Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.

Файлы: 1 файл

административное право реферат №5.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

Реферат

по дисциплине: Административное право

по теме: Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность  (ст.ст. 20.1 -20.29 КоАП РФ)

 

 

                                                  Исполнитель: студентка

                                            Направление Юриспруденция

                                                   Профиль Гражданско-  правовой

                                                   Группа  Юр-12

                                                  Ф.И.О Иванова Е.В.

 

 

Екатеринбург

2012

       Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

      Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.

       Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.

      Под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе, действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент исторического развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима . 
Заслуживает одобрения то, что в КоАП РФ определена необходимость соответствия принципам Конституции РФ позиции, связанной с применением административной ответственности к физическим и юридическим лицам за нарушение общественного порядка и общественной безопасности. В Кодексе сказано, что такая ответственность может быть установлена только федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации, и это существенно повысило гарантии прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. 
Следует считать положительным тот факт, что в КоАП РФ сохранен принцип особо строгой ответственности должностных лиц, расширен перечень составов административных правонарушений, дано понятие "должностное лицо". С учетом ст. 71 Конституции РФ в Кодексе предусмотрена ответственность за правонарушения, посягающие на конституционные права граждан. В главе 23 КоАП РФ - "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" - детально регламентируется компетенция субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Особенной частью данного нормативного акта.

       Административные правонарушения были и остаются наиболее массовыми видами противоправных деяний (по экспертным оценкам - не менее 100 млн. ежегодно) Мышляев Н.П. Предпосылки разработки концепции административной политики в Российской Федерации // Российский следователь. 2003. №3. - с. 40.. Значительная часть из них, около 76 млн., выявляется органами внутренних дел (далее ОВД), в том числе более 15 млн. - посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Изучение практики деятельности полиции показывает, что в большинстве случаев совершение таких правонарушений, как мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает существенный общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны сотрудников ОВД .

      Тем самым происходит легитимация вмешательства государства в сферу общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ закрепила демократический и правовой характер государства, признав в качестве высшей ценности права и свободы человека и гражданина и закрепив обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. Таким образом, необходимость регулирования сферы общественного порядка и общественной безопасности очевидна: данная область требует повышенной стабильности и защиты со стороны государства. Кроме того, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме охраны от посягательств различного рода правонарушений. Именно поэтому, законодатель в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) в ст. 2.1, где перечислил задачи законодательства об административных правонарушениях, закрепив тем самым объекты административно-правовой охраны, на одном из приоритетных мест указал защиту общественного порядка и общественной безопасности.

       В законодательстве не конкретизируются термины «общественная безопасность» и «общественный порядок». Однако понятие безопасности определено в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769: «Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Там же определено, что жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Согласно ст. 1 этого же закона к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Таким образом, регулируя  область общественной безопасности и общественного порядка, государство  реализует указанный выше конституционный  принцип посредством закрепления  норм в КоАП РФ,

1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности.

1.1. Роль государства в  регулировании сферы общественного  порядка и общественной безопасности

Основным субъектом обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной властей, которое обязуется  обеспечивать безопасность каждого  гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся  за ее пределами, государством гарантируется  защита и покровительство. Кроме  того, граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами  и обязанностями по участию в  обеспечении безопасности в соответствии с законодательством.

Общественный порядок  и общественная безопасность достигаются  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и  ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769

субъектами безопасности, наделенными властными полномочиями в сфере общественной безопасности являются: Президент РФ, Совет безопасности РФ, Правительство РФ, Министерства и государственные комитеты РФ. Каждый из названных акторов, наделяется определенными полномочиями в регулировании рассматриваемой сферы. Однако следует отметить, что особую роль здесь занимают ОВД.

ОВД - часть исполнительной ветви государственной власти, выполняющая  наибольший объем работы в сфере  защиты прав и свобод человека и  гражданина, охраны правопорядка, обеспечения  общественной безопасности, связанной  с предупреждением, выявлением и  пресечением правонарушений Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - с. 356. Их деятельность определяется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, ведомственными актами и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ.

Система ОВД является централизованной, каждый из элементов которой осуществляет возложенные на него полномочия в  соответствии с законодательством  РФ. Нельзя также забывать, что возглавляет  эту иерархию Министерство внутренних дел РФ (далее МВД РФ).

Составной частью МВД РФ является полиция, которая занимает ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации. - М.: МФПА, 2009. - с. 594. Полиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законами и другими нормативными актами РФ.

Правовой  основой деятельности полиции является Конституция РФ, Закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

В процессе административной, т.е. исполнительно-распорядительной, деятельности полиции охраняются от противоправных посягательств определенные виды общественных отношений, которые характеризуются единством, общностью и однородностью Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. -- СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. -- с. 176. Отнесение их охраны к компетенции полиции не является произвольным, а обусловливается самой природой общественных отношений, объективно нуждающихся в особом регулировании и охране.

Административная  деятельность полиции регулируется нормами административного права, ее содержанием является: 1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит  на помощь каждому, кто нуждается  в ее защите от преступных  и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Каждый вид административной деятельности полиции отличается определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляющих эту деятельность.

Следует сказать, что в  Законе РФ «О полиции» содержится достаточно широкий перечень обязанностей и прав, которыми наделяется полиция в целом, поэтому целесообразно разделить их на группы в зависимости от характера деятельности:

1) административно-предупредительные  меры (проверка документов у граждан  и должностных лиц; вхождение  в жилые и иные помещения  граждан, на принадлежащие им  земельные участки, на территорию  и в помещения, занимаемые организациями;  производить в установленных  случаях оцепление (блокирование) участков местности; запрещение  (ограничение) на отдельных улицах и дорогах движение транспорта и граждан и др.);

2) меры пресечения (административное  задержание, привод, личный досмотр,  досмотр вещей, предметов, товаров,  транспортных средств и т.д.);

3) административные наказания  (предупреждение, штраф);

4) меры административно-процессуального  обеспечения (доставление к месту  составления протокола, изъятие  документов и вещей, отстранение  от управления транспортным средством,  направление на медицинское освидетельствование  на состояние опьянения и др.).

Особое место среди  полномочий полиции занимает право ее сотрудников применять и использовать огнестрельное оружие. Порядок и условия применения оружия сотрудниками милиции урегулирован Законом РФ «О полиции».

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД  Российской Федерации» внутренние войска участвуют совместно с ОВД  в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности при введении военного и чрезвычайного  положения, охраняют важные государственные  объекты и специальные грузы, обеспечивают территориальную оборону, оказывают содействие Пограничным  войскам в охране Государственной  границы Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. 25.11.2009) // СЗ РФ. - 1997. - № 6. - ст. 711.

Таким образом, в РФ в целях  защиты общественного порядка и  общественной безопасности создано  специальное ведомство - МВД РФ, которое  состоит из различных структурных  элементов, каждый их которых осуществляет определенные функции в данной области  Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических  вузов. - Система ГАРАНТ, 2008. - с. 294.

      Кроме того, органы внутренних дел наделяются достаточно большим набором прав и обязанностей в целях реализации их компетенции. Думается, что таким образом государство стремится придать повышенную стабильность и защищенность сфере общественного порядка и общественной безопасности.

Информация о работе Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность