Глобальные проблемы человечества на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

На сегодня разносторонняя деятельность человека приобрела небывалый размах, охватив почти весь земной шар. Ни одна страна мира не может избежать того или иного воздействия. Существует целый ряд проблем, возникающих перед человечеством, охватывающих весь земной шар и даже ближайшее космическое пространство. Такие проблемы получили название глобальных. Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

Файлы: 1 файл

Контрольный теоретический вопрос.docx

— 27.18 Кб (Скачать файл)

Контрольный теоретический вопрос 

Глобальные проблемы человечества на современном этапе.

На сегодня разносторонняя деятельность человека приобрела небывалый размах, охватив почти весь земной шар. Ни  одна страна мира не может избежать того или иного воздействия. Существует целый ряд проблем, возникающих перед человечеством, охватывающих весь земной шар и даже ближайшее космическое пространство. Такие проблемы получили название глобальных. Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся: разоружения и сохранения мира на Земле, проблема обеспечения человеческой безопасности; энергетическая проблема; проблема экологии и устойчивого развития; проблема бедности; продовольственная проблема; демографическая проблема; проблема освоения Мирового океана; проблема Север-Юг. 

1. Разоружения и сохранения мира на Земле

Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны. Тогда же было принято решение и о создании ООН - универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы - капиталистическую и социалистическую, а также начало "холодной" войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Исследователи разных стран пришли к единодушной оценке, что третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации; наиболее губительным следствием возможного применения ядерного оружия, а также глобальных аварий в результате использования атомной энергии станет гибель всего живого и наступление "ядерной зимы"; 

2. Проблема обеспечения человеческой безопасности;

За последние два десятилетия концепция безопасности подверглась существенному пересмотру. Ее традиционная трактовка как безопасности государства (его границ, территории, суверенитета, населения и материальных ценностей) была дополнена безопасностью человека (человеческой безопасностью).

  Человеческая безопасность -это состояние защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков и свобода от страха и нужды, которые достигаются путем совместной и целенаправленной деятельности гражданского общества, национального государства и международного сообщества.

К основным свободам/условиям, обеспечивающим человеческую безопасность, относятся:  

-свобода личности;

  -мир и личная безопасность;

  -полное участие в процессах управления;

  -защищенность прав человека;

  -доступ к ресурсам и средствам первой жизненной необходимости, включая -доступ к медицинским услугам и образованию;

  -благоприятная для жизни человека окружающая природная среда.

3. Энергетическая проблема

Глобальная энергетическая проблема -это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Со стороны предложения он вызван открытием и эксплуатацией огромных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, на Аляске, на шельфе Северною моря, а со стороны спроса - увеличением автомобильного парка и ростом объема производства полимерных материалов.

Наращивание добычи топливно-энергетических ресурсов повлекло за собой серьезное ухудшение экологической ситуации (расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе и др.). А рост спроса на эти ресурсы усилил конкуренцию как стран -экспортеров топливных ресурсов за лучшие условия продажи, так и между странами-импортерами за доступ к энергетическим ресурсам.

4. Проблема экологии и устойчивого развития

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.

Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств.

В1980-е гг. экологическая проблема стала региональной: вредные выбросы достигают близлежащих стран, приходят вместе с ветром и облаками от соседей (кислотные дожди, порожденные выбросами в атмосферу отходов промышленных производств Великобритании и ФРГ, выпадали в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах на границе США и Канады живые организмы погибали от ядовитых стоков американских предприятий).

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

Ресурсы, которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться;

  Происходит разрушение мировой экосистемы, исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический баланс в природе;

  Все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия. Так, бурное экономическое развитие Китая, сопровождающееся извлечением гигантских объемов природных ресурсов (например, в 2006 г. было добыто 2,4 млрд т угля) и столь же огромным размером экологически грязного производства (выплавка стали достигла 420 млн т), превратило эту страну в сплошную зону экологического бедствия;

  Самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата, которое выражается в росте средней температуры, что, в свою очередь, ведет к росту частоты и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков, которые наносят значительный экономический ущерб природе, человеку и экономике стран. 

5. Проблема бедности

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Различают следующие виды уровней бедности: национальный и международный.

Национальный уровень бедности - это доля населения, живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума, т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины - набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности -это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день. Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе - сверхбедности) -доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

6. Продовольственная проблема

Проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных странах мира.

За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих нор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 850 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн. детей умирают ежегодно от последствий голодания.

7. Демографическая проблема

Глобальная демографическая проблема состоит из двух частей:

1. быстрый и слабо контролируемый  рост населения развивающихся  стран

2. старение населения развитых  стран и многих государстве  переходной экономикой

8. Проблема освоения Мирового океана

Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана - это, прежде всего, проблема его выживания.

Океан - главный регулятор содержания основных биогенных элементов (кислорода и водорода) в атмосфере: океан - это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения; океан, кроме всего прочего -огромный аккумулятор и ассенизатор многих продуктов жизнедеятельности человека.

В некоторых акваториях, где деятельность человека наиболее активна, океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Увеличение объема поступающих в океан загрязняющих веществ может вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы, что приведет к неминуемой «гибели» океана. В свою очередь «гибель» океана неминуемо влечет за собой гибель всего человечества.

9. проблема Север-Юг;  

Проблема Север-Юг - это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Контрольные тестовые задания

1. Гомосфера — это:

1) пространство, где находится человек  в процессе своей деятельности;

2) экологически опасный участок  леса;

3) пространство, в котором совмещены  рабочая зона и ноксосфера;

4) пространство, в котором возникают  или постоянно существуют 

опасности.

2. Чрезвычайная ситуация — это:

1) состояние, при котором  в результате возникновения источника 

природной катастрофы на определенной территории или объекте

экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде;

2) авария, катастрофа;

3) угроза жизнедеятельности  человека;

4) состояние, при котором в результате возникновения  источника 

чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения,народному хозяйству и окружающей среде.

3. Мониторинг окружающей среды означает:

1) наблюдение и прогноз;

2) анализ и прогноз;

3) наблюдение, анализ и прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая ситуация

Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар.

Ваши действия.

1. Сохранять спокойствие и не  давать паниковать окружающим.

2. Вызвать пожарную охрану (01)

3. Попытаться проникнуть на наружную  лестницу и спуститься вниз.(это  лучший вариант, т.к. она незадымляемая)

Если наружная лестница слишком далеко, недоступна, или ее нет, то:

4. Набрать побольше кислорода, любым  способом защитить дыхательные  пути от дыма и угарного  газа (ватно-марлевые повязки, платки, полотенца и т.п.). (Чтобы не  задохнуться, т.к. огонь сжигает кислород.)

5. Попытаться спуститься вниз внутри  здания. Лифтом не пользоваться. ( Во время пожара может перегореть  проводка и лифт остановится, а находящийся в нем окажется  в ловушке посреди горящего  здания.)

6. Нужно спуститься как можно  ниже и попытаться выбраться  через окно, например, связав несколько  простыней. ( Потому что на 1й этаж  может быть не возможно спуститься  или слишком опасно)

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред.

проф. П.Э.Шлендера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский

учебник, 2010.

2. Лобачев А.И. Безопасность  жизнедеятельности: конспект лек-

ций. — М.: Юрайт, 2006

3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско- торговая корпорация  «Дашков и Кº», 2008. – 456с.

4. Компьютерная обучающая  программа по дисциплине «Безопас-

ность жизнедеятельности» / А.Н.Романов, B.C.Торопцов, Д.Б. Гри-

горович, А.А. Галкина, С.В. Галкина, Е.В.Ясеновская, П.Э.Шлендер,

В.М., Маслова, И.В. Кохова. — М.: ВЗФЭИ, 2005. Дата обновления

24.11.2011. — URL: http://repository.vzfei.ru.

 

 

 


Информация о работе Глобальные проблемы человечества на современном этапе