта задача будет выполнена  лучше там, где будет налажено тесное сотрудничество органов власти, сил РСЧС, населения по обеспечению  готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях при химических авариях.

Начальник Центра стратегических исследований МЧС, 
к. х.н., Владимиров В.А.

Ведущий специалист Центра стратегических исследований МЧС,  
к. в. н. Лукьянченков А.Г.


Информация о работе Химические аварии: реальность и тенденции