Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.

Файлы: 1 файл

административное право реферат №5.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

1) государственную власть в Российской  Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации;

2) государственную власть в субъектах  Российской Федерации осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти Конституция Российской  Федерации.

В узком смысле слова государственное  управление — это деятельность государства  исполнительно-распорядительного характера  или административная деятельность, осуществляемая главным образом  органами исполнительной власти как  на уровне Российской Федерации, так  и ее субъектов. Такое понимание  государственного управления принято  в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110—117 Конституции Российской Федерации и других законодательных  актах.

Из вышесказанного видно, что государственное  управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется  рядом признаков.

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции  государства в межотраслевых  сферах (финансы, налоги, статистика и  др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная  безопасность, иностранные дела и  др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и  др.) и в сфере хозяйственной  деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление носит  государственно-властный характер.

Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Государственное управление является организующей деятельностью.

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством  применения различных организационных  форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего  управленческого механизма. В зависимости  от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития. Государственное управление практически реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

3.Субъекты государственного  управления

Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами государственного управления либо органами исполнительной власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредствуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов.

Соответственно разнообразные  административно-правовые отношения возникают не просто в сфере государственного управления (здесь могут возникать и гражданско-правовые        отношения), границы, которой весьма широки, но и в связи или по поводу осуществления полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции. Именно таково, например, конкретное содержание административно-правовых отношений между гражданами и органами управления. Главное — выражение в этих отношениях публично-правового интереса. Но такого рода отношения не могут возникать между гражданами, а также между негосударственными объединениями и внутри них.

Данная особенность административно-правовых отношений объясняется тем, что управленческая деятельность, составляющая основной объект административно-правового регулирования, равно как и связанные с ней общественные отношения, прямо и непосредственно выражают волю и интересы государства. Выразить их может только такой субъект, который, во-первых, действует от имени государства, и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда одной из сторон является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле — государственного управления). Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения вообще не возникают. Следовательно, они возникают только при условии обязательного участия в них соответствующего исполнительного органа (должностного лица), представляющего публично-правовой интерес. В этом — прямое следствие властной природы государственно-управленческой деятельности. Очевидно, что, например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

Указанная особенность административно-правовых отношений выражает качества, обнаруживаемые и в ряде иных правоотношений (например, финансово-правовых, земельно-правовых, природоохранительных). В этом нет  ничего необычного, так как административные по своей сути правоотношения нередко обнаруживаются в иных сферах государственной деятельности, а также в силу того, что названные правоотношения фактически возникают непосредственно в процессе государственного управления финансами, земельными ресурсами, природоохраной и т.п.

 

 

 

 

Практические  задачи:

  1. На имя декана юридического факультета МГУ поступило заявление от выпускника общеобразовательной средней школы с просьбой допустить его к сдаче, вступительных экзаменов; должное лицо ГИБДД, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, отстранило водителя автомашины, находящегося в состоянии опьянения от управления транспортным средством и направило на медицинское освидетельствование; гражданин потребовал от соседа по многоквартирному хилому дому устранить неисправности трубопровода, приведшие к затоплению его квартиры; федеральный министр отменил противоречащие федеральному закону решения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств; главный государственный санитарный врач оштрафовал торговую организацию и ее руководителя -за нарушение санитарных правил; руководитель федеральной службы по надзору в сфере транспорта утвердил положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах указанной службы; администрация города приобрела чeрез базу материально-технического снабжения предметы мебели.

Какие из названных отношений регулируются административным правом? Аргументируйте свой ответ:   Выделенные желтой заливкой  отношения регулируются административным правом, т.к. Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно  связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно  называются управленческими. Поскольку  управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь идет об управленческих отношениях, в которых непосредственно  выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

 

  1. Согласно подп. А. ст. 22 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления территорией.

К какому виду административно-правовых норм по действию во времени относится указанная норма подп. а) ст. 22 ФКЗ «О чрезвычайном положении»?

Нормы указа Президента РФ о введении в условиях чрезвычайного положения особого управления территорией и создания соответствующего временного специального органа являются постоянными, срочными или чрезвычайными нормами?

Статья 9. Срок действия чрезвычайного  положения    

1. Срок действия чрезвычайного  положения, вводимого на всей  территории Российской Федерации,  не может превышать 30 суток,  а вводимого в ее отдельных  местностях - 60 суток.    

2. По истечении срока, указанного  в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается  прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

 

  1. Милиция общественной безопасности обязана охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество. Какими являются возникающие при этом правоотношения гражданско-правовыми или административно-правовыми? Свой ответ обоснуйте ссылками на нормы права.

Возникающие при этом правоотношения  являются гражданско-правовыми, т.к. регулируются Гражданским кодексом и Конституцией РФ.

 

Право собственности, принадлежащее субъектам гражданского права, на юридическом языке принято  именовать субъективным. Оно основывается на нормах обширного законодательства о праве собственности, которые  в своей совокупности образуют важнейший  раздел гражданского законодательства. Вещные права оформляют и закрепляют принадлежность вещей (материальных, телесных объектов имущественного оборота) субъектам гражданских правоотношений, иначе говоря, статику имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. 

Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности.

Задание №2.

Перечень контрольных  вопросов

1.Дайте понятие  административного правонарушения. Каковы его основные признаки?

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое  посягает на государственный или  гражданский порядок, социалистическую собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок  управления и за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Или иными словами, под административным правонарушением, как основание  административной ответственности  понимается виновное, противоправное и общественно-опасное деяние, которое  посягает на установленные правом и  обеспеченные административно-правовыми  санкциями правила поведение  граждан и должностных лиц  в сфере государственного управления.

Деяния, классифицированные как административные правонарушения содержатся в следующих кодексах: КоАП, КЗоТ, воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также устанавливают какие деяния являются. Следует отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонарушение" и " административный проступок" отождествляются, то есть административный проступок не является особой разновидностью административных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.

Существует два вида административных правонарушений:

1. Большая часть проступков не  граничат с уголовными преступлениями и ни при каких условиях в преступлении не перерастут.

2. Граничат с уголовными преступлениями  ( например ст.51, ст.173 
КоАП). Ярко выраженных и четко обозначенных критериев, разграничиваю-

Таким образом, можно определить признаки административного проступка:

1. Противоправное действие ( не может признаваться противоправным действие или бездействие, если таковое не предусмотрено нормой).

2. Является виновным действием  или бездействием ( где вина проходит юридическую оценку).

3. Является деянием общественно  опасным, то есть таким совершение  которого причиняет ущерб. В  юридической литературе высказывалось  мнение о том, что общественно  опасны лишь некоторые административные  проступки, граничащие с преступлениями. Есть точка зрения, сводящаяся  к тому, что все проступки общественно  опасны, но в меньшей степени чем преступление. 
Встречаются утверждения, категорически отрицающие общественную опасность административных правонарушений, но признающие их вредность. В законе отсутствует упоминание об общественной опасности проступков как их универсальном свойстве. Однако административные правонарушения посягают на определенные отношения, наносят ущерб правопорядку, а к виновным в их совершении применяются меры государственного воздействия. напрашивается вывод о том, что административным проступком присуще общественная опасность, но степень ее меньше, чем у преступлений, и в связи с этим на нарушителей налагаются административные взыскания. Если установлена малозначительность административного правонарушения, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Информация о работе Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность