Исследование древне-, средне- и новоанглийского языков с помощью сопоставительного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Развитие языка совершается постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфологический состав слова, претерпевают семантические изменения слова и словосочетания. Но наиболее заметные и ощутимые трансформации и изменения происходят в словарном составе языка, то есть в лексике.
Возникновение новых слов в наше время происходит, можно сказать, в геометрической прогрессии.

Содержание работы

Введение 3
1 Сопоставительный метод и словообразовательная система 4
1.1 Сопоставительный метод 5
1.2 Словообразование как раздел лингвистики 7
1.3 Система словообразования в древнеанглийском языке 10
2 Анализ текстов на предмет изменений в словообразовательных системах средне и новоанглийского языков 15
2.1 Изменения в словообразовании в среднеанглийский период 15
2.2 Изменения в словообразовании в новоанглийский период 19
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Теор и Прак часть Фулл вёршн (2).doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Основная задача синхронного словообразования - это изучение производных слов по их состоянию на определенном этапе развития языка без учета их изменений.

Основная задача диахронического словообразования - изучение различных признаков, связанных с образованием и изменением соответствующих словарных единиц.

Другими словами, синхроническое словообразование изучает отношения существующих единиц, а диахроническое – процесс превращения одних единиц в другие.

Согласно уровневой организации языка слова состоят из единиц более низкого уровня, прежде всего, из морфем, которые определенным образом связаны между собой, находятся в определенных отношениях и представляют собой определенную структуру.

Одной из наиболее важных задач словообразования  является изучение структуры слова, его составляющих частей и различных взаимоотношений между ними. Словообразование должно решить, чем отличаются производные слова от непроизводных, каковы отличительные признаки производного слова. Следующей задачей является определение способа образования слов, так как сам способ является одной из важнейших характеристик морфемной системы языка в целом. При этом особое значение имеет изучение словообразовательных средств или формантов, по которым определяются сами способы словообразования.

Слова как единицы языка  характеризуются единством формы  и содержания, то есть единством материального выражения и значения, поэтому в задачи словообразовательной науки входит изучение производной лексики не только в плане выражения, но и содержания, т.е. в аспекте словообразовательной  семантики. У производного слова можно выделить лексическое и словообразовательное значения (побежать - начать бежать - начало действия). Это словообразовательное значение мы можем обнаружить и у других слов.

Словообразовательные единицы  языка носят системный характер, поэтому большое значение приобретает  изучение словообразовательной системы  и ее элементов. В качестве элементов  словообразовательной системы могут  выступать словообразовательные средства, сами производные слова. А в качестве макроэлементов словообразовательной системы выступают объединения производных слов: словообразовательные модели, типы, пары, цепи, гнезда, парадигмы.

1.3 Словообразование в древнеанглийском языке

Словарный состав языка, куда входят все слова языка, не является однородным по своему происхождению и по времени появления отдельных слов. В словарном составе каждого языка можно обнаружить определенную группу слов, которая называется основным словарным фондом. Основной словарный фонд состоит из слов, охватывающих основные, жизненно необходимые для человека понятия. Он отличается наибольшей устойчивостью и дает языку базу для образования новых слов.

Основной словарный фонд английского языка, как языка  германской группы, состоит в своей массе из слов германского происхождения. Но сами германские языки являются одним из ответвлений еще более древнего языка, который лежит в основе всех остальных индоевропейских языков, в том числе славянских, романских, кельтских и других.

В зависимости от времени  и условий своего появления в  языке слова языка древнеанглийского  периода могут быть разделены  на четыре группы:

  1. Слова общеиндоевропейские, к числу которых относятся те древнейшие слова, которые существовали когда-то в общеиндоевропейском языке - основе и сохранились во всех или по крайней мере в целом ряде индоевропейских языков, например: др.-a. fæder - отец, лат. pater, греч. pater, др.-a. etan - есть, лат. edo - ем, рус. еда, др.-a. twa, лат. duo, рус. два.
  2. Слова общегерманские, которые встречаются только в германских языках, т.е. являются общими для всех германских языков, но отсутствуют в других индоевропейских языках, если не считать некоторых заимствований из германских в другие индоевропейские языки, например: др.a. finder - палец, гот. figgrs, двн. finger,др.a. hus - дом, др.-и. hus, двн. hus,др.a. scip - корабль, гот. skip, двн. skif.
  3. Слова собственно английские, которые образовались на почве английского языка и не встречаются больше ни в каких других языках, кроме английского, если не считать возможных заимствований из английского в другие языки.
  4. Слова, заимствованные из других языков.

 

Обогащение  словаря совершалось главным  образом путём образования новых  слов от имеющихся в языке различными постепенно вырабатывавшимися приёмами словопроизводства (суффиксацией и  префиксацией) и словосложения.

Образование новых  слов путем суффиксации.

Основными суффиксами существительных были:

- ling (существительные, имеющие уменьшительно-ласкательное или уменьшительно презрительное значение (darling)).

- in, замененный впоследствии на - u (отвлечённые существительные со значением качества, образованные от основы соответствующих имён прилагательных (hatin – жара – hætu, bradin – ширина – brædu))

- dom (сложные  существительные с отвлечённым  значением (wisdom – мудрость, мудрое  высказывание)).

- scipe (отвлечённые  существительные, обозначающие состояние (freondscipe – дружба)).

- had (сложные  существительные с отвлечённым  значением (weoruldhad – мирская жизнь)).

- nis, - (nes) (образованные  от основ имён прилагательных  имена существительные, выражающие  качество (idelnis - праздность, swetnes – сладость)).

- man (образование  сложных существительных – названий  лиц по их национальной принадлежности, социальному положению, профессии  (sæman – моряк, rædesman – советник)).

- in (существительные, употреблявшиеся для обозначения человека по его происхождению, принадлежности к определенному роду или племени (Æþelwulfin - король Альфред, сын Этельвульфа)).

- þu (суффикс,  присоединявшийся к основам, ранее имевшим суффикс in (len þu - длина, stren þu – ширина)).

- in и - un (суффиксы, присоединявшиеся к глагольным основам для образования имён существительных, обозначавших действия, состояния, или же результаты и продукты действий (retin – приветствие, leornun – учение)).

Суффиксы имен прилагательных.

Из многообразия всех существовавших суффиксов имен прилагательных целесообразным будет  назвать те, следы которых можно  найти в языках поздних периодов.

Широкое распространение  в древнеанглийском языке имел общегерманский суффикс – i , который в среднеанглийский период превратился в - i (у) (bysi - занятый; hali - святой (от hal – здоровый, целый))

Суффикс – lic (из существительного līc – тело, облик, образ) образовывал качественные прилагательные от основ существительных и прилагательных:

ærlic – ранний (от ær - раньше);

deadlic – смертельный  (от dead-мёртвый)

Многие прилагательные с суффиксом – lic в дальнейшем развитии языка оказались лишними (из deop и deoplic – только deep).

Если же смысловое различие было (или стало) достаточно важным, сохранялись оба прилагательных, например:

sick – больной (др.а. seoc) и sickly – болезненный, хилый.

Суффиксы – full и – leas, как и – lic, были образованы от полнозначных слов (от прилагательных full – полный и leas – лишённый чего-либо).

Суффикс – full использовался для образования качественных прилагательных от основ существительных (modful – мужественный (от mod-мужество)).

Суффикс – leas образовывал от основ существительных прилагательные, обозначающие отсутствие какого-либо свойства или качества (receleas – безрассудный, беззаботный).

Относительные прилагательные образовывались при помощи суффикса – isc (Englisc – английский (от названия племени Engle – англы)).

Суффикс – еn служил для  образования относительных прилагательных, обозначающих материал, вещество, из которого предмет сделан (linen – полотняный, льняной (от lin – лён); fliexen – льняной (от fleax – лён).

Суффиксы глаголов

Наиболее употребительным  был суффикс -ί/ί-, вызывавший перегласовку корневого гласного. Он образовывал  глаголы I класса, иногда один, иногда вместе с другим суффиксом – n –:

læran – учить (от основы  существительного lār – учение, знание);

nemnan – звать (от основы  существительного nåmа – имя);

Глаголы II класса имели в  первой основе суффикс – oi-, перегласовке подвергалось – ō, а корневой гласный сохранялся неизменно:

lufian – любить (от основы существительного lufu – любовь)

macian – делать.

Иногда к суффиксу присоединялся  ещё – s:

ricsian – царствовать (от  основы существительного rice-царство,  королевство).

Образование новых слов путём  префиксации

Из числа оставивших следы префиксов можно назвать следующие: - mis- и - un.

Префикс mis – придавал существительным  и глаголам значение неправильного  или дурного действия или поступка (misdæd – дурной поступок (от dæd –  действие)).

Префикс an –  придаёт существительным и прилагательным отрицательное значение (unfrið - вражда, война (от frið - мир)).

В среднеанглийском, и особенно в новоанглийском, этот префикс оказался очень продуктивным.

Словосложение

Сложные имена  существительные, образованные из основ двух существительных (folc – народ + to a – ведущий - folcto a – вождь; læсе – лекарь + cræft – искусство - læcecræft – врачевание).

Некоторые из таких  сложных слов настолько прочно слились  друг с другом, что в современном языке уже не представляется возможным различить их составные элементы, они превратились, в простые слова, например:

wif – жена + man – человек - wīfman – женщина - woman;

hus – дом + bonda – житель > husbonda – хозяин дома - husband – муж, хозяин;

Сложные имена  существительные, образованные из основ  прилагательного и существительного:

hāli – святой + dæ – день - hāli dæ – праздник - holiday;

wid – широкий + sæ – море - widsæ – океан.

Сложные имена  существительные, образованные из основ  существительного и причастия настоящего времени:

flett – жилище + sittende – сидящий - flett-sittende - гость;

sæ – море + līðend – странствующий > sæ-liðend – моряк.

Этот тип  образования сложных существительных, достаточно распространённый в древнеанглийский период, не получил дальнейшего развития.

Сложные прилагательные, образованные из основ существительного и прилагательного:

mod – характер + wlanc – гордый - modwlanc – горделивый;

old – золото + fāh – пёстрый - old-fāh – отливающий золотом.

Сложные прилагательные, образованные из основ прилагательного  и существительного:

stip – сильный  + mod – характер - stipmod – храбрый.

Сложные наречия, образованные из основ двух существительных:

drop – капля  + mæl – раз - dropmælum – капля по капле.

Сложные наречия, образованные из предлога и существительного (в косвенном падеже):

on + we – дорога - onwe – прочь. 

Сложные имена  существительные из словосочетаний

Чаще всего  в одно слово переходили определительные  сочетания двух существительных, причём первое из них (определение) сохраняло  суффикс родительного падежа, например:

Wītena emōt – совет старейшин, (wītena – родительный падеж мн. числа от wīta – мудрый, старейший + emōt – совет, сходка).

Интересны названия дней недели, составленные по образцу  соответствующих латинских наименований, вторым элементом которых было слово  день, а первым – имя божества:

Sunnandæ (sunna – солнце, считавшееся божеством).

Некоторые древнеанглийские сложные существительные, образованные из словосочетаний, превратились в  простые слова, составные части  которых уже не выделяются говорящими, например:

England – Англия - En lena land (Англов страна).

2  Анализ текстов на предмет изменений в словообразовательных системах средне и новоанглийского языков

    1. Изменения в словообразовании в среднеанглийский период.

В течение среднеанглийского  периода система словообразовательных средств языка претерпела ряд изменений:

    1. Изменился состав и звуковой вид некоторых аффиксов.
    2. Стал малопродуктивным способ образования новых слов путем чередования гласных и согласных.
    3. Возник, но не сделался еще продуктивным корневой способ образования новых слов (так называемая конверсия).

 

Изменения в  аффиксации

В среднеанглийский период суффикс – ere, вследствие утраты безударного конечного гласного, стал односложным – er. Он оставался весьма продуктивным, образуя новые слова от исконных и заимствованных основ (gardener, hunter, leader).

Суффикс – ster – др. а. – еstre не был особенно продуктивным в средний период. Он утратил значение женского рода и стал просто суффиксом действующего лица, т.е. синонимом чрезвычайно продуктивного суффикса – еr. Среди немногих слов, образованных в среднеанглийском при помощи суффикса – ster, можно назвать brewster – пивовар от глагола brewen – варить пиво.

Суффикс – ling – др. а. – lin был поддержан созвучным скандинавским суффиксом и получил под его влиянием дополнительные смысловые оттенки: gosling – гусёнок, duckling – утёнок.

Информация о работе Исследование древне-, средне- и новоанглийского языков с помощью сопоставительного метода