Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:06, реферат

Описание работы

Деятельность человека осуществляется в условиях среды обитания, которая представляет собой совокупность факторов, способных оказывать прямое или косвенное влияние на состояние человека, на его здоровье и потомство. Данное влияние может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Негативные последствия проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное, аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования  
"Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" 
 
 
Факультет экономики торговли и товароведения 
 
Кафедра таможенного дела  
 
 
Реферат

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

 

 
Выполнила 
студентка группы 6109 ТАД        
очной формы обучения 
Факультета экономики торговли и товароведения

Мизюрева Ольга Леонидовна

 

Приняла Коваль Елена Викторовна

 

 

Москва - 2015

 

 

 

 

 

Деятельность человека осуществляется в условиях среды обитания, которая представляет собой совокупность факторов, способных оказывать прямое или косвенное влияние на состояние человека, на его здоровье и потомство. Данное влияние может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Негативные последствия проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное, аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

Особый вид ЧС представляет ЧС техногенного характера. Как правило, такие ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением окружающей среды или  без ее загрязнения. В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

  К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Изучение причин возникновения производственных аварий свидетельствует об их большом внешнем разнообразии, но в сущности эти причины можно объединить в три основные группы: 
 Первая - это недостаточно ответственное отношение работников при проектировании предприятий к требованиям техники и не менее халатное отношение отдельных руководителей к выполнению этих требований, отсутствие постоянного контроля за взрывоопасными и легковоспламеняющимися участками. 
 Вторая группа причин обусловлена тем, что еще не все явления достаточно познаны. Иногда обнаруживалось, что различные химические вещества при определенных сочетаниях вступали в бурную реакцию и вызывали взрывы или самовозгорания. 
 Третья - производственные аварии могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения правил их эксплуатации и технологических процессов производства.

И аварии, и катастрофы возникают внезапно, и, хотя, как правило, имеют локальный характер, их экологические последствия могут распространяться на большие расстояния и захватывать большие площади.

В соответствии с установленной классификацией к чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят: 
1. Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта. 
2. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах 
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). 
4. Аварии на радиационно-опасных объектах 
5. Аварии на коммунальных системах обеспечения. 
6. Гидродинамические аварии.

Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта.

На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

На железнодорожном транспорте: ЧС  могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

В метрополитене: ЧС на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

На автомобильном транспорте: Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой  и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно.

На морском и речном транспорте: Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек. При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

На авиационном транспорте: Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители, спасательный жилет. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним прежде всего относят производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный при доставке пожаро- и взрывоопасных грузов.

Все ПВОО подразделяются па шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е. Особенно опасны объекты, относящиеся к категории А, Б, В. Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов. Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры. Категория В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, лесопильные производства.

Возникновение пожаров прежде всего зависит от степени огнестойкости coopyжeний. Все строительные материалы, а следовательно, и конструкции из них делятся на три группы: Несгораемые – материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые – материалы, которые под воздействием огня с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые – материалы, которые под воздействием огня воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые. Отдельные – пожары в здании или сооружении. Массовые – это совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий.

Аварии на ПВОО вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, коротким замыканием электропроводки, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов. Пожары при промышленных авариях вызывают разрушения сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур.

Пожаро-, взрывоопасные явления характеризуются следующими факторами:

– воздушной ударной волной, возникающей при разного рода взрывах газо-воздушных смесей, резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением;

– тепловым излучением пожаров и разлетающимися осколками;

– действием токсичных веществ, которые применялись в технологическом процессе или образовались в ходе пожара или других аварийных ситуаций.

Относительные показатели количества пожаров в России к числу населения в 3,5 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах, а показатели гибели людей у нас в результате пожаров превосходят их в 4 – 9 раз.

 

 

Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

Аварийные выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке.

Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) при авариях способны переходить в атмосферу и вызывать массовое поражение людей. Применяются они в промышленности и других отраслях, при выбросе (выливе) могут приводить к заражению воздуха с поражающими концентрациями. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать СДЯВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы.

Химически опасный объект (ХОО) – предприятие народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Главный поражающий фактор при авариях на ХОО – химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся в зоне действия СДЯВ. Его масштабы характеризуются размерами зон заражения.

Классификация аварий в зависимости от степени опасности:

– частная –не связанная с выбросом СДЯВ, либо произошла незначительная утечка ядовитых веществ;

– объектовая – авария, связанная с утечкой СДЯВ из технологического оборудования или трубопроводов. Глубина пороговой зоны менее радиуса санитарно-защитной зоны вокруг предприятия;

– местная – авария, связанная с разрушением целого склада СДЯВ. Облако достигает зоны жилой застройки, проводятся эвакуация из ближайших жилых районов.

– региональная – авария со значительным выбросом СДЯВ. Наблюдается распространение облака в глубь жилых районов;

– глобальная – авария с полным разрушением всех хранилищ со СДЯВ на крупных химически опасных предприятиях.

 

Аварии на радиационно опасных объектах

Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют аварии на атомных станциях в США, Англии, Франции, Японии и в СССР (Чернобыльская). Атомные установки эксплуатируются на ледоколах и лихтеровозах, на крейсерах и подводных лодках, в космических аппаратах. Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Все эти операции создают дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории России в результате использования источников ионизирующего излучения:

– для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (1 мЗв) или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта (70 мЗв);

– для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта (20 мЗв) или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту (1000 мЗв).

Эти нормы введены в действие с 1 января 2000 г. Пока еще ни одна из стран в мире не перешла на рекомендованные дозовые пределы. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные нормы, в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных для таких ситуаций.

Аварии на коммунально-энергетических сетях

Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже. Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует. Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера