Бессознательное мышление как причина травмоопасности на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:12, автореферат

Описание работы

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о его деяниях. Бессознательное формируется различными способами.

Файлы: 1 файл

бессознательное.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Бессознательные психические процессы (подсознание) 
(Современные психотехнологии манипулирования)

<<< К началу

Бессознательное психики 

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются  основы мыслей, желаний, поступков, и  проч. Именно в бессознательном берет  основу все то, что в последствие  находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что  заложено в бессознательном оказывает  в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о  его деяниях. Бессознательное формируется  различными способами. Можно говорить о том, что все эти способы  в процессе жизни человека дополняют  друг друга. Перечислим их. Наиболее выделяется два. Это т. н. коллективное бессознательное, то, что уже находится в психике  от рождения, и является некой концентрацией  опыта предков, опыта предшествующих поколений. И вторым механизмом наполнения (формирования) бессознательного является информация, поступаемся при жизни  человека посредством репрезентативных систем: визуальной (зрительной), аудиальной (звуковой), кинестетической (мышечные ощущения, вкус, запах), а также двух сигнальных систем (чувства и речь). Таким образом, рассматривая вопрос формирования бессознательного, мы должны добавить, что если не рассматривать  т.н. коллективное бессознательное (формирование которого зависит от филогенетических схем, а обратить внимание на личное бессознательное, то в наполняемости (формировании) последнего каждый человек  принимает прямое участие. В этом случае в личном бессознательном  находит отражение любой прочитанный, прослушанный, или увиденный материал (а также информация полученная органами вкуса, запаха и проч.); причем чуть позже, такой материал, уже в переработанном виде (в корреляте с информацией  поступившей в бессознательное  раннее) перейдет в сознание, а значит мысли и поступки человека зависят  в т.ч. от того, что ранее этим человеком  было увидено, услышано, прочувствовано и т.п.

Таким образом мы должны говорить, что бессознательное психики  представлено двумя частями: личным бессознательным и коллективным бессознательным. Личное бессознательное  является поверхностным слоем психики  и содержит личные содержания человека, принадлежащие непосредственно  ему самому, т.е. воспоминания обо  всем, что пережито, прочувствовано, продумано человеком или узнано им, но что больше не удерживается в  активном осознании по причине защитного  вытеснения или простой забывчивости. Второй уровень бессознательного К.Г.Юнг  обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия —  архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипического  опыта, Юнг рассматривает уровень  коллективного бессознательного как  более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное уровень  и объяснял наличие коллективного  бессознательного исключительно наследуемым  опытом человечества, к которому сам  человек если имел отношение, то только фактом самого рождения. (В.В.Зеленский, 1996)

Рассматривая вопрос архетипов, К.Г.Юнг (2001) обращает внимание, что архетипов существует огромное количество, а сам архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. В таком случае архетипами являются некие коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч. При этом, рассматривая как связаны между собой сознание и подсознание (бессознательное), К.Г.Юнг (1998) брал в качестве примера случай, когда человек внезапно забывает какую-то свою мысль, которая до этого «вертелась на языке». В этом случае он говорит «забыл», хотя на самом деле эта мысль стала подсознательной, потому что когда идея выскальзывает из сознания человека, она не перестает существовать — так же, как машина, скрывшаяся за углом, вовсе не растворяется в воздухе. Просто она оказалась вне поля зрения. Позже мы опять можем встретить эту машину, как можем и натолкнуться на ранее утерянные мысли. Таким образом, наше подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Отвлекшийся или рассеянный человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении — он забыл, за чем шел. Он механически перебирает вещи на столе — хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему. Поэтому забывание это нормальный процесс, при котором отдельные осознаваемые идеи теряют свою специфическую энергию из-за отвлечения внимания. Когда мы переключаем интерес на что-то, мы тем самым оставляем в тени те вещи, о которых думали ранее. Так луч прожектора, осветив одно место, оставляет другое в темноте. Этого нельзя избежать, поскольку сознание может удержать одновременно лишь несколько образов. Забытые идеи не прекращают существования, а пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент, иногда после многих лет полного забвения. Человек видит, слышит, чувствует запах и вкус множества вещей, не замечая этого либо потому, что его внимание отвлечено, либо потому, что раздражитель, воздействующий на его органы чувств, слишком слаб для осознанного восприятия. Тем не менее, эту информацию впитывает подсознание, и подобное подпороговое восприятие играет значительную роль в повседневной жизни любого человека даже несмотря на то, что подобное может не осознаваться человеком. (К.Г.Юнг, 1991, 1994-1998).

После того как мы определили что главенствует бессознательное, мы должны говорить, что именно бессознательное  берет контроль над сознанием  в трансовых, или измененных состояниях сознания. Роли бессознательного психики  уделяли особое внимание А.Н.Леонтьев (2000), А.Р.Лурия (2006) и др., а С.Л.Рубинштейн (1989) предлагал вслед З.Фрейду называть психоанализ глубинной психологией, как термин, наиболее точно выражающий происходящие в психике процессы.

В бессознательном, как установили З.Фрейд, К.Г.Юнг и многие другие, скрываются архаичные желания человека (архаичные инстинкты), вытесненные  в глубины психики вт.ч. и в  процессе развития цивилизации (роста  культуры в обществе). При этом т.н. первичные инстинкты, вытесняясь в  бессознательное, не исчезли окончательно, просто человек, находясь в обычном  состоянии сознании (ОСС), оказался способен более-менее контролировать их; тогда как при погружении такого человека в трансовые или измененные состояния сознания (алкогольное  опьянение, усталость, период пробуждения  и засыпания с сильным желанием сна, сильное сексуальное желание, состояние сильной тревоги или  радости, нахождение в единой массе  среди других индивидов и т.п.) все эти первобытные инстинкты  находят выход, снова оказываются  в сознании, и таким образом  подчиняя его, вынуждают даже самого законопослушного индивида совершать  полукриминальные поступки продиктованные временно ставшей деструктивной психикой. Помимо перечисленных нами случаев погружения в ИСС, измененные состояния сознания (усталость, опьянение, простудные заболевания, период просыпания, период засыпания, период усталости, вызванной в т.ч. и недосыпанием, и т.п.), в подобные состояния человек может попадать находясь в толпе. В этом случае человек толпы в полной мере испытывает на себе влияние первичных инстинктов, доставшихся от первобытного человека и активно проявляющихся в стадных чувствах всеобщего единения, когда психика людей подчинена единым позывам и первобытным желаниям вследствие значительного ослабления критичности психики. Перед человеком толпы не существует преград, его сила удесятеряется, он способен на совершение явно выраженных криминальных поступков проникнутых деструктивным желанием.

В случае нахождения человека в измененном, или трансовом, состоянии  сознания работает правое полушарие  головного мозга (бессознательное), поэтому левое полушарие мозга  частично выключается и человек  пребывает в ссуженном состоянии  сознания. Тем самым барьер критичности  на пути поступления новой информации из внешнего мира заметно ослабляется, поэтому вся получаемая информация откладывается в подсознании. Если же такая информация будет эмоционально насыщена, то в этом случае путем  образования активных (очагового  возбуждения в коре головного  мозга) или пассивных доминант (очагового  торможения в коре головного мозга) в подсознании закрепляются психологические  установки, что приводят к формированию соответствующих паттернов поведения  и (или) дополнительного формирования вновь образованных или предварительно образованных и усиленных этим архетипов  личного бессознательного (или усиления ранних импульсов, полученных от поступившей  информации; такие импульсы в данном случае не привели к созданию полноценных  доминант, установок и паттернов; но такое образование было намечено, в результате чего появились полу-доминанты, полу-установки, полу-паттерны). Остановимся  немного на архетипах личного  бессознательного. Как мы полагаем, архетипы присутствуют не только в  коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-то попала в психику индивида, но не была вытеснена в сознание или  в глубины памяти, а осталась в  личном бессознательном будучи обогащенной  раннее полусформированными доминантами, полу-установками, и полу-паттернами; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных  доминант, установок или паттернов, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в  последующем информации  схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, или иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в  результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются полноценные установки переходящие в паттерны поведения; доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появление соответствующих мыслей у индивида, переходящих в последующем в поступки вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном.

Цензура — это составляющая психики, которая находится между  сознанием-бессознательным и окружающим миром, и характеризует собой  верификацию информации, переходящей  из внешнего, окружающего мира —  в мир внутренний (сознание и подсознание). Основная функция цензуры — распределение  информации, поступаемой из внешнего (окружающего) мира между сознанием  и подсознанием (бессознательным). Если информация поступая из внешнего (окружающего) мира усиливается эмоционально, то такая информация запоминается, сохраняясь, например, в виде установок (Д.Н.Узнадзе), сформированных и усиленных паттернов поведения за счет задействования в т.ч. и архетипической составляющей бессознательного (С.А.Зелинский, 2008). Эмоциональное насыщение информации из внешнего мира поступаемой в мозг приводит к формированию активных доминант А.А.Ухтомского, т.е. активному очаговому возбуждению в коре головного мозга, а также очаговому торможению в коре головного (пассивная доминанта); пассивная доминанта в этом случае автоматически тормозит и подчиняет себе все соседние участки коры головного мозга, постепенно выключает все органы чувств кроме одного: гипнотик слышит лишь голос гипнотизера; генерируется транс, т.е. измененное состояние сознания, когда максимально ослаблена и фактически выключена цензура психики, а значит любая информация, подаваемая в данный момент, прочно отложится в подсознании гипнотика и далее будет служить руководством к действию, посредством в т.ч. и сформировавшихся установок, переходящих в паттерны поведения. Для понимания процесса следует остановиться подробнее на паттернах поведения. На наш взгляд, паттерны поведения способны не только постоянно появляться вновь, но и усиливаться раннее существующие. Точно также мы считаем, что в личном бессознательном психики современного человека представлено неисчислимое количество архетипов (также как заметил Юнг — представлены архетипы в огромном количестве в коллективном бессознательном); причем архетипы продолжают образовываться в процессе жизни человека все время; в данном случае наблюдается ситуация когда раннее поступившая информация не вытесняется из психики окончательно, а как бы «ждет подкрепления» новой информации, и если сигнал вновь поступившей информации совпадет с сигналом раннее существующей, то будет наблюдаться процесс доформировывания прежних полу-доминант, полу-установок, полу-паттернов поведения. (С.А.Зелинский, 2007-2008).

Остановимся подробней. Итак, в процессе очагового возбуждения  в коре головного мозга (доминанты  А.А.Ухтомского) информация прочно откладывается  в виде установок (психологические  установки Д.Н.Узнадзе) в подсознании. Однако в подсознании к этому  времени уже имеются определенные, сформированные раннее паттерны поведения, т.е. устойчивые механизмы, направляющие в последующем поведение индивида, т.е. паттерны поведения отвечают за совершение индивидом поступков, тогда  как установки (образующиеся вследствие предварительного образования доминант) участвуют в появлении у индивида мыслей. Установки могут переходить в паттерны (усиливая последние), а  могут действовать самостоятельно, влияя на поведение индивида. Происходит это в случае если поступки являются следствием предварительного появление  мыслей; поэтому если сформировавшиеся в подсознании установки влияют на появление у человека тех или  иных мыслей (т.е. мыслей проникнутых  информацией, закрепившейся в подсознании  в виде установок), то вполне логично, что установки могут самостоятельно участвовать в направленности действий человека на совершение тех или иных поступков, т.е. установки в этом случае формируют поведение индивида. В случае же временного пребывания индивида в измененных, трансовых, состояниях сознания, такой человек может  совершать поступки без предварительного участия сознания, т.е. действовать  рефлекторно, инстинктивно. (С.А.Зелинский, 2008). Таким образом, в психике человека помимо того что постоянно формируются  новые паттерны поведения и усиливаются  раннее существующие, также происходит постоянное формирование новых архетипов. Становится возможным так потому, что новая информация, поступаемая  в мозг в результате отражения (важной функции сознания) в психику, может  сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, а может и предварительно обогащаться  остатками информации, хранящейся в  личном бессознательном подкрепленном  схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее наличие такой информации не хватило для формирования соответствующего архетипа, несмотря на то, что была явная  предрасположенность к оному, но не хватало частичного усиления, которое и происходит в данный момент с вводом (поступлением) новой информации; в результате чего новая информация дополняет раннее существующую, а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетипов личного бессознательного); причем в данном случае, как мы считаем, образованию нового архетипа необходима предварительная полусформированность архетипа в коллективном бессознательном, а также результате взаимосвязи с вновь поступившей информацией в личное бессознательное как раз и послужила появлению уже нового архетипа уже в личном бессознательном. Что же касается формирования нового паттерна поведения, то, на наш взгляд, становится возможным подобное потому, что любая информация, которая находится в зоне восприятия индивида (информация, которая улавливается его визуальной, аудиальной, кинестической репрезентативными системами, а также сигнальными системами психики) откладывается в подсознании, а значит при управлении психикой необходимо учитывать сформированность в бессознательном психики установок, жизненного опыта данного индивида, уровня его образования, воспитания, интеллекта и проч. индивидуальные особенности. Информация, которая попадает подсознание, вступает в коррелят с уже имеющейся в психике информацией, т.е., она вступает в ассоциативные контакты с информацией, накопленной архетипами личного и коллективного бессознательного, и обогащаясь информацией от них — значительно усиливается, формирует новые или доформировывает, усиливая, уже существовавшие паттерны поведения, и по прошествии определенного времени (индивидуального в случае каждого человека) начинает оказывать влияние на сознание, потому что при появлении какой-то новой информации, психика начинает ее бессознательно оценивать с позиции ранее накопленной информации в бессознательном (личном и коллективном), т.е. информации, как приобретенной в процессе жизнедеятельности данного индивида, так и перешедшей к бессознательному с помощью генетических и филогенетических схем.

В результате ослабления цензуры  психики (т.е. снижение барьера критичности  на пути поступления информации из внешней среды) становится возможным  вводить в бессознательное психики  значительные объемы информации, а  также такая информация практически  полностью будет откладываться  в подсознании, закрепляясь там  особыми кодовыми характеристиками, благодаря которыми подобная информация прочно закрепляется в виде установок  в подсознании (происходит своего рода кодирование психики путем образования  доминант, т.е. очагового возбуждения  в коре головного мозга), а кроме  того, при поступлении новой информации со схожим кодовым значением —  такая информация доформировывает  задатки намеченных к формированию (полусформированных) паттернов поведения  и усиливает архетипы личного  бессознательного. (С.А.Зелинский, 2003-2008).

Человек рождается с доминирующим правым полушарием, т.е. любой ребенок  намного ближе к природе чем  взрослый, потому что мозг ребенка  большей частью работает в режимах  деятельности бессознательного, а сознание ребенка пребывает главным образом  в трансовых или полутрансовых  состояниях (тех состояниях, которые  добиваются, например, в гипнозе  наяву для погружения психики  человека в транс или, скажем, в  цыганский психологический гипноз наяву, Эриксоновский гипноз, НЛП…) благодаря чему достигается наивысшая  внушаемость, а подаваемая на фоне подобного  погружения информация прочно закрепляется в подсознании в виде психологических  установок.

Фрейд различал в психике  человека три слоя: Я, Оно, и Сверх-Я (Эго, Ид, и Супер-Эго).  В.М.Лейбин (1990) образно заметил, что Бессознательное психики человека представлено в качестве некоего глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные бессознательные влечения человека. В этом случае, Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, а Сверх-Я — инстанция, олицетворяющая собой запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Сам З.Фрейд сравнивал Я и Оно, сознание и бессознательное, как всадника и лошадь. Когда Я (всадник) пытается подчинить себе Оно (лошадь) — лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. В итоге — всадник подчиняется необузданной лошади; а значит — и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти. При этом Фрейд обращал внимание, что Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение, тем строже впоследствии Сверх-Я будет властвовать над Я как совесть и бессознательное чувство вины. Бессознательное формируется настоящим и прошлым опытом человека. Прошлый опыт— это т. н. опыт предков, опыт предшествующих поколений; то, что Юнг понимал под нуминозным опытом человечества, коллективным бессознательным, а Фрейд называл филогенетическими схемами. Как мы уже заметили раннее, Бессознательное в психике представлено двумя частями: личным и коллективным бессознательным. Личное бессознательное в данном случае содержит личные содержания человека, т.е. такое бессознательное формируется факторами, отнесенными нами к сегодняшнему времени: информация, полученная в период детства (сказки, мультфильмы, передачи по ТВ, информация получаемая от сверстников и т.п.) и информация, полученной в процессе жизни; тогда как коллективное бессознательное являет собой содержание психики, доставшееся нам от предшествующих поколений.

Информация о работе Бессознательное мышление как причина травмоопасности на производстве