Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации.
Задачи работы:
изучить черты и функции средств массовой информации;
рассмотреть и проанализировать формы взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в России и за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации………………………………………………………………………..4
Понятие и функции средств массовой информации……………………………..…….…………………………………...4
Модели взаимодействия средств массовой информации и органов власти………………………….……………..........................................................6
Заключение……………………………………………………………………..….9
Литература……………………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

КР УОО.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1. Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации………………………………………………………………………..4

    1. Понятие и функции средств массовой информации……………………………..…….…………………………………...4
    2. Модели взаимодействия средств массовой информации и органов власти………………………….……………..........................................................6

Заключение……………………………………………………………………..….9

Литература……………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Масштабные трансформации, происходящие в последние десятилетия  во всех сферах общественной жизни: политике, экономике, культуре, коммуникации, связанные  с формированием единого информационного  пространства, развитием технических  средств, обеспечивающих постоянный доступ к информационно-коммуникативным  каналам, в значительной мере актуализировали  проблему взаимодействия государственной  власти и средств массовой информации современной России. Сегодня, когда качество жизни общества определяется степенью его информированности и демократического сознания, вопрос о взаимоотношении государства и масс-медиа приобретает особое значение.

Общепризнанно, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом. На сегодняшний день у российской государственной власти как на центральном, так и региональном уровне отсутствует целостная информационная политика. Это влияет не только на взаимоотношения со СМИ, но и на ход демократических преобразований, приводит к снижению уровня политической культуры общества.

Для условий современной  России эта тема актуальна также  потому, что глобальное распространение  масс-медиа расширяет возможность политического участия населения во власти и способствует включению России в мировое сообщество новых политических коммуникаций. Технико-технологические реалии современного общества превращают средства массовой информации из инструмента, контролируемого властью, в самостоятельную политическую силу, что требует пересмотра их места и роли в политическом процессе. В силу перечисленных причин вопрос взаимодействия государственной власти и средств массовой информации представляет большой интерес для современной науки и практики, что и послужило основанием для обращения к исследованию заявленной проблемы.

Цель работы: изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации.

Задачи работы:

  • изучить черты и функции средств массовой информации;
  • рассмотреть и проанализировать формы взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в России и за рубежом.

 

Глава 1. Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации

    1. Понятие и функции средств массовой информации

Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.

В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое  печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные  права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции. Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».

С уверенностью сегодня можно  сказать, что массовый охват средств  массовой информации привел к тому, что эти средства стали:

  • действительно всенародные, доступные каждому человеку;
  • с помощью средств массовой информации усиливается связь между личностью и обществом;
  • широкое распространение средств массовой информации привело к дифференциации потребления информации.

Кроме этого, следует отметить следующие отличительные черты  средств массовой информации:

  • публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
  • непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения  информации, способностью проникать  во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы. В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание  общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти  и конкретных действий.

Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет  неполным без изучения их функций. Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций.

Выделяют следующие функции средств массовой информации:

  1. Информационная функция. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
  2. Образовательная функция. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые от средств массовой информации других источников. Она также позволяет правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
  3. Функция социализации. Политическая социализация означает усвоение человеком политическим норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
  4. Функция критики и контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях.  
    Их контрольная функция основывается на общественном мнении.
  5. Функция артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов. Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
  6. Мобилизационная функция. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или созданного бездействия, в их вовлечении в политику.

Круг политических функций  средств массовой информации  не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения.

В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио  продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы  и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. В этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического института.

Итак, средства массовой информации, с одной стороны, выступают как  неформальный орган власти. С другой стороны, как институт гражданского общества.

    1. Модели  взаимодействия средств массовой информации и органов власти

Изучая взаимодействие СМИ  и властных структур очень важно  четко понимать цели этого процесса. СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Таким образом, мы можем утверждать, что взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.

В современной науке существуют различные классификации моделей  функционирования СМИ и их взаимодействия с властью.

Либертианская модель предполагает, что распространение информации доступно для граждан без предварительного разрешения или лицензии, а критика власти не является наказуемой. Кроме того, данная модель подразумевает независимость журналистов, отсутствие цензуры, а также отсутствие ограничений для распространения материалов СМИ через госграницы.

Модель социальной ответственности. В соответствии с данной моделью средства массовой информации в своей деятельности должны выполнять определенные обязательства перед обществом. Это, прежде всего, означает, что публикуемые материалы должны соответствовать профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности. Деятельность масс-медиа саморегулируется посредством правовых норм и соответствующих институтов. СМИ выражают различные точки зрения и предоставляют возможность ответа на критику. Вместе с тем, возможно вмешательство в деятельность средств массовой информации - это может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем. Деятельность масс-медиа не должна прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинства.

Модель демократического участия. Данная модель предполагает, что граждане должны иметь право на использование СМИ в собственных интересах. При этом ни сами средства массовой информации, ни содержание их материалов не могут быть подчинены центральному политическому или бюрократическому контролю: масс-медиа служат, прежде всего, своей аудитории, а не организациям. Социальные группы имеют возможность реализации своих информационных потребностей, а в идеале владеют своими собственными СМИ.

Советская модель. Деятельность средств массовой информации в соответствии с данной моделью осуществляется на основе принципа партийности в идеологической деятельности. Масс-медиа находятся в государственном ведении и не могут принадлежать частным владельцам. Деятельность журналистов осуществляется в соответствии с решением задач экономики, культуры, воспитания людей. Функционирует явно выраженная система дозирования информации, цензуры и санкций по отношению к институтам массовой информации со стороны партийно-государственных органов.

Авторитарная  модель. Главный принцип данной модели: деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти. В средствах массовой информации не может быть критики доминирующих политических и моральных ценностей. Данными принципами оправдывается наличие цензуры. Критика властей, входящая в противоречие с господствующей политической линией и моральными установками, может квалифицироваться как уголовное преступление. Журналисты и другие профессионалы не являются независимыми внутри организаций массовой информации.

Модель развивающихся  стран. В рамках данной модели СМИ своей деятельностью должны способствовать достижению целей национально-государственного строительства. Свобода средств массовой информации может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностям развития общества в целом. Приоритетными должны быть материалы, способствующие развитию национальной культуры. В информационных сообщениях акцент должен быть сделан на развивающихся странах, близких в экономическом, культурном или политико-экономическом плане. Журналисты обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распространении информации. Государство может обосновывать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в отношении деятельности СМИ.

Взаимодействие СМИ и  власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них  особых интересов.

Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда  основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство  существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть.

Информация о работе Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации