Федерализм в США и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить историческую преемственность и особенности федерального государственного устройства Германии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
v раскрыть понятие федерализма;
v выстроить хронологию развития федерализма в Германии;
v рассмотреть его нормативно-правовые основы;
v выявить особенности федерализма в Германии.

Содержание работы

федерализм в США
развитие федерализма в США
современное федеративное устройство США
федерализм в германии
становление федерализма в Германии
современное федеративное устройство Германии

Файлы: 1 файл

курсовая вроде как.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

Особый статус имеет федеральный  округ Колумбия. Его жители избирают трех выборщиков для участия в  выборах Президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату Конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат  Конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население  избирает прямыми выборами городской  совет и мэра.

Штаты - это государственные  образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом  и не имеют права выхода из США. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать  конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным  гражданством. Их граждане равноправны  на территории всей федерации. Конституция  запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты. Без согласия Конгресса штаты не могут: облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска (разд. 10  ст. I). Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: Палата представителей и Сенат. Срок из полномочий в разных штатах колеблется от 2 до 4 лет.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами на 2-4 года. Законы передаются на подпись  губернатору, которые обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). В отличие  от Президента США губернатор не назначает  всю администрацию штата. Некоторые  должностные лица могут избираться непосредственно гражданами.

Конгресс может принимать  в Союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгрессе и законодательных  собраний штатов (разд. 3 ст. IV).

Федерация США - относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции  федерации и штатов.

Соединенные Штаты гарантируют  каждому штату в настоящем  Союзе республиканскую форму  правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе  Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий (разд. 4  ст. IV).

 

 

 

 

 

 

 

история федерализма в Германии

В истории Германии практически  не было периода ярко выраженного  централизма. Раздробленность Священной  Римской империи германской нации, которая политически скорее препятствовала, чем способствовала формированию национального  государства, привела к беспрецедентной  региональной и культурной децентрализации. Первым германским федеральным государством был Северогерманский союз, возникший  в 1867 году. Первым формальным федеральным  государством стала Германская империя, образованная в 1871 году. Ее отличали сильные  династические компоненты, гипертрофированный перевес Пруссии, на которую приходилось  почти две трети населения  и территории, и финансовая система, превращавшая империю в «нахлебника», ибо главным источником общеимперских  расходов были матрикулярные взносы (денежные отчисления) земель.

Когда Бисмарк создавал конституционную  конструкцию рейха, он хотел избежать централизма, искал компромисс между  монархическим суверенитетом и  народным. И нашел, объединив федеральный  принцип с гегемонистским: рейхстаг избирался народом, а бундесрат  выражал княжеский суверенитет, земельная палата назначала канцлера.

В 1945 году победители пытались навязать немцам свои модели. СССР предлагал  образовать единое централистское государство, Англия – единое, но децентрализованное, Франция добивалась децентрализации  власти в Германии любым путем, США  рекомендовали федерацию под  своей опекой. Западные земли все  же скроили по моделям союзников. В ГДР деление на земли отменили совсем. Державы-победительницы взяли  на себя всю полноту власти внутри страны и во внешних отношениях. Германия была разделена на четыре зоны оккупации, большой Берлин получил  статус города, управляемого четырьмя великими державами, часть Восточной  Пруссии была передана под управление Советского Союза, остальные области  к востоку от Одера и Нейсе  перешли под управление Польши, а  «Саарская область» была присоединена к французскому экономическому, таможенному и валютному пространству.

Создание современного германского  федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким  путем хотели ослабить возможность  возрождения централизованного  милитаристского германского государства. ФРГ – это конституционная  федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких-либо федеративных договоров  между федерацией и землями в  Германии не существует (упомянутый выше договор об объединении ФРГ и  ГДР – это акт иного рода). Систему отношений федерации  и земель, а также земель между  собой обычно характеризуют как  кооперативный федерализм, поскольку  существует законодательно оформленное  их сотрудничество между собой.

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в  том числе три города – Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями  существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария  в 174 раза больше самой малой земли  Бремен, а наиболее населенная земля  Северный Рейн – Вестфалия в 26 раз  превосходит тот же Бремен. Различаются  и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так  как все это немецкий язык. ФРГ  построена по территориальному принципу. При обособлении земель учитывались  прежде всего исторические традиции, экономические связи. Других территориальных  образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе  не существует (административно-территориальное  деление – это уже деление  земель).

Германская федерация  в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства  между землями все же существуют.

 

 

2.  Принципы федерального государственного устройства Германии

Федеративное государство  состоит из других государств или  государственных образований –  членов субъектов федерации (штатов, кантонтов, союзных или автономных республик). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью  общих для всей федерации высших органов власти и управления на территории каждого субъекта федерации действуют  собственные высшие и местные  органы государственной власти и управления.

В федерациях власть распределяется по вертикали и в них составные  части - их субъекты - имеют свое законодательство, автономную власть, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части  унитарного государства. В отличие  от унитарного государства, федерация  состоит из внутренних государственных  образований, имеющих свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они обычно имеют свои основные законы

Германия является федеративным государством, а федеративное государство  находится по определению между  двумя полюсами: конфедерацией и  единым (централизованным) государством. Оно пытается эффективно урегулировать  конфликт между многообразием и  единством за счет (территориального) разделения государственных функций  между двумя самостоятельными политическими  субъектами – членами Федерации  и федеральным центром (в Германии между землями и Федерацией). Если в федеративном государстве центральная  власть откровенным образом укрепляется  за счет субъектов, то в этом случае говорят об унитаризме (от латинского слова “Unitas” – единство). Поэтому  Германия является унитарным федеральным  государством, особенно в области  законодательства. В отличие от этого  в централизованном или едином государстве  государственная деятельность берет  свое начало в центре. В федеративном государстве необходимо устанавливать  подлинный баланс между унитарными и федеральными структурными элементами. Для достижения этого баланса нужно

гораздо более активно, чем  в условиях единого государства, заниматься регулированием. Государственное  право должно упорядочить сосуществование  и соотношение двух уровней: горизонтального  уровня между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, и вертикального  уровня между субъектами Федерации  и федеральным центром. Необходимо обеспечивать безукоризненное распределение  задач и разграничение компетенций, регулировать финансовые отношения, предусмотреть  механизмы улаживания конфликтов и  принять другие нормативно-правовые акты, отвечающие специфике федеративного  государства.

Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ:

1) конституционный порядок  в землях должен соответствовать  принципам республиканского, демократического  и социально-правового государства,  федерация гарантирует соответствие  конституционного порядка земель  положениям конституции ФРГ. Земли  имеют свои конституции, местные  парламенты (ландтаги, в городах-землях  такие представительные органы  называются сенатами), принимают  законы, имеют свое правительство,  но хотя эти земли иногда  в конституциях называются государствами,  государственного суверенитета  они не имеют; 

2) на территории всей  федерации должен быть обеспечен  единый уровень жизни; у граждан  земель равные права и обязанности;  кадры федеральных органов должны  формироваться соответственно чиновниками  всех земель, если же тот или  иной федеральный орган действует  в земле, его сотрудники должны  набираться, как правило, из этой  земли;

3) все земли, независимо  от их размеров, имеют равный  статус, что не исключает определенного  неравенства их представительства  в бундесрате;

4) земли осуществляют  государственные полномочия постольку,  поскольку конституция не устанавливает  иного порядка, но федеральное  право имеет преимущество перед  правом земель;

5) компетенция федерации  и земель разделена. Различаются  исключительная компетенция федерации  (это 11 вопросов, в том числе  внешние отношения, оборона, железные  дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая (совместная) компетенция  и компетенция земель. Земля может  издавать законы в сфере конкурирующей  компетенции, если вопрос не  урегулирован федеральным законом.  Федерация вправе издавать законы  и в сфере, относящейся к  землям, если полагает, что вопрос  не может быть эффективно решен  землей, если регулирование одной  земли может нарушить интересы  другой земли и т.д. Кроме  вопросов исключительной и совместной  компетенции федерация наделена  правом издавать общие предписания  по ряду других вопросов: общие  принципы высшего образования,  общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По  существу, это основы законодательства, законы-рамки. Используя данное  право, федерация расширяет свою  компетенцию за счет земель. Осуществляя  свои полномочия, федерация и  земли отдельно несут расходы,  но если земля действует по  поручению федерации, расходы  несет последняя. Земли имеют  свои бюджета, но федерация  должна принимать меры для  экономического выравнивания земель  путем оказания помощи, путем  инвестиций и т.д.;

6) основной закон допускает  возможность федерального принуждения;  если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной  конституцией и федеральными  законами, федеральное правительство  может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять  свои обязанности (на практике  такие меры не применялись);

7) в соответствии с  концепцией кооперативного федерализма  все учреждения федерации и  земель должны оказывать друг  другу правовую и административную  помощь. В случаях серьезных нарушений  общественного порядка, при стихийных бедствиях земля может просить федеральное правительство о направлении федеральных вооруженных сил, полицейских сил другой земли. В случае катастроф, охвативших несколько земель, федеральное правительство может и по своей инициативе направить в соответствующие земли вооруженные силы и дать указания другим землям о направлении в район бедствия полицейских сил.

Как уже говорилось, земли  имеют свои законодательные органы - ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они формируют правительства  земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера.

К классическому разделению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, существующему  в едином или централизованном государстве, - горизонтальному разделению властей - в федеративном государстве добавляется  вертикальное разделение властей –  разделение государственной власти на власть федерального центра и субъектов  Федерации. Это означает, что каждая из трех властей делится еще раз  между Федерацией и землями. Таким  образом, происходит двойное разделение властей.

Одинаковый конституционный строй – принцип гомогенности .

Тесная связь между  Федерацией и землями проявляется  также в требовании гомогенности, которое привязывает конституционный  строй земель к политическим структурам, прописанным в Основном законе для  Федерации.

Из требования конституционной  гомогенности вытекает положение статьи 31 Основного закона Федеративной Республики Германия «федеральное право имеет  приоритет перед правом земель». Вследствие этого во всех случаях, когда  какая-то сфера жизни или положение  вещей регулируются федеральным  законодательством, оно превалирует  над земельным законодательством  и при возникновении противоречий отменяет последнее.

Информация о работе Федерализм в США и Германии