Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления.
Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых.
Умение человека плавать является своего рода прикладным навыком. Гибель людей от утопления являлась и является серьезной проблемой.
Люди пытались решить эту проблему еще с древних времен. Первые приемы отличались примитивностью. Оживлять тонувших пытались, поворачивая их с живота на спину и обратно, катая их в бочке, возя на быке, подбрасывая на простынях и т. п. В дальнейшем стали применять более действенные способы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
Меры безопасности на воде летом…………………………………………... 6
Действия утопающего при самоспасании…………………………………... 9
Прикладные навыки плавания……………………………………………… 10
Оказание помощи при несчастных случаях на воде………………………. 13
Оказание первой помощи…………………………………………………… 23
Спасательные средства……………………………………………………… 34
Основные правила поведения на воде…………………………………….... 35
Список использованной литературы………………………………………….. 39

Файлы: 1 файл

Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

Первый  вариант. Наиболее редкий, так называемое «чудо-оживление»: сразу же после 2-3 нажатий на грудину и 1-2 искусственных вдохов у пострадавшего восстанавливаются сердцебиение, дыхание и сознание. Уже через несколько минут нельзя поверить, что человек был в состоянии клинической смерти. Пострадавший о происшедшем ничего не помнит.

Однако каким бы «здоровым» ни казался оживленный вами человек, его надо госпитализировать, так  как на вторые-третьи сутки у лиц, перенесших клиническую смерть, нередко  ухудшается состояние.

Второй  вариант. Если грамотно проводятся искусственное дыхание и массаж сердца, то в ближайшую минуту появляются признаки эффективности реанимации: на сонной, бедренной артериях во время массажа определяется хорошая пульсация; зрачки постепенно сужаются; кожа и губы розовеют. Если такие признаки есть, значит, ваши меры по оживлению действенны и нужно не прекращать реанимации до прибытия медицинских работников.

При необходимости можно  и нужно проводить массаж сердца и искусственное дыхание несколько  часов. Дело в том, что нередко  при хорошей искусственной циркуляции оксигенированной крови по организму кислородного голодания нет, но самостоятельная работа сердца не восстанавливается.

Фактором, нередко вызывающим задержку восстановления сердечной  деятельности, может быть фибрилляция  – особое состояние сердечной  мышцы, когда все ее волокна сокращаются  не вместе, а порознь. Фибриллирующее сердце сокращается только формально, а фактически свою роль насоса оно не выполняет.

Устранение фибрилляции  проводится только врачами. Оно заключается  в следующем: к грудной клетке в области сердца подводят электроды  от мощного конденсатора. При нажатии  кнопки заряд в 3,5-6 тыс. В за одну сотую секунды подается на сердце. Мгновенный удар устраняет электрическую разобщенность мышечных элементов сердца – возникает одновременно сокращение всего миокарда, т. е. восстанавливается нормальная сердечная деятельность.

Третий  вариант. Если в ближайшие одну-полторы минуты массажа в сочетании с искусственным дыханием признаки его эффективности не появляются, необходимо немедленно:

– проверить, нет ли элементарных ошибок в технике массажа (мягкое основание, неправильный выбор точки приложения силы, невертикальное положение рук, недостаточная глубина прогибания) или в методике вентиляции;

– пережать брюшную аорту, для этого нужно (не грубо) придавливать кулаком к левой стороне позвоночника крупный сосуд, пульсирующий во время массажа в глубине живота примерно на уровне пупка; круг кровообращения укорачивается и объемная скорость кровотока в мозговых и коронарных сосудах увеличивается; к сожалению, для этой манипуляции нужны свободные руки;

– изменить наполнение правого желудочка сердца.

Как правило, во время клинической  смерти у больного из-за глубокого  торможения сосудодвигательного центра кровеносное русло резко расширяется  и существующий объем крови не может его заполнить, а поэтому  падает наполнение правого желудочка  сердца и, следовательно, запустевает  малый круг кровообращения и левый  желудочек сердца. В большинстве  случаев больному после внезапной  остановки кровообращения для повышения  эффективности непрямого массажа  целесообразно увеличить приток крови в правый желудочек сердца, подняв ему ноги на 50—75 см выше уровня сердца (под ноги подставляют стул, скамейку или их удерживает кто-нибудь из помощников). Реанимацию нужно проводить до прибытия врача.

Если в результате проведенных  мероприятий у пострадавшего  восстановились сердечная деятельность, самостоятельное дыхание и сознание, его все равно следует направить  в больницу, поскольку у пострадавшего в результате перенесенной клинической смерти возникает новое состояние – «болезнь оживленного организма», он нуждается в госпитализации и врачебном наблюдении.

Что надо делать, чтобы не утонуть

1. Успеть глубоко вдохнуть.

2. Всплыть на поверхность водоема, если вы упали с высоты и занять оптимальную позицию: голова откинута назад, руки и ноги раскинуты в стороны и отведены назад. Дышать с задержкой, набрав полные легкие.

3. Сбросить одежду и обувь.

4. Если есть надежда на помощь: кричите «Спасите!» и помашите рукой. Но знайте, за это надо платить – лицо уйдет под воду. Однако ничего страшного нет. Необходимо успеть вдохнуть и гребком рук удержаться на поверхности воды.

5. Постарайтесь успокоиться, оглядитесь и, выбрав кратчайшее направление, не спеша подгребайте к берегу, причалу или другому спасательному средству.

6. Спасательные средства

Спасательный инвентарь  для оказания помощи многообразен –  спасательные круги, шары, багры, «кошки», метательная веревка конструкции  Александрова, спасательные пояса, жилеты, нагрудники и др.

Спасательные  круги изготовливаются из пробки или пенопласта, обтягиваются материей и окрашиваются в яркие цвета. Диаметр круга около 80 см, масса пробкового до 7 кг, из пенопласта 3-4 кг. Для удобства применения по наружному краю круга прикрепляется веревка, за которую спасатель берется рукой и, производя несколько размахиваний, бросает его пострадавшему, находящемуся на расстоянии до 15 м от спасателя. Тонущий надавливает на край круга и ставит его в вертикальное положение для того, чтобы продеть руки и голову внутрь.

Шары выполняются также из пробки или пенопласта и окрашиваются в яркие цвета. Два шара соединены прочной веревкой длиной 50 см, к середине которой крепится веревка длиной 25—30 м для подтягивания пострадавшего. Шары бросают с расстояния 15—20 м, движением снизу вверх, захватив рукой за середину веревки, соединяющей шары.

Для оказания помощи тонущему, находящемуся на расстоянии 25—30 м, служит так называемый спасательный шнур, или «конец Александрова», который представляет собой тонкий, прочный шнур длиною 30 м. На одном конце шнура делается петля для руки спасателя диаметром до 30 см, на другом – петля для тонущего диаметром до 90 см с двумя ярко окрашенными поплавками и небольшим грузом (мешочек с песком), позволяющим бросить конец на большое расстояние.

Багор служит для извлечения пострадавшего из воды, состоит из шеста с крюком, закрепленным на конце и прикрытым пробковыми или пенопластовыми шарами разного диаметра. Шары предохраняют пострадавшего от ушибов крюком и увеличивают плавучесть багра. В закрытых, открытых или наливных бассейнах обычно применяются деревянные или дюралевые шесты длиной 2-5 м.

Спасательные  пояса, жилеты, нагрудники и другие приспособления выполняются из водоотталкивающей ткани, отдельные отсеки, прошитые прочными нитками, заполняются пенопластом или пробкой.

Для отыскания и извлечения утонувших, применяются багры и  четы-рехлапые кошки, а также легкие водолазные аппараты, состоящие из гидрокостюма, маски, ласт, акваланга. При погружении под воду водолаз привязывает к поясу шнур, конец которого находится в руках другого спасателя.

Весь спасательный инвентарь  должен располагаться на щитах недалеко от воды в местах массового купания  или обучения не умеющих плавать  детей.

  1. Основные правила поведения на воде

Конечно, умение плавать  предохраняет от гибели в воде, но нельзя забывать, что полная адаптация человека к водной среде невозможна, какого бы совершенства человек ни достиг в плавании и в освоении с водой. То есть умение плавать не гарантирует безопасность на воде, и статистика это подтверждает. Более 40% утоплений возникает в результате нарушения правил купания в открытых водоемах. Поэтому очень важна правильная организация занятий плаванием и соблюдение мер безопасности при отдыхе на водоемах. Ведь гораздо легче предотвратить несчастный случай, чем спасти тонущего.

Во многом предупреждению несчастных случаев способствует соблюдение элементарных правил поведения в  воде:

– для купания выбирать специально отведенные для этого места;

– не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны;

– не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам, плотам, несамоходным судам;

– не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

– не прыгать в воду в незнакомых местах;

– попав в сильное течение, не плыть против него;

– на глубоких местах не плавать на досках, камерах и надувных матрасах;

– не купаться в судоходных каналах, около гидротехнических сооружений, причалов;

– соблюдать чистоту мест отдыха у воды, не засорять водоемы, не оставлять мусор на берегу и в раздевалках;

– нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования «гусиной кожи»;

– нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде;

– нельзя купаться или плавать при переполненном желудке и кишечнике;

– не купаться по одиночке. Категорически запрещается:

– распивать спиртные напитки;

– входить в воду и купаться в нетрезвом состоянии;

– подавать крики ложной тревоги;

Во время занятий плаванием, особенно при обучении плаванию, тренеры и инструкторы должны поддерживать дисциплину и строго соблюдать следующие правила:

• Заниматься плаванием  можно, только получив на это разрешение врача. Занимаясь плаванием, необходимо систематически (1 раз в 3 месяца) проходить  медицинский осмотр.

• Плавание разрешается  только в местах, отведенных для  этой цели: в бассейнах, на учебных  пляжах, водных станциях и других местах, отвечающих условиям безопасности и  гигиены.

• Заниматься плаванием  можно только в чистой воде при  температуре не ниже +18 °С. Длительность занятия в воде должна увеличиваться  постепенно.

• Не умеющие плавать  должны заниматься плаванием в специально отведенных местах глубиной не более 0,6-0,9 м и обязательно под присмотром умеющих хорошо плавать. Все упражнения в воде, а также первые попытки плыть должны выполняться в сторону берега.

• Входить в воду и  выходить из нее можно только по разрешению проводящего занятие. До начала занятий в воде и после их окончания надо обязательно проводить поименную перекличку присутствующих. К изучению прыжков в воду и ныряния можно приступать только научившимся плавать.

Наряду с соблюдением  общих мер безопасности на воде, на занятиях плаванием тренер или  инструктор должен хорошо знать те условия и упражнения, которые  особенно опасны и вероятность утопления при которых велика.

 

Список  литературы

  1. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. – М.: – Астрель, 2002. -160 с.
  2. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. – М.: Медицина, 1994. -192 с.
  3. Давыдов В.Ю. Плавание в оздоровительном лагере: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГИФК. – 1995. – 96 с.
  4. Демидов Ф.А., Зайченко А.З. Спасательные средства на воде. – М.: Стройиздат, 1970.
  5. Инструкция по оказанию помощи пострадавшим на воде. – М., 1979. – 21 с.
  6. Каверина К.П., Аксельрод А.Ю. Простейшие приемы реанимации. – М.: Медицина, 1981. – 23 с.
  7. Каретный СТ. Подготовка матросов-спасателей. – М.: Советская Россия, 1978.
  8. Козлов А.В. Прикладное плавание. – СПб., 1998. – 47 с.
  9. Коновалов Е.Д. Человек в воде. – Новосибирск, 1979. – 144 с.
  10. Кудь И., Пронин Н. Безопасность детей на воде / Пособие для преподавателей. – Волгоград, 1995. – 26 с.
  11. Леонов 0.3. Учим школьников плаванию: Учебное наглядное пособие. – Киев: Радянска школа, 1989. – 68 с.
  12. Лопухин В.Л. Прикладное плавание / Лекция для слушателей факультета усовершенствования. – М: ГЦОЛИФК, 1978. – 30 с.
  13. Лопухин В.Л. Предотвращение несчастных случаев на воде: Методическая разработка. – М., 1991. – 52 с.
  14. Панаев В.Т., Соколов ВТ. Подготовка дружинников по безопасности на воде и спасателеи-осводовцев. – М.: ЦРИБ «Дельфин», 1978.
  15. Панаев В.Т, Соколов ВТ. Подготовка дружинников по безопасности на воде и спасателеи-осводовцев / Методические указания. – М.: ЦРИБ «Дельфин», 1984. – 45 с.
  16. Парфенов В.А. Прикладное плавание: Учебное пособие для студентов ФЗО ИФК. – Киев, 1970. – 21 с.
  17. Первая помощь при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 118 с.
  18. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. – М.: Медицина, 1990. – 120 с.
  19. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.
  20. Сазонова И.В. Прикладное плавание: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – 38 с.
  21. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи. – М.: Феникс, 1995. – 2 т. – 362 с.
  22. Мейелл М. Энциклопедия первой помощи. – СПб.: Диамант, 1995. -688 с.

Информация о работе Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим