Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:34, реферат

Описание работы

Действительно ли мы так беззащитны перед землетрясениями, тропическими циклонами, вулканическими извержениями? Что же развитая техника не может эти катастрофы предотвратить, а если не предотвратить, то хотя бы предсказать и предупредить о них? Ведь это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба! Мы далеко не так беспомощны. Кое-какие катастрофы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, с этими катастрофами связанные. Необходимо знать, как происходят смещения земной поверхности, почему возникает быстрое вращательное движение воздуха в циклоне, как быстро массы горных пород могут обрушиться по склону.

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 105.09 Кб (Скачать файл)

- при  переходе через пути ни в  коем случае не подлезайте  под вагоны и не перелезайте  через автосцепки;

- при  подходе к железнодорожному переезду  следует внимательно следить  за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, убедившись, что нет близко идущего подвижного состава;

- при  ожидании поезда нельзя устраивать  на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагоном идущего  поезда, стоять ближе двух метров  от края платформы во время  прохождения состава без остановки;

- к вагону  следует подходить только после  полной остановки поезда.

Во - вторых:

- посадка  в вагон или выход из вагона  осуществляется только со стороны  перрона или посадочной платформы. При этом будьте особенно внимательны, т.к. можно попасть в зазор между  посадочной площадкой вагона  и платформой;

- во время  движения поезда нельзя открывать  наружные двери тамбура, стоять  на подножках и переходных  площадках, высовываться из окон  вагона;

- при  остановках поезда на перегоне  не рекомендуется выходить из  вагона;

- для  того, чтобы избежать травм от  произвольного движения незафиксированных  дверей в купейных вагонах  при резких толчках, двери купе  следует фиксировать замками  в крайних положениях (открытом  полностью или закрытом);

- нельзя  пользоваться в вагонах открытым  огнем и бытовыми приборами, работающими  от вагонной электросети;

- запрещается  перевозить легковоспламеняющиеся  и взрывчатые вещества;

- заняв  свое место в вагоне, ознакомьтесь  со схемой эвакуации пассажиров  при аварийных ситуациях;

- если  вы неуверенно чувствуете себя  на верхней полке, попросите проводника  перевести вас на нижнее место  или предоставить ремни безопасности.

1.4. Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном транспорте

 

Пассажир, пользующийся услугами железной дороги, находится в зоне повышенной аварийной опасности. Сложная система железнодорожно-транспортного производства включает в себя технологические зоны, в которых люди должны быть особенно предусмотрительны.

Зонами технологической опасности на железной дороге являются перегоны, зоны невидимости, железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон, в котором пассажир совершает поездку. Кроме того, следует иметь в виду, что по железной дороге перевозят опасные грузы - от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. В связи с чем опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и попадания в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.

Возможные аварийные ситуации, представляющие наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, это крушение поездов, пожары. Они возникают, как правило, вследствие неисправности подвижного состава и путевого хозяйства, нарушения правил пользования средствами транспорта, правил безопасности движения и пожарной безопасности.

Большую опасность для пассажиров представляет загорание или пожар в вагоне. Эта опасность усугубляется сосредоточением в ограниченном пространстве большого количества людей, отдаленностью вагона от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара с образованием токсичных газов и трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время.

Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения, в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации "Тесла" и аварийные выходы - по два в боковых окнах 3 - го и 6 - го пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене около электрокипятильника имеется надпись "Вагон оборудован дополнительными выходами через окно 3-го и 6-го купе". Кроме того, около каждого опускаемого окна рядом с рычагом для открывания сделана надпись - инструкция "При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку-защелку окна". Подобная мера позволяет пассажиру, воздействуя на рычаг, опустить оконные рамы и полностью освободить проем размером 660x1020 мм, используя его для покидания вагона.

Постоянную опасность представляет система электроснабжения, все элементы электроснабжения (как внутри поезда, так и вне) требуют особого внимания и осторожности. Аварии при токоснабжении опасны токопоражением людей, а также причиной возникновения пожара. Особенно опасно, если в результате аварии провода линии электропередач оказываются внизу, так как может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового напряжения.

 

1.5. Экстремальные ситуации аварийного характера на авиационном транспорте

 

В среднем, ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф, причем, в 35 случаях гибнут все пассажиры и экипажи.

Однако, ежегодно во всем мире на дорогах гибнет около 300 тысяч человек, в то время как в авиакатастрофах - менее 5 тысяч человек. Таким образом, риск попасть под машину в 10 - 15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. При этом анализ показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, чем при полетах на небольших самолетах.

Обеспечение безопасности при полетах самолета - одна из важнейших задач всех специалистов авиационно-транспортного производства. Безопасность полетов зависит от многих составляющих, но, прежде всего от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир должен придерживаться определенных правил поведения.

Особо следует отметить обеспечение при полете пожарной безопасности. Очагами пожара на самолете могут быть двигатель, топливная система, электросеть, гидравлическая система (если в ней используется горючая смесь) и заряды статистического электричества, накапливающегося на наружных поверхностях. Разрешение на эксплуатацию может быть дано только после проверки эффективности средств тушения пожара на натурном огневом моторном стенде.

В кабине самолета на щитке с мнемонически подобным самолету планом в пожароопасных зонах размещены лампы-кнопки. При загорании лампы летчик нажимом на нее включает баллоны с огнегасящей жидкостью. Здесь же, выше, расположены переключатели и кнопки, позволяющие (если пожар не локализован) направить к месту горения огнегасящую жидкость из всех остальных баллонов, размещенных на самолете. Пассажиры действуют в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность. Малейшие симптомы паники должны немедленно пресекаться, ибо могут привести к увеличению степени экстремальности.

Наиболее сложным маневром пассажирского самолета является взлет и посадка. Поэтому в целях личной безопасности при взлете и посадке пассажир должен выполнить требование "Пристегнуть ремни безопасности", имеющиеся на каждом пассажирском месте. Несоблюдение этого элементарного правила чревато тяжелым травмированием. При аварийной посадке, особенно с убранными шасси, длина пробега самолета из-за сильного торможения быстро сокращается, и резко (иногда в течение десятков долей секунды) гасится скорость. В этом случае на пассажира будет действовать отрицательное поперечное ускорение, достигающее больших величин. Исследования показывают, что при больших ускорениях возможны переломы позвоночника в области шеи, что объясняется незафиксированным положением головы относительно корпуса.

Таким образом, вывод напрашивается один - использование ремней безопасности необходимо! Важным фактором обеспечения безопасности пассажиров является аварийная эвакуация из самолета по надувным трапам. Подобная ситуация может возникнуть при аварийной посадке самолета вне аэродрома. Поэтому для обеспечения быстрой эвакуации на каждой стороне борта пассажирского салона имеется по четыре аварийных выхода (из расчета на 350 человек ИЛ -86), оснащенных надувным двухдорожечным трапом.

Безопасное расположение в салоне самолета - еще одна мера предосторожности от попадания в экстремальную ситуацию. От рационального, равномерного и сбалансированного размещения пассажиров и их багажа зависит центровка лайнера при его нахождении в воздухе. Поэтому занимать место в салоне следует согласно указанных в авиабилете номеров. Однако, если у Вас будет возможность выбора, выбирайте кресло, расположенное рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета. Продумайте, какое фиксированное положение Вам следует занять в случае аварии. Это положение зависит не только от того, как Вы сидите (лицом вперед или назад), но и от того, на каком расстоянии находится Ваше кресло от расположенного впереди Вас: ноги, оказавшиеся под впередистоящим креслом, в случае аварии могут быть травмированы.

Решив воспользоваться услугами авиационного транспортного средства, продумайте, какую верхнюю одежду и обувь следует брать в дорогу.

Разместившись в салоне самолета, осмотритесь и поинтересуйтесь, где находится медицинская аптечка, огнетушитель и другое вспомогательное оборудование, аварийный выход. Знайте, что основной и аварийный выходы не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым.

Будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу.

Если значительная часть Вашего полета проходит над водной поверхностью, то еще до взлета поинтересуйтесь, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и как ими пользоваться. Если предполагается, что Вам понадобится спасательный жилет (в дальних трансокеанских рейсах), то удостоверьтесь, находится ли он рядом с Вашим креслом.

И, наконец, надо четко представлять себе возможности эвакуации при пожаре на борту самолета, особенно при использовании надувных трапов. Если в полете произошел пожар, не следует терять самообладание. Защищайтесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Старайтесь меньше дышать воздухом, содержащим дым, а если есть возможность смочить хотя бы носовой платок, прикройте им органы дыхания. Если самолет совершил вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу. Из-за сильной задымленности трудно дышать и видеть, поэтому пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, окажите помощь другим и не оставайтесь вблизи самолета.

Руководствуясь данными рекомендациями, Вы в значительной мере снизите степень возможной экстремальности.

 

1.6. Экстремальные ситуации аварийного характера в специфических опасных зонах

 

Безопасность жизнедеятельности обеспечивается прежде всего умением предвидеть опасность, а для этого нужно знать специфические опасные зоны. Такими зонами могут быть места массового отдыха и развлечений, улицы, когда в особых ситуациях (гололед и т.п.) человек должен проявлять определенную осторожность.

Места массового отдыха и развлечений: кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения различного характера, водоемы, пляж, загородная зона связаны с большим сосредоточением людей, подверженным, в силу освобождения от обычных будничных и деловых обязанностей, психологической расслабленности и утрате необходимой осторожности.

Идя на концерт или в кино, отправляясь в дом отдыха или просто выезжая "на Природу", следует помнить, что мы вступаем в специфически опасную зону.

Находясь на концерте или стадионе, можно испытать немало неприятностей, множество людей, находящихся в тесном ограниченном помещении (пространстве), легко становятся неуправляемыми, во избежание больших неприятностей надо помнить, что:

- наибольшая  давка, как правило, бывает перед  сценой, так как все стремятся  вперед;

- не следует  занимать места в углах зала, близко к стенам или на проходах  между секторами, так как при  возникновении экстремальной ситуации  оттуда затруднено бегство;

- в ожидании  входа в театр или на стадион  не приближайтесь к стеклянным  дверям или ограждениям, к которым  Вас могут прижать;

- если  толпа увлекла, позвольте людскому  потоку нести Вас, глубоко вдохните, поднимите согнутые руки локтями  в стороны, оберегая грудь от  сдавливания. В подобных ситуациях не держите руки в карманах и будьте начеку;

- если  Вы упали на землю (пол), постарайтесь  свернуться клубком, защищая голову  предплечьями и кистями рук, прикрывая  затылок.

Наиболее характерны подобные ситуации во время эвакуации при пожаре. Поэтому, входя в любое помещение, всегда обращайте внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним несколько раз, возможно это будет единственный шанс спастись.

 

Глава 2. Характеристика и классификация ЧС природного характера

2.1. Оползни

 

Большая часть поверхности земли - склоны. К склонам относятся участки поверхности с углами наклона, превышающими 1 градус. Они занимают не меньше 3/4 площади суши.

Чем круче склон, тем значительнее составляющая силы тяжести, стремящаяся преодолеть силу сцепления частиц пород и сместить их вниз. Силе тяжести помогают или мешают особенности строения склонов: прочность пород, чередование слоев различного состава и их наклон, грунтовые воды, ослабляющие силы сцепления между частицами пород. Обрушение склона может быть вызвано оседанием — отделением от склона крупного блока породы. Оседание типично для крутых склонов, сложенных плотными трещиноватыми породами (например, известняками). В зависимости от сочетания этих факторов склоновые процессы приобретают различный облик.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера