Безопасность жизнедеятельности – основа здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.
Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.
Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

Содержание работы

Безопасность жизнедеятельности – основа здорового образа жизни.
Определение
Безопасность

Формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Роль семьи в формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Роль и влияние социальной среды в формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Факторы среды, отрицательно влияющие на здоровья.
Табакокурение и здоровье населения.
Действие алкоголя на организм человека.
Возникновение зависимости и ее последствия.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Влияние родителей на формирование личности ребенка в основном приходится на первые годы его жизни. К подростковому  возрасту, как правило, закладывается  стиль взаимоотношений детей  с родителями: покровительственный  или дружественный, основанный на доверии  или постоянном контроле. Стабильность, сплоченность и взаимопонимание  в семье укрепляют психологическую  устойчивость подростка.

2.2. Роль и влияние социальной среды в формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Значительное место в  формировании безопасности поведения  человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок  получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образом для всего последующего поведения ребенка и подростка, но и фактором подавления его изначально более ярко проявляющихся индивидуальных биологических потребностей. Известно, что пищевая, двигательная, познавательная и другие потребности могут быть детерминированы членами семьи. Ребенка зачастую кормят тем, что он не хочет или не любит, подавляют его двигательную и познавательную активность, направляют его потребность в сторону более предпочтительных интересов других членов семьи.   В дальнейшем превалирующее влияние на его мотивацию поведения может оказывать социальная среда ровесников или средства массовой информации  и т.д. Попав под влияние социальной среды, не имея сил или не умея оказать ей сопротивление и отстоять свои интересы, в основе которых первоначально всегда лежат биологические потребности, молодой человек может отдавать предпочтение факторам, приводящим к разрушению его здоровья, что постепенно прочно закрепляется в его поведении и формирует образ жизни, изменить который бывает довольно трудно.

Это касается факторов, вызывающих биологическую и психологическую  зависимость. Первоначально эта зависимость не была биологически детерминирована и сформировалась под влиянием социальной среды: моды, рекламы, имиджа взрослого и т.д., но в последующем химические компоненты, входящие в состав табака, алкоголя, наркотиков, пищи, и другие вещества становятся для организма его извращенной биологической потребностью, неудовлетворение которой нарушает  нормальное течение его жизнедеятельности, что и формирует его психологическую, и физиологическую зависимость от этих веществ, а следовательно организм начинает испытывать непреодолимую тягу к ним.

Важным направлением деятельности в сфере образования, связанной  с сохранением жизни и здоровья населения, является обучение безопасности и защите жизнедеятельности –  правилами поведения  в экстремальных  ситуациях, когда для сохранения жизни и здоровья людей необходимы немедленные действия и нет времени  для раздумий по поводу принятия решения  и выработки программы поведения.

Так в экстремальных условиях внешней среды при наличии  дефицита времени, когда человеку необходимо действовать быстрее, его поведение  становится инстинктивным или автоматизированным, когда последовательность выполняемых  действий находится на уровне подсознания.

Программа выживания жестко задана генетически и осуществляется автоматически на основе принципа саморегуляции, т.е. не бессознательном уровне. Это жизненно необходимо, так как если бы человек в сложной ситуации останавливался и обдумывал программу своего поведения, его смог бы съесть любой голодный хищник. Первоначально эта программа связана с поведением (деятельностью) матери, а далее по мере роста начинает расширяться и охватывать другие области деятельности, определяя самостоятельно, что опасно для жизни, а что нет.

Приобретенная программа  поведения закрепляется случайно –  в результате совпадений возникающих  потребности,  раздражителя и его  подкрепления, что приводит к ликвидации его потребности и образованию  новых условно – рефлекторных связей. Далее на их основе и в  зависимости от вида прикрепления формируются  свойства характера, у одних –  храбрость, любознательность, стремление к исследованиям, а у других –  робость и замкнутость. На первых этапах развития и становления личности поведение ребенка напоминает роботов, не умеющих анализировать и программировать  свое поведение. Такое бессознательное  поведение осуществляется автоматически, без участия мыслительной способности. Формируется такое поведение  еще до того, как ребенок осваивает  речь. Очень часто достичь самосознательного мышления, т.е. способности составления своей собственной программы поведения, так и не удается.  Социальные потребности отличают человека от животного, и его поведение под их влиянием в процессе жизни значительно социализируется, т.е. подчиняется требованиям социальной среды обитания. Если социальные потребности часто и длительно доминируют в ущерб биологическим, это приводит к нарушению процессов жизнедеятельности организма и, в конце концов, к возникновению различных заболеваний и даже гибели. С этих позиций поведение, которое в большей степени направлено на удовлетворение социальных, а не биологических потребностей, можно считать поведение неразумного человека, подвергающего свою жизнь и здоровье к опасности. Именно поэтому здоровый образ жизни мы трактуем как поведение, направленное на рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей

3. Факторы среды,  отрицательно влияющие на здоровья.

Как известно, здоровье взрослого  человека формируется в детстве. Дети и подростки наиболее восприимчивы к воздействию окружающей среды  – физических, химических, биологических  и социально-психологических факторов.

Подростковый возраст  – особый период в жизни каждого  человека. В это время закладываются  основы его физического и душевного  здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью, но зачастую и жизни подростка. Вместе с тем у подростка еще не сформированы представления о жизненных ценностях, его поведение характеризуется раздражительностью и внушаемостью. Очень важно, чтобы подросток понял, что от его образа жизни, привычек напрямую зависит не только его здоровье, но и здоровье его будущих детей.

Следует также помнить, что  в подростковом возрасте усиливается  влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростов мотивировано не только биологическими, но и социальными константами, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Табакокурение и здоровье населения. Один из наиболее распространенных в мире факторов, губительно влияющих на здоровье, - это табакокурение. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50% мужчин и 25% женщин. В нашей стране, как и во многих других, ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростов, молодежи. По данным отечественных исследований, в возрасте 12-13 лет курят около 7% школьников, среди 16-летних – уже 40% курящих, в старших классах начинают курить и некоторые девочки. Женщины приобщаются к курению немного позже, чем мужчины. Однако вызывает тревогу снижение возраста, когда девушки-подростки впервые пробуют курить, а затем приобретают пристрастие к табаку.

Если 40-50 лет назад курение  считалось более или менее  невинной забавой, то в последние 25-30 лет все ученые мира на основании  неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика, его окружающих и государства. В России курят 70 млн. человек, а ежегодно умирают от курения 400 тыс. человек; 10% средств, расходуемых на здравоохранение, идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническими отравлениями табачным дымом.

Действие алкоголя на организм человека. За последние 30-40 лет потребление  алкоголя на душу населения во многих странах удвоилось, а число случаев  первичной госпитализации психических  больных, злоупотребляющих алкоголем, утроилось. Установлено, что чем  в более раннем возрасте человек  начинает пить, тем больше у него неотвратимой вероятности стать  алкоголиком.

Интенсивный рост потребления  алкоголя происходит тогда, когда ломается сложившийся жизненный уклад, меняется социальная структура и общество вступает в переходный период. Негативно  влияет на это и резкая интенсификация жизни: с каждым годом увеличивается  объем информации, который должен переработать человек, чтобы принимать  серьезные решения, растет потребность  в контактах с другими людьми, которые не всегда протекают гладко. Такие повышенные нагрузки ложатся  на все половозрастные группы, и  среди больных алкоголизмом все  чаще встречаются женщины, подростки  и юноши, организм которых в большей  степени чувствителен к действию алкоголя.

Алкоголь – это наркотический протоплазматический яд, оказывающий подавляющее действие на любую живую клетку, и в первую очередь на клетки коры головного мозга.

Возникновение зависимости  и ее последствия. Наркомания – болезненное  пристрастие к наркотикам, неконтролируемое их потребление; группа заболеваний, выражающихся в том, что жизнедеятельность  организма поддерживается на определенном уровне при условии постоянно  потребления наркотических средств, что ведет к глубокому истощению  всех функций организма. Наркомания – это почти смерть в молодом  возрасте. Рост наркомании в России может стать трагедией нации. Особенно страшно, что ряды наркоманов пополняются в основном из подростковой среды.

Следует учитывать, что наркоманы  склонны учить других принимать наркотики. Это стремление объясняется как своеобразным «альтруизмом» - желанием поделиться «удовольствием», так и корыстными побуждениями (расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотиков и средств их потребления).

По мере употребления необходимость  в наркотиках увеличивается. А для  этого нужны уже немалые деньги. Поэтому каждый пятый подросток-наркоман вынужден доставать средства незаконным путем – обычно кражи денег  у родителей, вымогательство на улицах. Рано или поздно молодой человек  сам начинает перепродавать наркотики, чтобы заработать себе на дозу. Многие юные наркоманы не считают себя больными, а их родители зачастую боятся огласки, уповая на частных врачей, «прогрессивные»  методы лечения и вообще предпочитают скрывать семейное горе.

Употребление алкоголя, наркотиков прямо связано с ростом правонарушений. На территории России действует около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. Важная роль в росте этих негативных явлений принадлежит таким социальным факторам, как ослабление роли семьи, уродливые формы предпринимательства, утрата общественных ценностей, в первую очередь интереса к занятиям и  труду. Все это вызывает рост в  подростковой среде чувства агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне.

Факторы риска, ведущие к  употреблению наркотиков, алкоголя и  токсических веществ подростками:

- генетическая предрасположенность  к употреблению наркотических  и токсических веществ; 

- пристрастие взрослых  членов семьи к спиртному, наркотикам, табаку;

- конфликты родителей  между собой, отсутствие в семье эмоциональной близости;

- наличие у родителей  проблем, связанных с воспитанием,  отсутствие у них интереса  к состоянию учебы детей в  школе; 

- отсутствие контроля  со стороны родителей за поведением  детей, их свободным временем  вне дома;

- недоброжелательный климат  среди знакомых подростка; 

- безразличие школы к  проблемам наркомании и токсикомании  среди подростков (учителя сами  употребляют алкоголь и курят);

- частые переходы учащегося  из одной школы в другую, пропуски  занятий без уважительной причины,  плохая успеваемость;

- употребление спиртных  изделий и наркотиков в школе; 

- влияние старших товарищей,  общение подростка с теми, кто  употребляет наркотики и алкоголь;

- неблагоприятный социально-экономический  климат, отсутствие законов и  общественных норм, препятствующих  употреблению алкоголя, табака и  наркотических веществ, что делает  их легкодоступными и относительно  дешевыми.

Кроме вышеперечисленных  факторов, отрицательно действующих  на человека, серьезную опасность  представляют поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые  могут вызывать тяжелые поражения и гибель людей.

Возросшие масштабы техногенной  деятельности общества, увеличение частоты  аварий, катастроф и стихийных  бедствий, обострили проблемы, связанные  с обеспечением безопасности населения, его готовности к действиям в  чрезвычайных ситуациях.

Понимая важность образования  разных слоев населения в этом направлении, Правительство Российской Федерации своими постановлениями  от 24 июля 1995 г. и 2 ноября 2000 г., определило, что соответствующее обучение должно осуществляться в рамках Единой системы  подготовки в области гражданской  обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в  учреждениях и организациях независимо от их организационно – правовой формы, а так же по месту жительства. Для соблюдения здорового образа жизни необходимо научить население, как ему действовать в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, т.е. научить основам безопасного поведения человека в быту, а так же в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В вузах рекомендуется преподавать учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» в пакете с учебными курсами, «Основы медицинских знаний» и «Здоровый образ жизни». Эти учебные курсы позволяют формировать отношение к здоровью подрастающего поколения и населения в целом.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности – основа здорового образа жизни