Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.

Файлы: 1 файл

административное право реферат №5.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

1.2. Общая характеристика  административной ответственности  за правонарушения, посягающие на  общественный порядок и общественную  безопасность

Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности  предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.

Административная ответственность  за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - применение в установленном законом  порядке уполномоченными органами (должностными лицами) установленных  административно-правовыми нормами  главы 20 КоАП РФ санкций к лицу, совершившему административное правонарушение в данной сфере, с целью наказания и пресечения подобных проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Говоря об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность, следует  подчеркнуть следующее Козлов Ю. М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Юрист, 2004. - с. 15-16:

1. Для административной  ответственности характерно, что  она наступает не за любое  правонарушение, совершенное в сфере  реализации исполнительной власти  или государственно-управленческой  деятельности. Являясь одним из  элементов общего административно-правового  регулирования, она используется  в случаях нарушения или ненадлежащего  исполнения общеобязательных правил  поведения, устанавливаемых действующим  законодательством и подзаконными  административно-правовыми нормами.  Особенностью подобных правил  является их специальный характер, который находит выражение в  правовом регулировании таких  управленческих отношений, которые  в силу тех или иных причин  приобретают важное значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов. О специализированном характере общеобязательных правил, разнообразных по своему содержанию, можно судить на основе анализа Особенной части КоАП (гл.5-21).

2. Из общеобязательного  характера правил, нарушение которых  влечет административную ответственность,  следует, что она распространяется  на всех физических и юридических  лиц, действующих в регулируемой  правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.

3. Меры административной  ответственности применяются в  случаях правонарушений не всеми  органами и должностными лицами, представляющими в общественных  отношениях, регулируемых административным  правом, исполнительную власть. Действующее  законодательство определяет специальных  субъектов применения административной  ответственности. Как правило,  это органы (должностные лица), в  управленческой компетенции которых  преобладают правоохранительные  функции и полномочия по применению административно-принудительных мер (информация о круге таких специальных субъектов содержится в гл.22-23 КоАП). Такими органами являются суды, а также разнообразные контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.

4. Специфической особенностью  административной ответственности  является и то, что в ее цели  входит не только защита административно-правовых  норм. Действующее законодательство, включая и Особенную часть  КоАП, предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права. В этом - универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции административной ответственности.

5. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е. как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.

6. Для применения мер  административной ответственности  законодательством установлен особый  процессуальный порядок - производство  по делам об административной  ответственности (раздел IV КоАП РФ). Административно-процессуальные нормы регламентируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, органов внутренних дел и т.д.).

7. Свое непосредственное  выражение административная ответственность  получает в применении к лицам,  совершающим административное правонарушение, особых мер административного  принуждения - административных  наказаний (гл.3).

8. Основанием административной  ответственности является особый  вид правонарушения - административное  правонарушение (гл.2 КоАП РФ).

В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, являются Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2010 г. - с. 373:

- предупреждение - мера административного  наказания, выраженная в официальном  порицании физического или юридического  лица;

- административный штраф  - денежное взыскание, которое  выражается в рублях и устанавливается  для граждан в размере, не  превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти  тысяч рублей; для юридических  лиц - одного миллиона рублей;

- возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения - их принудительное  изъятие и последующая реализация  с передачей бывшему собственнику  вырученной суммы за вычетом  расходов на реализацию изъятого  предмета;

- конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения - их принудительное  безвозмездное обращение в федеральную  собственность или в собственность  субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;

- административный арест  - содержание нарушителя в условиях  изоляции от общества, которая  устанавливается на срок до  пятнадцати суток, а за нарушение  требований режима чрезвычайного  положения или правового режима  контртеррористической операции до тридцати суток;

- административное приостановление  деятельности - временное прекращение  деятельности лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность, за совершение административного  правонарушения.

Для усиления мер по обеспечению  общественной безопасности предусмотрено  взыскание в виде лишения специального права хранения и ношения огнестрельного оружия, специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. В то же время  исключены из числа административных взысканий исправительные работы, поскольку  применяемые исключительно по месту  работы, они по существу являются "штрафом  в рассрочку" Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. - 1998. - № 6. - с. 32 - 34. В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - М.: Юстицинформ, 2006. - с. 3.

В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет Носков Б. П. Административное право: Учебно-методический комплекс. Часть 1. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - с. 258 - 260.

Таким образом, административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность, можно  позиционировать как часть общей  административной ответственности. Однако далее будет показано, что данные административные проступки являются специфическим проявлением посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность. Вследствие этого со всей уверенностью можно говорить, что данный вид административной ответственности обладает одновременно признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.

1.3. Система административных  правонарушений, посягающих на общественный  порядок и общественную безопасность

Законодатель использует каузальный подход не только при расположении глав в структуре КоАП РФ, но и при размещении статей в пределах глав. При этом важно уяснить основы систематизации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Под системой административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, понимается законодательно определенный порядок расположения взаимодействующих  между собой административно-правовых институтов, осуществляющих охрану общественных отношений от противоправных посягательств  Колосов Р. Д. Административные правонарушения // Государство и право. - 2002. - № 12. - с. 35 - 40. Глава 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» является структурным элементом взаимосвязанной системы, устанавливающей органически неразрывную тотальность, позволяющую решать поставленные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Систему административных правонарушений, посягающих на общественный порядок  и общественную безопасность, можно  представить следующим образом:

1) Административные правонарушения  против общественного порядка  (например, ст. 20.1. Мелкое хулиганство);

2) Административные правонарушения  против общественной безопасности (например, ст. 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения);

3) Административные правонарушения  против здоровья населения и  общественной нравственности (например, ст. 20.22. Появление в состоянии  опьянения несовершеннолетних, а  равно распитие ими пива и  напитков, изготавливаемых на его  основе, алкогольной и спиртосодержащей  продукции, потребление ими наркотических  средств или психотропных веществ  в общественных местах);

4) Административные правонарушения  против установленного порядка  управления (например, статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов).

Можно представить и другую систему административных правонарушений в данной области, поскольку, как  правило, одно и то же правонарушение, наряду с основным объектом, имеет  и факультативный. Соответственно, отнесение конкретного административного правонарушения в ту или иную группу является весьма условным. Однако можно абсолютно точно сказать, что глава 20 КоАП РФ выделена именно по видовому объекту административного правонарушения Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права // Государство и право, 2000, № 10. - с. 45- 50.

Таким образом, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, представлены в КоАП РФ в определенной системе. Выделение этой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку выстроенная в определенной последовательности и логичности, она позволяет не только вывить виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, но и определить родовой и видовой объекты административного правонарушения, а в ряде случаев, даже и факультативный.

 2. Составы административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности

2.1 Общие сведения о  составе административного правонарушения  в области общественного порядка  и общественной безопасности

Состав административного  правонарушения представляет собой  совокупность (систему) установленных  нормами административного права  элементов и признаков, характеризующих  деяние как административное правонарушение.

Значение состава административного  правонарушения состоит в том, что  он является основанием административной ответственности Макарейко Н. В. Административное право: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009. - с. 103.

В качестве обязательных признаков  состава административного правонарушения выступают: объект и объективная  сторона (объективные признаки), субъективная сторона и субъект (субъективные признаки).

1.Объект административного  правонарушения - общественные отношения  в сфере государственного управления, регулируемые нормами административного  права и охраняемые мерами  административной ответственности.  Выделяют общий, родовой, видовой,  непосредственный, дополнительный  и факультативный объекты. 

В качестве факультативных признаков объекта выступают  потерпевший (лицо, которому причиняется  вред в результате совершенного правонарушение) и предмет (объект материального  мира, который подвергается незаконному  воздействию в результате посягательства правонарушителя).

Информация о работе Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность