Федерализм в США и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить историческую преемственность и особенности федерального государственного устройства Германии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
v раскрыть понятие федерализма;
v выстроить хронологию развития федерализма в Германии;
v рассмотреть его нормативно-правовые основы;
v выявить особенности федерализма в Германии.

Содержание работы

федерализм в США
развитие федерализма в США
современное федеративное устройство США
федерализм в германии
становление федерализма в Германии
современное федеративное устройство Германии

Файлы: 1 файл

курсовая вроде как.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

Основной закон - конституция - предписывает, что форма государственного правления и государственное  строительство в Федерации и  землях должны в определенных пунктах  в минимальной мере соответствовать  друг другу.

Это положение позволяет, с одной стороны, установить однородность конституционно-правовых принципов и основных учреждений в Федерации и землях, однако, с другой стороны, допускает определенное неравенство. Однородность предписывается для соблюдения четырех принципов:

Принцип республиканского государства 

Земли, так же как и  Федерация, должны иметь «республиканский»  конституционный строй.

Принцип демократического государства 

Конституционный строй как  земель, так и Федерации, должен быть демократическим. Вся государственная  власть исходит от народа. Основной закон понимает под этим «гражданскую демократию», которая покоится на разделении властей и характеризуется «господством большинства». В соответствии с нею  акты государственного строительства  должны осуществляться по воле большинства  имеющих право участвовать в  выборах и референдумах граждан  или большинства избранных народных представителей. Формирование политической воли происходит в направлении от народа к органам государственной  власти, а не наоборот, от органов  государственной власти к народу. Граждане должны обладать активными  гражданскими правами и политическим равенством. При этом особенно важными  условиями являются основные права: право беспрепятственно получать информацию и право свободно выражать и распространять свое мнение. Мнения и противоположные  мнения должны свободно формироваться  в политической среде. Меньшинство  должно иметь шанс стать однажды  большинством.

Земли обладают свободой маневра  при воплощении принципа демократии в жизнь. Они могут, например, сделать  своим главой Федерального президента, или выстроить отношения между  правительством и парламентом иначе, чем на федеральном уровне. Возрастной избирательный ценз, активное и пассивное избирательное право при выборах в земельные парламенты, а также сроки полномочий ландтагов могут законодательно регулироваться иным образом, чем на уровне Федерации. Парламент может состоять из двух палат, как, например, в Баварии - из Народного представительства и Сената. Использование народной инициативы в законодательстве и всенародного опроса позволяет предоставить народу больше прямых возможностей участвовать в принятии решений, чем это предусмотрено в Основном законе для Федерации.

Принцип социального государства

Федерация и земли должны иметь социальный конституционный  строй. В соответствии с этим государство  должно строиться на принципах социальной справедливости и стремиться воплотить  их в жизнь. Оно не должно допускать  экономического или культурного  угнетения, а также серьезного ущемления  интересов общественных групп и  слоев, должно бороться с этими явлениями  и активно пытаться их устранить. Стремление к адекватному воплощению принципа социального государства, которое требует добиваться сбалансированности социальных и экономических принципов, нашло свое выражение в модели интеграции общества под названием  «социальная рыночная экономика», в  участии работников в управлении производством, в обязательном «социальном  страховании», содействии получению  образования и в оказании социальной помощи.

Принцип правового государства

Принцип правового государства  связывает государственную власть правом. Тем самым он ограничивает использование государством его  власти по отношению к гражданину и не допускает государственного произвола. Сущность правового государства  определяется, например, соблюдением  основных прав граждан, равенством всех людей перед законом, принципом  разделения властей и связанностью законодательной власти конституционным  строем. Если земельное право нарушает один из этих четырех основных принципов, то оно вступает тем самым в противоречие с конституцией. В этом случае Федерация обязана обеспечить соответствие конституционного строя земель основным правам, при определенных обстоятельствах с использованием средств принуждения. На случай возникновения чрезвычайно острых конфликтов с отдельными землями в распоряжении Федерального правительства имеется даже - до сих пор ни разу еще не использованный инструмент «принуждения со стороны Федерации». Это означает, что центральная власть может в случае необходимости применить федеральное принуждение, однако для этого ей нужно заручиться согласием Бундесрата.

Федеративное государственное  устройство в ФРГ имеет в принципе только два уровня: федерация как  целое государство и земли  как члены этого государства. Но на практике появился “третий”, неформальный уровень отношений федерации  и земель, который получил название “кооперативный федерализм”. Произошло  это так. Наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась  практика вертикальной координации  по оси федерация – земли, то есть участия федерации в земельном  финансировании. В рамках вертикальной координации создаются различные  комиссии, состоящие из представителей федерации и земель.

Основной вопрос горизонтальных и вертикальных отношений в германской федерации – денежные средства.


Информация о работе Федерализм в США и Германии