Человеческий фактор в причинах реализации опасностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Основные цели данного реферата состоят в раскрытии понятия «человеческий фактор» и определении его роли в причинах реализации опасностей.
В данной работе рассматривается деятельность человека в системе «человек – машина – окружающая среда» и её последствия. Реферат содержит разделы с конкретными примерами чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Вы также получите информацию о политике государства в отношении опасных ситуаций, причинами которых является человеческий фактор, и о современном взгляде на возможное решение данных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ» 4
1.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.4. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА 10
ВЫВОДЫ 12
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ХХ-ХI ВВ. 13
2.1. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ 13
2.1.1. Чернобыльская катастрофа 13
2.1.2. Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции 15
2.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ПРИЧИНА ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 16
ВЫВОДЫ 18
3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 19
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА 19
3.2. СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Файлы: 1 файл

Р-БЖД-Маврина М.П.1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  также согласовывает квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии.2

Во-вторых, издаются законы, наделяющие человека теми или иными правами или ограничивающие их. Также государство вводит правила безопасности, за не соблюдение которых человек будет нести административную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести правонарушения.

Так, лесные пожары возникают в большинстве случаев по вине человека. За несоблюдение правил пожарной безопасности нарушителям грозит административная и уголовная ответственность. За разведение костра в лесу грозит штраф в размере 5 тыс. рублей, а уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем может повлечь за собой штраф до 200 тыс. рублей или лишение свободы до трех лет.

Если говорить о психофизиологической причине возникновения опасности, то государство и работодатели ведут пропаганду безопасной деятельности.

Государство проводит политику обеспечения  безопасности и контроля деятельности человека. Однако, нередки случаи, когда  само государство является фактором, вызвавшим чрезвычайную ситуацию.

С начала августа 2010 года в Москве сложилась чрезвычайная экологическая ситуация – в городе наблюдался сильнейший смог. Разовые концентрации загрязняющих веществ на территории Москвы превышали предельно допустимые концентрации в несколько раз. Данные условия являлись чрезмерно опасными для здоровья людей. По мнению многих врачей и специалистов, в сложившейся ситуации должна была быть организована эвакуация жителей города. Тем не менее, государство не реагировало на эту проблему. Ввиду смога в 10 раз участились случаи вызова скорой помощи, а смертность в Москве возросла в два раза. Последствия были значительными.

 

3.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора

 

Как отмечалось ранее, причинами реализации опасностей являются лень, привычка нарушать правила безопасности, недооценка опасности и ее последствий. В большинстве случаев нарушение правил безопасности не влечёт за собой последствий, и человек продолжает вести себя неправильно с точки зрения безопасности. В данном случае важно вести пропаганду безопасных методов выполнения работы, что позволит снизить влияние человеческого фактора в реализации опасности. Довольно действенной пропагандой  может быть личный либо коллективный пример работника, участка, предприятия, где безопасность работ – один из главных приоритетов коллектива.

По моему мнению, пропаганда соблюдения правил безопасности должна быть направлена не только на взрослых людей, но и на детей. В семье должна прививаться  такая точка зрения, что безопасность жизнедеятельности играет важную роль в жизни человека.

Правильным решением было введение дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности» в школьную программу. Изучение данного  предмета помогает детям составить  ясную картину об опасностях, которые  могут возникнуть, если пренебрегать выполнением правил безопасности в процессе своей деятельности. Если с детства привить детям чувство ответственности за свои поступки, то, будучи, взрослыми они не станут нарушать правила безопасности, осознавая, что это может стать причиной возникновения опасности.

 Несмотря на то, что направление воспитания и обучения дает положительный эффект, активизация человеческого фактора в целях обеспечения безопасности невозможна без использования адекватных методов обучения. Качественное обучение работающих является одним из наиболее действенных средств обеспечения безопасности. Обучение должно быть организовано так, чтобы с помощью знаний, полученных в процессе учебы, формировалось положительное отношение работающих к охране труда.

Немаловажным условием минимизации человеческого фактора является профессиональный отбор и медицинское обследование. Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него задатков, достаточной физической, психической, интеллектуальной и образовательной подготовки. Медицинский отбор заключается в выявлении тех лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет успешно, в установленные сроки овладеть специальностью, для которой проводится отбор, и эффективно работать по данной специальности достаточно длительное время без ущерба для здоровья.

Таким образом, государству отводится  важная роль в уменьшении человеческого  фактора в возникновении опасных  ситуаций. Оно контролирует деятельность людей на производстве, в общественных местах и т.п. с помощью установленных законов. Не только государство, но и воспитание человека не позволят ему нарушить правила безопасности и подвергнуть других людей опасности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Свойство человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Но не стоит забывать, что ошибки, допускаемые человеком в процессе деятельности, могут повлечь за собой последствия, масштабные по своему характеру.

Доказано, что человеческий фактор является одним из первых в причинах реализации техногенных и антропогенных аварий и катастроф, происшествий на транспорте. Необходимо вместе с тем отметить, что человеческий фактор как таковой далеко не всегда является единственной причиной аварий и катастроф. В природе не существует «чистого» человеческого фактора, поскольку человек – это сложная энергоинформационная система и его нельзя рассматривать в отрыве от внешнего энергоинформационного поля.

Для уменьшения человеческого фактора  в реализации опасностей необходимо предпринимать меры, направленные на мотивацию человека к выполнению правил безопасности. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Либерман А.Н. Техногенная безопасность: человеческий фактор – СПб., 2006
  2. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2009
  3. Безопасность жизнедеятельности – СПб.: Лань, 2007
  4. Калыгин В.Г., Бондарь В.А., Дедеян Р.Я. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность, безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях – М.: КолосС, 2008

 

 

Приложение 1

 

Схематическое изображение соотношения  развития техники и роста возможностей человека


 

Приложение 2

 

Загрязнение территории европейских стран вследствие Чернобыльской катастрофы

Страна

Площадь,

Чернобыльские выпадения, % от суммарных  выпадений в Европе

Страны

Территории с загрязнением выше 1 ки/

Австрия

84

11,08

2,5

Беларусь

210

43,5

23,4

Великобритания

240

0,16

0,8

Германия

350

0,32

1,9

Греция

130

1,24

1,1

Италия

280

1,35

0,9

Норвегия

320

7,18

3,1

Польша

30

0,52

0,6

Россия (европейская часть)

3800

59,3

29,7

Румыния

240

1,2

2,3

Словакия

49

0,02

0,3

Словения

20

0,61

0,5

Украина

600

37,63

18,8

Финляндия

340

19

4,8

Чехия

79

0,21

0,5

Швейцария

41

0,73

0,4

Швеция

450

23,44

4,5

Европа (в целом)

9700

207,5

100


 

Приложение 3

 

1 Выдержка из официального документа парламентской комиссии «Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года»

2 Информация взята с сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: www.gosnadzor.ru/


Информация о работе Человеческий фактор в причинах реализации опасностей