Исследование древне-, средне- и новоанглийского языков с помощью сопоставительного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Развитие языка совершается постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфологический состав слова, претерпевают семантические изменения слова и словосочетания. Но наиболее заметные и ощутимые трансформации и изменения происходят в словарном составе языка, то есть в лексике.
Возникновение новых слов в наше время происходит, можно сказать, в геометрической прогрессии.

Содержание работы

Введение 3
1 Сопоставительный метод и словообразовательная система 4
1.1 Сопоставительный метод 5
1.2 Словообразование как раздел лингвистики 7
1.3 Система словообразования в древнеанглийском языке 10
2 Анализ текстов на предмет изменений в словообразовательных системах средне и новоанглийского языков 15
2.1 Изменения в словообразовании в среднеанглийский период 15
2.2 Изменения в словообразовании в новоанглийский период 19
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Теор и Прак часть Фулл вёршн (2).doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Синтаксический  тип словосложения

В новый период получил распространение способ образования новых слов из словосочетаний, которые становились устойчивыми, выделялись из общего потока речи, приобретая определённые значения и, в конце концов, срастались в целые слова, сохраняющие всё же признаки своего сложного происхождения. Так образовались сложные слова, принадлежащие к разным частям речи, – существительные, прилагательные, наречия, даже междометия (merry-go-round, out-of-fashion, out-of-date, up-to-date, happy-go-lucky, matter-of-fact, well-to-do, out-of-doors, good-bye).

Лексико-семантический  способ.

В пополнении словарного состава языка важную роль играет изменение значений различных слов. Изменения значений бывают трёх видов:

1. метафорические (на основе сходства или однородности  признаков прежде обозначавшегося  предмета и нового);

2. метонимические (на основе смежности (близости) признаков);

3. по функции.

Ниже рассматриваются  в качестве примеров изменения значений слов: book, tide, mill, print, hand, car, clock.

Существительное bok в общегерманскую эпоху обозначало «бук» – дерево. Позже из букового дерева стали изготовлять дощечки, на которых вырезались разные записи. В VII веке это название перенеслось на книги из пергамента. А затем «book» стало обозначать всякую книгу вообще.

Слово tide служит примером изменения значений по сходству: время - время морских приливов и отливов (high-tide, low-tide). Старое значение сохранилось лишь в словах вроде spring-tide – весенняя пора.

Примером переноса названия по сходству и по смежности  служит слово mill: ветряная мельница - водяная мельница - механизм, приводимый в действие водяной энергией - фабрика, пользующаяся энергией воды (cotton-mill) - всякое предприятие с разными источниками энергии.

Слово print – пример изменения значения по сходству: отпечаток - печатное издание - шрифт - нанесение на ткани рисунка ручным или машинным способом - ситец.

Слово hand (одновременно метафора и метонимия): рука - человек, занятый ручным трудом - матрос - рабочий.

Hand (изменение значения по функции): указатель - часовая стрелка (показывать время).

Путём переноса по функции изменилось значение слова car: четырёхколёсная повозка - всякий экипаж - железнодорожный вагон (railway-car) - вагон городской электрической дороги (tram-car) - автомобиль.

Богатый словарный  состав английского языка содержит множество слов, как исконных, так  и заимствованных, которые изменили свои значения или развили новые оттенки значения на протяжении исторического развития английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Заканчивая  рассмотрение исторического развития и изменений словарного состава английского языка, можно подвести некоторые итоги.

В древнеанглийский период обогащение словаря совершалось  главным образом при помощи суффиксации, префиксации и словосложения.

В среднеанглийский период словарный состав английского  языка продолжал пополняться  новыми словами, созданными на базе слов основного словарного фонда способами аффиксации и словосложения. Возник бессуффиксальный способ словообразования.

В новоанглийский период произошли изменения в  системе суффиксации, возник синтаксический тип словосложения, конверсия оказалась  одним из наиболее продуктивных приёмов пополнения словарного состава, этим способом стали образовываться слова, принадлежащие ко всем частям речи.

Наиболее актуальна  в настоящее время проблема продуктивного  словообразования. Изучение всех факторов, оказывающих влияние на процесс создания слов, в их совокупности позволит не только ответить на вопрос, как «делаются» новые слова, но и прогнозировать сам процесс создания слов в будущем.

Проведённое исследование позволило выявить основные словообразовательные модели английского языка древнего, среднего и нового периодов. Выяснилось, что наибольшей продуктивностью во всех частях речи обладают аффиксальные образования, так как они прошли длительный путь исторического развития. Такие способы как словопроизводство и словосложение дают основное количество новообразований. Изучение же продуктивных способов создания новых слов будет в большей степени способствовать выявлению внешних и внутренних законов, а также тенденции развития словообразовательного процесса.

В создании новых слов словообразовательные способы и средства обладают различной активностью. В настоящее время наибольшей активностью обладают конверсионные образования.

Можно прийти к  выводу, что внимательное изучение и выявление наиболее существенных сторон словообразовательного процесса важно не только в теоретическом плане, для определения характера процессов развития языка, но и в плане практическом, ибо результаты таких исследований поистине могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка.

Умение строить и понимать производные единицы ведёт к подлинному знанию языка, к свободному владению конструкциями не только синтаксического, но и морфологического уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. – М.: Учпедгиз, 1955.
  2. Аракин В.Д. История английского языка: Учебное пособие. – 2-ое издание – М.: Физматлит, 2003.
  3. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. – М., 1955.
  4. Ильиш Б.А. История английского языка. – Л.: Учпедгиз, 1939.
  5. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. – М., 1965.
  6. Голубец Н.В. Развитие семантических структур английских корневых прилагательных цветообозначения // Словообразование и его место в курсе обучения иностранных языков. Владивосток, 1985.
  7. Реформатский А. А. О сопоставительном методе // Лингвистика и поэтика. - М., 1987.
  8. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. - СПб: СПбГУ, 2003.
  9. www.classes.ru // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XXV. Контрастивная лингвистика.// Методы контрастивной лингвистики.
  10. www.jazikoznanie.ru
  11. www.dic.academic.ru
  12. www.russianplanet.ru
  13. Теоретическая литература на древне, средне и новоанглийском языках для обработки (King Horn, Beowulf, Havelock the Dane, Laws of Alfred and Ine) были взяты из сайта www8.georgetown.edu

 


Информация о работе Исследование древне-, средне- и новоанглийского языков с помощью сопоставительного метода