Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 22:36, курсовая работа
Цель работы изучить историческую преемственность и особенности федерального государственного устройства Германии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
v раскрыть понятие федерализма;
v выстроить хронологию развития федерализма в Германии;
v рассмотреть его нормативно-правовые основы;
v выявить особенности федерализма в Германии.
федерализм в США
развитие федерализма в США
современное федеративное устройство США
федерализм в германии
становление федерализма в Германии
современное федеративное устройство Германии
Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. Его жители избирают трех выборщиков для участия в выборах Президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату Конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат Конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.
Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты. Без согласия Конгресса штаты не могут: облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска (разд. 10 ст. I). Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: Палата представителей и Сенат. Срок из полномочий в разных штатах колеблется от 2 до 4 лет.
Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, которые обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). В отличие от Президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами.
Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгрессе и законодательных собраний штатов (разд. 3 ст. IV).
Федерация США - относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов.
Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий (разд. 4 ст. IV).
история федерализма в Германии
В истории Германии практически не было периода ярко выраженного централизма. Раздробленность Священной Римской империи германской нации, которая политически скорее препятствовала, чем способствовала формированию национального государства, привела к беспрецедентной региональной и культурной децентрализации. Первым германским федеральным государством был Северогерманский союз, возникший в 1867 году. Первым формальным федеральным государством стала Германская империя, образованная в 1871 году. Ее отличали сильные династические компоненты, гипертрофированный перевес Пруссии, на которую приходилось почти две трети населения и территории, и финансовая система, превращавшая империю в «нахлебника», ибо главным источником общеимперских расходов были матрикулярные взносы (денежные отчисления) земель.
Когда Бисмарк создавал конституционную конструкцию рейха, он хотел избежать централизма, искал компромисс между монархическим суверенитетом и народным. И нашел, объединив федеральный принцип с гегемонистским: рейхстаг избирался народом, а бундесрат выражал княжеский суверенитет, земельная палата назначала канцлера.
В 1945 году победители пытались навязать немцам свои модели. СССР предлагал образовать единое централистское государство, Англия – единое, но децентрализованное, Франция добивалась децентрализации власти в Германии любым путем, США рекомендовали федерацию под своей опекой. Западные земли все же скроили по моделям союзников. В ГДР деление на земли отменили совсем. Державы-победительницы взяли на себя всю полноту власти внутри страны и во внешних отношениях. Германия была разделена на четыре зоны оккупации, большой Берлин получил статус города, управляемого четырьмя великими державами, часть Восточной Пруссии была передана под управление Советского Союза, остальные области к востоку от Одера и Нейсе перешли под управление Польши, а «Саарская область» была присоединена к французскому экономическому, таможенному и валютному пространству.
Создание современного германского
федерализма было в значительной
мере результатом политики западных
оккупационных держав, которые таким
путем хотели ослабить возможность
возрождения централизованного
милитаристского германского
После объединения двух германских
государств в состав ФРГ входит 16
земель, являющихся ее субъектами, в
том числе три города – Берлин,
Гамбург и Бремен. Между землями
существуют различия в уровне экономического
развития, в исторических традициях,
размерах территории, численности населения.
Крупнейшая по территории земля Бавария
в 174 раза больше самой малой земли
Бремен, а наиболее населенная земля
Северный Рейн – Вестфалия в 26 раз
превосходит тот же Бремен. Различаются
и диалекты земель, но не языковый фактор
стал основанием их обособления, так
как все это немецкий язык. ФРГ
построена по территориальному принципу.
При обособлении земель учитывались
прежде всего исторические традиции,
экономические связи. Других территориальных
образований, кроме земель, являющихся
субъектами федерации, в ее составе
не существует (административно-
Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же существуют.
2. Принципы федерального государственного устройства Германии
Федеративное государство
состоит из других государств или
государственных образований –
членов субъектов федерации (штатов,
кантонтов, союзных или автономных
республик). Каждое из них имеет свое
административно-
В федерациях власть распределяется
по вертикали и в них составные
части - их субъекты - имеют свое законодательство,
автономную власть, гражданство, т. е. то,
чего не имеют составные части
унитарного государства. В отличие
от унитарного государства, федерация
состоит из внутренних государственных
образований, имеющих свои органы законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Составные части федерации
Германия является федеративным
государством, а федеративное государство
находится по определению между
двумя полюсами: конфедерацией и
единым (централизованным) государством.
Оно пытается эффективно урегулировать
конфликт между многообразием и
единством за счет (территориального)
разделения государственных функций
между двумя самостоятельными политическими
субъектами – членами Федерации
и федеральным центром (в Германии
между землями и Федерацией). Если
в федеративном государстве центральная
власть откровенным образом
гораздо более активно, чем
в условиях единого государства,
заниматься регулированием. Государственное
право должно упорядочить сосуществование
и соотношение двух уровней: горизонтального
уровня между законодательной, исполнительной
и судебной ветвями власти, и вертикального
уровня между субъектами Федерации
и федеральным центром. Необходимо
обеспечивать безукоризненное распределение
задач и разграничение
Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ:
1) конституционный порядок
в землях должен
2) на территории всей
федерации должен быть
3) все земли, независимо
от их размеров, имеют равный
статус, что не исключает
4) земли осуществляют
государственные полномочия
5) компетенция федерации
и земель разделена.
6) основной закон допускает
возможность федерального
7) в соответствии с
концепцией кооперативного
Как уже говорилось, земли имеют свои законодательные органы - ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера.
К классическому разделению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, существующему в едином или централизованном государстве, - горизонтальному разделению властей - в федеративном государстве добавляется вертикальное разделение властей – разделение государственной власти на власть федерального центра и субъектов Федерации. Это означает, что каждая из трех властей делится еще раз между Федерацией и землями. Таким образом, происходит двойное разделение властей.
Одинаковый конституционный строй – принцип гомогенности .
Тесная связь между
Федерацией и землями проявляется
также в требовании гомогенности,
которое привязывает
Из требования конституционной
гомогенности вытекает положение статьи
31 Основного закона Федеративной Республики
Германия «федеральное право имеет
приоритет перед правом земель».
Вследствие этого во всех случаях, когда
какая-то сфера жизни или положение
вещей регулируются федеральным
законодательством, оно превалирует
над земельным