Бессознательное мышление как причина травмоопасности на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:12, автореферат

Описание работы

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о его деяниях. Бессознательное формируется различными способами.

Файлы: 1 файл

бессознательное.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Согласно теории К.Г.Юнга, коллективное бессознательное представляет собой всеобщую духовную основу человечества, его сверхличностную психологическую  природу. Коллективное бессознательное  — это универсальный фундамент  духовной жизни всех и одновременно каждого отдельно взятого человека. Существенной особенностью коллективного  бессознательного является то, что  оно не поддается осознанию, рациональной обработке и поэтому никакая  аналитическая техника не поможет  его вспомнить, ведь оно не было вытеснено  или забыто. Сердцевиной коллективного  бессознательного являются архетипы (образы). Человек наследует эти образы из своего прошлого, которое включает жизненный опыт предшествующих поколений. Поэтому архетип — это не столько  фиксированные образы, сколько некие  возможности определенным образом  воспринимать мир и реагировать  на него. Эти возможности современные  люди унаследовали от древних времен в виде определенных форм мнемонических  структур головного мозга. Иными  словами, архетипы — это врожденные возможности представлений, регулирующие принципы формирования наших взглядов на мир, условия его понимания  и осмысления. Архетипы как первичные  структурные формирующие элементы Бессознательного могут быть представлены двояко: в виде определенных, передаваемых от поколения к поколению структур, и в виде определенных ситуаций. Доминирующим способом представления  архетипа является символ. Символизация — это главный путь проявления Бессознательного. Согласно К.Г.Юнгу, человек  воспринимает мир мифологически, то есть формируя архетипические образы, которые проецируются на реальный мир. Поскольку человеческая жизнь во многом зависит от подсознания, можно  говорить о том, что человек в  своей деятельности мыслит не только логически, но и мифологически, архетипическими  образами, символами, которые являются спонтанным выражением Бессознательного. Поэтому Бессознательное — это  самостоятельная психика правого  полушария мозга. Бессознательное  находит отражение в сознании (т.е. в работе левого — словесно-логического  — полушарии я) в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, автоматического письма, автоматических — бессознательных — движений, автоматической речи, чувств, ощущений, эмоций, переживаний, интуицией, поэзии, музыки, влечений, страстей, привязанностей, привычек, инстинктов (жизни, половым, голода, жажды и др.), восклицаний, истерических срывов и неврозов, вегетативных реакций, реакций на субсенсорные раздражители, стереотипов поведения и т. д.

Д.В.Кандыба (1989) в организме и природе человека выделяет три основных уровня управления: энергетический, гуморальный (вегетативный, клеточный, макромолекулярный) и информационно-психический. В информационно-психическом аспекте феномена человека выделяется влечение к сохранению вида (половой инстинкт, родительский инстинкт); влечение к сохранению индивида (пищевой рефлекс, оборонительный рефлекс); стремление к деятельности (рефлекс цели, рефлекс свободы); стремление к общению (рефлекс подражания, групповой рефлекс); психологические установки и стереотипы поведения, навыки и автоматизмы, внушенные реакции и поведение, сверхчувственные реакции; стремление к развитию индивидуального опыта; стремление к знанию (стремление к самовыражению и самореализации, стремление к увеличению объема знаний, стремление к творчеству); стремление к Космосу (стремление к религиозному опыту, стремление к загадочному, стремление к другим разумным существам); патологические влечения (к смерти, патосексуальные, патогенетические); нейрологическая память (сенсорная память, генетическая память, краткосрочная память, долгосрочная память, постоянная память); механизмы биологической само регуляции (макромолекулярная само регуляция, клеточная, гуморальная, вегетативная, непроизвольная психическая); простые предметные эмоции, непроизвольное внимание, само отражение и др.

Говоря о бессознательном  психики, нам следует обратить внимание на такое распространенное понятие, как маска. Как известно, почти  каждый человек в процессе жизни  формирует вокруг себя некое иллюзорное представление, которое и называется маской, или вымышленным образом, т.е. тем образом, который человек  сначала бессознательно примеривает  на себя, а после, привыкая, старается  соответствовать.  Маску можно рассматривать в роли некой защитной функции, помогающей тому или иному человеку адаптироваться к условиям внешней среды и способной защитить такого человека от воздействия неблагоприятных факторов, проецируемых от других людей. Другими словами, маска способна сформировать ложный собственный образ. Тем самым, выступив в роли «отражателя». Вызвав на себя атаку предполагаемой агрессии (предполагаемого) противника.

Требование внешней адаптации, отмечает профессор В.В.Зеленский (1996), ведет к сооружению особой психической  структуры, которая выступала бы в качестве посредника между Эго (Я) и социальным миром, обществом. Такая  посредническая структура называется персоной. Это общественное лицо человека, принятое им по отношению к другим людям. Персона всегда представляет некий компромисс между индивидуальностью  и надеждами на нее других людей. Это та роль, которую каждый играет в обществе.

Цивилизация (посредством  СМИ) способствует формированию в бессознательном  индивида стереотипов поведения  и восприятия действительности. Стереотипы — это сформировавшиеся в бессознательном  паттерны поведения. Устоявшиеся и  закрепленные в подсознании привычки реагирования на те, или иные действия. Рождаемые поведенческие ответы на различные жизненные ситуации. Т. е. другими словами — стереотипность мышления свойственна всем людям. С  самого раннего детства, когда закладываются  в подсознание паттерны поведения, ребенок приобретает привычки реагировать  тем или иным способом на какие-либо ситуации. Тем самым в последующем  он как бы уже не выходит из навязанных ему рамок. И любые свои новые действия диктует с позиции имеющихся у него (и устоявшихся) привычек, стереотипов.

Можно заключить, что люди как бы «навязывают» определенные взгляды  обществу, так же как и общество, социум, влияет на формирование стереотипичности мышления  людей. Кроме того следует добавить, что стереотипичность мышления (также, как и формирование образов) свойственно практически каждому человеку. Поэтому ряд психотерапевтических методик (например, НЛП) направлены или на выход за пределы устоявшегося стереотипа мышления, или базируются на существовании этих самых стереотипов (в какой-то мере — и индивидуальная психология Адлера, и аналитическая психология Юнга, и психоанализ Фрейда — ориентируется на классическое «отреагирование» индивида — в ответ на те или иные ситуации (раздражители). При этом заметим, что стереотипы как бы входят в психику человека еще и потому, что он должен неразрывно быть связан с обществом. Вследствие роевого характера сознания, отдельные люди вынуждены сгруппировываться, собираться в массы; в массе — наступает общее избавление от проявления симптоматики различных заболеваний психопатического характера. Т. е. другими словами, находясь в толпе — человек не испытывает страха, тревог, волнений. Он как бы высвобождается от них. Также как и подчиняется общей стереотипичности мышления и поведения толпы. (Заметим, если бы не было стереотипов, то невероятно затруднялась бы профессиональная деятельность психологов, политиков, писателей, режиссеров, актеров… Так или иначе, деятельность людей этих  профессий базируется на законе интроекции, открытом Вундтом. Суть данного закона в том, что психика человека, несмотря на отличие каждого их них в деталях, на самом деле одна и та же. С общими механизмами, позволяющими, «понимая» одного (например, самого себя), находить объяснение мотивам поведения, мышления, восприятия действительности других людей.) В случае если человек становится способен высвободиться от навязываемых ему (обществом, жизнью в социуме) стереотипов, то за это он расплачивается симптоматикой какого-нибудь психического заболевания: от истерии, невроза или синдрома навязчивых состояний — до шизофрении, галлюцинаторного бреда, паранойи; это как бы плата за гениальность. Кроме того З.Фрейд (1997) полагал, что развитие симптоматики психических заболеваний развивается вследствие вытеснения нереализованных влечений. Т. е. желание, не находящее какого-либо реального применения, сначала вытесняется в бессознательное, а уже оттуда начинают оказывать на человека определенное влияние, являясь причиной возникновения различного рода отклонений психики от нормы. Поэтому невроз в этом случае  является средством отказа от реальности, потому что нарушает отношение больного к реальности.

Любому человеку важно  сохранять внутреннюю гармонию. От внутренней гармонии зависит состояние  психики человека. Если эта гармония соблюдается, то психика человека будет  более-менее стабильной, и на нее  не будет оказывать воздействие  все то, что скрывается в бессознательном, и что Юнг охарактеризовал  как тень. Архетип тени.

Как известно, в психике  любого человека живут т.н. первичные  желания. Это желания дикаря, первобытного человека (как известно, Юнг различал в бессознательном каждого индивида архетип дикаря). В ряде работ («Недовольство  культурой», «Будущее одной иллюзии») Фрейд приходит к выводам, что  именно в развитии цивилизации, окультуривании людей — стержень развития невротических  и психических заболеваний. Цивилизация (главным образом — свойственная цивилизации культура) вводит для  каждого человека ряд ограничений, направленных на его адаптацию в  современном обществе. Другими словами, создаются определенные правила  жизни в обществе. Правила —  регламентирующие нормы поведения  в социуме, направленные на сдерживания  первичных желаний, а значит и  вытеснения первичных желаний в  бессознательное. Отсюда (в невозможности реализации таких желаний, инстинктов) — развитие психотических (неврозы, истерии…) и психопатических (шизофрения, паранойя, галлюцинаторный бред и т. п.) заболеваний. Фрейд (1989) обращал внимание, что каждая культура создается принуждением и подавлением первичных позывов, потому что приходится считаться с тем фактом, что у всех людей имеются разрушительные тенденции и у большого количества людей такие тенденции достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе. В своей основной массе люди ленивы и несознательны, и с неохотой отказываются от удовлетворения инстинктов. Поэтому, по мнению З.Фрейда, только влиянием образцовых индивидов, признанных ее вождями, можно добиться от других людей работы и самоотверженности, от которых зависит прочность культуры; культурные законы можно удержать только при помощи принуждения.

Заметим, что первичные  желания (желания дикаря) никогда  не исчезнут. Наоборот, они будут  не оставлять попыток самореализации. Сверх-Я (Супер-Эго) является той составляющей психики (две других части, это Я (сознание) и Оно (бессознательное)), которая стоит на пути инстинктов, мешая им проникнуть в сознание. Поэтому Сверх-Я выступает в  роли цензора, решающего: пропустить или  не пропустить ту или информацию из бессознательного в сознание. Мы можем  заключить, что именно культура, являющаяся непреложным фактором цивилизации, берет на себя роль Сверх-Я, выступая ограничителем возможностей воплощения первичных желаний, реализации инстинктов в современном обществе. Однако, бессознательное человека иной раз  восстает против «столь жестких», в  его представлении, норм. И тогда  необходимо говорить как минимум  о двух способах и возможностях реализации первобытных желаний (инстинктов) в  современном обществе. В одном  случае бессознательное человека, не желающее мириться с выставленной преградой  в виде Сверх-Я, толкает такого человека на реальное претворение имеющихся  у него желаний в действительность. И в данном случае мы можем говорить о совершении преступлений (убийство, изнасилование, каннибализм и проч. асоциальные эффекты поведения); в другом — первичные инстинкты  воплощаются в иллюзорную действительность. И тогда происходит уход человека из мира реальности, мира сознания, в  вымышленный мир; мир иллюзорных представлений о действительности. В мир бессознательного.

Следует напомнить, что природа  предусмотрела и легитимные способы  воплощения первичных желаний в  действительность. Такие способы  не наносят какого-либо вреда для  психики. Одним из таких способов является сон («королевская дорога к  бессознательному», — как считал Фрейд, предполагая, что посредством  интерпретаций сновидений можно  понять механизмы бессознательного и рассматривая сновидение как своего рода мост между реальной действительностью  и бессознательным). Другим способом является сублимация; например, сублимация в творчество. Посредством сублимации человек может безболезненно (для  своей жизни в социуме) реализовывать  весь негатив собственного бессознательного в творчество, воплощая любые —  даже самые низменные — фантазии и желания, и награждая ими, например, героев своих произведений. Тем самым, снимая с себя подозрения в извращенных  желаниях и освобождаясь от нежелательной  симптоматики. Существует еще один способ реализации фантазий бессознательного. Это т. н. игра. Игра, это подмена  реального образа — вымышленным. Мы как бы сознательно — и на время — погружаемся в мир  собственных фантазий; для того чтобы  тогда, когда потребуется, возвратиться обратно.

Говоря об игре, заметим  что игра, по сути, всегда достаточно условна. В практике встречается  немало примеров, когда способность  человека «играть», приобретает профессиональный статус. Например, профессия актера кино, артиста театра, клоуна; даже, по сути, профессия режиссера, сценариста, музыканта, мультипликатора — ничто иное, как «законное» отыгрывание фантазий бессознательного.

Разбирая вопрос гармонии личности, внутренней гармонии, мы должны понимать, что от первичных инстинктов, от желаний дикаря, желаний первобытного человека в психике, человек действительно  никогда не сможет избавиться. Поэтому  важной задачей является удержать подобные желания в бессознательном. Не дать им вырваться наружу. Поэтому, чем  меньше времени человек будет  находится в измененных состояний  сознания (алкогольное опьянение, например), тем больше шансов что цензуре  психики (Сверх-Я, Супер-Эго) удастся  сдержать деструктивные желания  бессознательного, а самого человека защитит от совершения преступлений.


Информация о работе Бессознательное мышление как причина травмоопасности на производстве