Человеческий фактор в причинах реализации опасностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Основные цели данного реферата состоят в раскрытии понятия «человеческий фактор» и определении его роли в причинах реализации опасностей.
В данной работе рассматривается деятельность человека в системе «человек – машина – окружающая среда» и её последствия. Реферат содержит разделы с конкретными примерами чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Вы также получите информацию о политике государства в отношении опасных ситуаций, причинами которых является человеческий фактор, и о современном взгляде на возможное решение данных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ» 4
1.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.4. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА 10
ВЫВОДЫ 12
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ХХ-ХI ВВ. 13
2.1. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ 13
2.1.1. Чернобыльская катастрофа 13
2.1.2. Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции 15
2.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ПРИЧИНА ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 16
ВЫВОДЫ 18
3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 19
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА 19
3.2. СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Файлы: 1 файл

Р-БЖД-Маврина М.П.1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

В результате внедрения систем программного управления производством возможности техники и технологии, ее потенциал во много раз возросли. Были созданы принципиально новые современные производства: атомные электростанции, лазерные установки, ракеты, сверхзвуковые самолеты, новые химические и биохимические технологии. Обеспечить высокую степень безопасности на современных сложных и потенциально опасных производствах возможно лишь в соединении возможностей современных технических систем оповещения, сигнализации и управления производством с высококвалифицированным персоналом, психологически подготовленным к своевременному и адекватному реагированию при возникновении условий, которые могут привести к авариям, а в случае если они все же возникли, – к действиям, направленным на смягчение их последствий и предотвращение дальнейшего развития аварии. Не бывает аварии или катастрофы без вины одного из человеческих факторов. Это обусловлено тем, что усложнение и совершенствование техники, появление еще не изученных или малоизученных возможных технических отказов и нарушений неизбежно создает предпосылки к увеличению риска возникновения аварий.

Возможности человека в предотвращении аварий до определённого момента росли за счет улучшения образования, повышения квалификации, улучшения качества отбора, использования компьютерной техники, автоматизированного управления производством, совершенствования всей системы и средств обеспечения безопасности. Тем не менее, эти возможности со временем стали все более заметно отставать от ускоренного развития и расширяющихся возможностей современной техники (прил.1). Такая ситуация связана с определенным отставанием всесторонней оценки человеком новой техники в отношении ее потенциальной опасности. Очень трудно предусмотреть все виды и варианты этой опасности на этапах создания и испытания новой техники и технологий. Человеческие ошибки, которые могут привести к возникновению аварии, происходят не только на этапе проектирования и конструирования, они могут возникнуть на всех этапах – начиная от проектирования и конструирования и кончая реконструкцией объектов и выводом их из эксплуатации.

 

Выводы

 

Нарушая законы природы, человек ухудшает обеспечение  своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования. Человек и объекты, формирующие его трудовой процесс, являются источниками опасности. В анализе деятельности человека можно отметить как внешние, так и внутренние источники опасности. Внешние источники – это состояние среды деятельности человека и ошибочные, непредвиденные действия персонала, создающие аварийные ситуации или приводящие к авариям и катастрофам. Внутренние источники опасности обусловлены личными особенностями человека, которые связаны с его социальными и психологическими свойствами.

В основе аварийности и травматизма в выполнении работы лежат не только инженерно-конструкторские дефекты, но и организационно-психологические причины самого человека. Следовательно, существует вполне реальная опасность частоты человеческих ошибок, вызванных различными причинами, на всех этапах создания и эксплуатации новой техники и технологий. 

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 
ХХ-ХI ВВ.

 

2.1. Техногенные аварии и катастрофы

 

До 70-х годов ХХ века более 75% всех происшествий в техногенной сфере  было вызвано техническими причинами. Сейчас прослеживается тенденция резкого смещения причин этих происшествий в сторону человеческого фактора. Это положение подтверждается при анализе причин аварий в различных отраслях промышленности и транспорта. Так, значительная доля аварий с жертвами и другими серьезными последствиями в ходе расследования их причин надзорными органами прямо или косвенно связывается с ошибками проектировщиков, изготовителей оборудования, строителей и персонала эксплуатирующих и подрядных организаций.

Представления о первостепенной роли человеческого фактора в возникновении  инцидентов на атомных электростанциях (АЭС) подтверждено результатами расследований. За последние 30 лет почти все инциденты, произошедшие на атомных электростанциях стали следствием человеческих ошибок, а не технических дефектов или неполадок. Главную опасность представляет не устаревшее или изношенное оборудование АЭС и даже не недостатки в конструкции ядерного реактора, а именно человек, его сознание, отношение к своей работе. По данным экспертов 75% экстремальных ситуаций на АЭС обусловлено человеческими ошибками.

 

2.1.1. Чернобыльская катастрофа

 

Из техногенных инцидентов ХХ века наиболее крупной по масштабу и по тяжести последствий была катастрофа на Чернобыльской АЭС.

О масштабах Чернобыльской катастрофы можно судить по площади радиоактивных  выпадений. Сравнительные данные по образовавшейся радиоактивной загрязненности в трех странах СНГ (России, Украине и Беларуси) и других европейских странах приведены в таблице (прил.2). Эта авария сопровождалась самым большим выбросом радионуклидов в окружающую среду, который, по расчетным оценкам, в 200 раз превышал суммарную активность радионуклидов, образовавшихся в результате атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки.

Ввиду своей масштабности, Чернобыльская катастрофа послужила мощным толчком к выявлению истинных причин наиболее тяжелых ядерных аварий и катастроф в атомной промышленности.

На Чернобыльской АЭС эксплуатировались  уран-графитовые реакторы типа РБМК-1000, которые более сложны в эксплуатации. Управление работой таких реакторов предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки эксплуатационного персонала, строгому соблюдению правил безопасной эксплуатации.

 Фундаментальной причиной, приведшей  к Чернобыльской катастрофе, стало  решение о передаче почти всех  АЭС из ведения Министерства  среднего машиностроения в ведение Министерства энергетики. В результате атомная энергетика СССР оказалась оторванной от своей сырьевой и производственной базы, кадрового обеспечения, от накопленного десятилетиями производственного опыта работы на ядерно-опасных предприятиях, а руководство АЭС из рук профессионалов-атомщиков перешло в руки случайных для атомной отрасли людей. Атомная, как и другие высокие технологии, требует высокой культуры производства, довольно высокого уровня общей культуры, глубоких научных и практических знаний, прежде всего в физике и технике ядерных реакторов, и немалого опыта работы с ними. Случилось так, что Чернобыльская АЭС была единственной атомной станцией, на которой ни директор, ни главный инженер не были специалистами-атомщиками. Чернобыльская АЭС, по сведениям Минэнерго, лидировала по случаям пьянства или появления в нетрезвом виде на рабочих местах.

По мнению специалистов, в случае Чернобыльской катастрофы сработал, прежде всего, человеческий фактор, который может сработать при любой технологии. Слабым звеном оказалась система управления и подготовки персонала, работающего на станции. Цепь недопустимых действий операторов на Чернобыльской АЭС в трагическую ночь с 25 на 26 апреля 1986 года и привела к взрыву на четвертом блоке. Если  бы персонал был в состоянии своевременно и правильно оценить возникшую угрозу аварии и принять адекватные меры, то развитие аварийной ситуации могло бы быть предотвращено или приостановлено на самых ранних ее этапах, т.е. когда аварийная ситуация еще не переросла в аварию.

 

2.1.2. Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции

 

Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (ГЭС) является на данный момент крупнейшей в истории техногенной катастрофой, возникшей на гидроэнергетическом объекте Российской Федерации, а также одной из самых значительных аварий в истории мировой гидроэнергетики. Авария, произошедшая 17 августа 2009 года, унесла жизни 75 человек, ещё 13 пострадали.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции.

Не был должным образом организован  постоянный контроль технического состояния  оборудования оперативно-ремонтным  персоналом (что должно предусматриваться инструкцией по эксплуатации гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, утверждённой главным инженером СШГЭС от 18.05.2009 г.). Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснения причин вибрации1.

 

2.2. Человек, как причина опасных ситуаций на транспорте

 

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Однако наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

Одной из причин возникновения опасных ситуаций на транспорте является человеческий фактор. Жизнь показывает, что значительная доля опасностей реализуется под воздействием и при непосредственном участии человека, обусловленных его поведением, существующими психофизиологическими особенностями и возможностями организма. Так, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходят исключительно по вине человека в силу разных причин психологического характера.

Исходя из проведённых исследования, первое место в списке причин возникновения автокатастроф занимает невнимательность и психологическое состояние водителя. Также многие владельцы транспортных средств отправляются в путь, находясь в нетрезвом состоянии, из-за чего становятся виновниками происшествий.

Самый распространенный вид авиакатастроф  – столкновение с землей в контролируемом полете. Опять же, по данным различных  экспертных организаций, подавляющее  большинство их происходит из-за человеческого  фактора (прил.3). Проявлениями человеческого фактора являются:

  • ошибки пилотов
  • ошибки наземных служб
  • теракты

В мире в период с 1997 г. по 2012 г. произошло 496 авиакатастроф, в которых погибло  около 13 тыс. человек.

К причинам опасных ошибок персонала  железных дорог относятся:

  • ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов
  • низкий уровень технологической дисциплины
  • ошибки при использовании медицинских препаратов
  • прием алкогольных и наркотических веществ
  • ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.

 

Выводы

 

Главную опасность в работе любого объекта атомной энергетики представляет не устаревшее или изношенное оборудование и даже не недостатки в конструкции  ядерного реактора, а именно человек, его сознание, его отношение к своей работе. Человеческий фактор, чаще всего психофизиологическое состояние человека, присутствует и в транспортных авариях. Невнимательность, намеренное нарушение правил безопасности как персоналом, так и пассажирами транспортных средств ведёт к чрезвычайным ситуациям, последствия которых могут иметь значительный характер для людей. 

3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

3.1. Государственная политика Российской Федерации в отношении ситуаций, возникающих по вине человека

 

Человек, его действия или бездействия  являются значимым фактором в причинах реализации опасностей. Деятельность человека может повлечь за собой  последствия не только на локальном уровне, но и на региональном, государственном и даже более масштабном. Стоит вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС, которая имела мировое значение и до сих пор его не утратила.

В системе «человек – машина –  среда» риск возникновения антропогенных и техногенных аварий и катастроф, связанных с человеческим фактором, очень высок. Основная задача государства минимизировать роль человека, как источник опасности, сделать его деятельность безопасной для самого себя и окружающей среды.

Для выполнения этой задачи в первую очередь организовываются специально уполномоченные органы по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности человека.

Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В основные полномочия данной службы входит контроль и надзор:

  • за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии
  • за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах
  • за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике
  • за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ
  • за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений
  • за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности и др.

Информация о работе Человеческий фактор в причинах реализации опасностей