Телефонное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Телефонная помощь для людей в кризисном состоянии. Возникла более 40 лет назад. Местом ее рождения стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи стал священник Чад Вара . Когда в 1953 г. он узнал, что в Лондоне происходит по три самоубийства в день, то для помощи людям в кризисном состоянии стал рекламировать телефон своего церковного прихода в центре Лондона, чтобы люди могли звонить по нему в любое время суток.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………………………………………6
1.1.ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ? ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ «ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ» …………………………………………………………...6
1.2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТАНТОВ «ТД»……………………………………10
Глава II.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ЭТИКА ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ………………………………………………………………………..13
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТАНТА………...13
2.2.ТЕХНИКИ ,НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕЛЕФОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ……………………………………………………………21
2.3.ФЕНОМЕН «ВЫГОРАНИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАНТОВ…………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая консультирование.docx

— 74.06 Кб (Скачать файл)

Они помогают за короткое время сориентироваться в том, что хочет абонент или где он испытывает затруднение. А также помогут консультанту в его работе.

Кто я?

В данной технике абоненту предлагается самому написать на бумаге (если такая имеется у него) или записать консультанту с его слов ответы на вопрос "Кто Я?". Затем проводится анализ. Анализ включает в себя подсчет пунктов. Расспрос абонента о том, какие пункты он считает положительными, а какие отрицательными. На этом этапе можно выявить самооценку абонента, отношение к самому себе, насколько абонент принимает себя, и выйти с ним на разговор, используя результат.

Структурирование ситуации.

При использовании этого приема консультант задает вопросы по проблеме: как давно существует проблема, рассказ по подробнее, какие чувства испытывает абонент в связи  с этой ситуацией, какие существуют условия, усугубляющие эту проблему. Целью является формирование в сознании абонента объективной картины психотравмирующей ситуации в ее развитии.

В рамках этого приема возможен такой прием как

Операционализация поведения.

Цель. Перевести не ясные слова в объективно наблюдаемые действия. Понять жизнь абонента как цель отдельных поступков.

Пример. "Можете рассказать по - конкретнее как вы это делаете?",

"Как это произошло?".

Должен - хочу.

Абоненту предлагается самому написать на бумаге (если такая имеется у него) или записать консультанту с его слов в две колонки то, что он хочет и то, что он должен сделать. Затем проводится анализ. Анализ включает в себя подсчет разницы в количестве того, чего хочет и чего должен абонент. Фиксирование внимания на том или ином поступке вопросами о том, кто может говорить ему о том, что он "должен делать", кому он "должен", можно ли поменять "должен" на "хочу" и что можно для этого сделать.

Выигрыш - проигрыш.

Анализ проблемы, чувства или поступка с позиции выигрыша и проигрыша. Помочь увидеть новый взгляд на ситуацию, что плохого и хорошего может извлечь из ситуации абонент.

Построение идеальных отношений.

Предлагается абоненту попробовать представить или описать идеальные отношения. И фиксация внимания на то, что может сделать абонент, чтобы можно было прейти к ним.

Коллаж из достоинств.

Эта техника используется тогда, когда абонент не верит в себя или

не видит в себе хорошее. Ему предлагается ответить на вопрос "Что вы умеете делать лучше всех?". Потом попытаться анализировать, что абонент для этого делает, для чего он научился этому, кому это было нужно. Найти зацепку в жизни абонента.

Если бы я не был…

Эта техника используется при конфликте "хочу" и "должен", проигрывание ситуации, если бы она была наоборот. Выявляются модели поведения, проигрывание ситуации в воображении абонента как может развиться ситуация, ее возможный конец. При помощи этой техники можно узнать опыт и ресурсы абонента.

Самое хорошее и плохое.

Абоненту предлагается вспомнить несколько плохих и хороших событий, которые произошли с абонентом за последнее время (день, неделя, месяц, год). Потом абоненту нужно проанализировать, благодаря чему или кому произошли эти события, что бы он понял, насколько он берет на себя ответственность за то, что происходит.

Статистика.

В этой технике абонент проводит перечень ситуаций за последнюю неделю, которые требовали  срочного решения. Помочь абоненту определить стратегию поведения, которой он обычно пользуется.

Карта конфликта.

Эта техника используется при разговоре с абонентом более часа. И составляется, когда заявлен конфликт, будь то семейный, межличностный или какой-то другой. Карта помогает увидеть новую информацию и новое понимание глазами другого человека.

1. Кратко сформулировать суть конфликта.

2. Определить главных участников.

3. Попытаться определить возможные потребности и опасения участников конфликта.

4. Найти общую точку опоры: потребности и интересы в этой ситуации.

5. Выработка альтернатив для принятия конструктивных решений.

Контракт с самими собой.

При завершении диалога необходимо, что бы абонент не только разобрался в ситуации, высказался и нашел путь решения проблемы. Иногда для абонента важно, чтобы было какое-то побуждение к действиям. Например, если мы имеем дело с самоубийствами или наркоманами.

Такой контракт составляется вместе  с консультантом.

1. Определить перемены, которые хочет осуществить абонент.

2. Оговаривается фиксация успехов для самого себя.

3. Вознаграждение за успех.

4. Критерий завершения контракта. Что должно произойти, чтобы было понятно, что время контракта прошло.

5. Условие на случай не выполнения контракта, а также обсуждение возможных причин помехи и стратегия поведения.

Естественно, что техники, которые были рассмотрены мною, не исчерпываются только перечисленными выше.

Психотехнические аспекты телефонного консультирования.

 

Активное слушание - один из основных психологических методов работы телефонного консультанта. Оно является совершенно особой формой психологической помощи, потенциально имеющей возможность выйти на экзистенциональный уровень. В экзистенциональном смысле активное слушание есть служение, поскольку оно осуществляет одну из основных человеческих потребностей собеседника. Слушать активно - это, значит, открывать себя другому, чувствовать его боль и страдания понимать и осознавать значимость и ценность его жизненных проблем.

Активное слушанье в ходе телефонного диалога постоянно подкрепляется   " обратной связью" с абонентом, которая, убеждая и поддерживая консультанта в правильности его тактики, придает абоненту уверенность, что он и его сложности поняты, приняты и оценены, верно.

Активное слушание предполагает овладение рядом специфических приемов. Основные четыре приема, являющихся достаточно простыми, но вместе с тем требующими усиленной тренировки представлены в таблице:

 

Основные приемы активного выслушивания

 

приемы

цели

реализация

приемы

 

 

 

поощрение

Продемонстрировать заинтересованность

 

Поддерживать у собеседника стремление к рассказу

Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что вы слышите.

 

Используйте благожелательный тон и уклончивые слова

Я понимаю..

Угу..

Это интересно

 

 

    

повторение

Показать, что вы слушаете и заинтересованы

 

Показать, что вы улавливаете факты

Повторяйте основные мысли собеседника, подчеркивая важные факты

Если я правильно понимаю, вы считаете…

 

Другими словами, вы решили…

 

 

 

отражение

Показать, что вы слушаете и заинтересованы

 

Показать, что вы понимаете чувства собеседника

Отражайте ведущие чувства собеседника

Вы чувствуете, что…

 

Вы были сильно этим встревожены….

 

 

 

обобщение

Собрать воедино все важные мысли, факты и т.п.

 

Заложить основу для дальнейшего обсуждения

Повторяйте, отражайте и обобщайте основные мысли и чувств

 

 

 

Похоже, из того, что вы сказали, самое главное…


 

Активное слушание изменяет не только собеседника, что является основной целью. Исподволь нечто подобное происходит и с консультантом: он тоже начинает изменяться, как только к нему приходит понимание другого человека, становится открытым  по отношению к абоненту. Его личный опыт обогащается переживаниями другого, и это является благоприятной возможностью собственных изменений. Активное слушание в процессе телефонного диалога может происходить с позиции симпатии или эмпатии. Это довольно близкие формы отношений, возникающих между абонентом и консультантом, но вместе с тем имеющие ряд существенных различий.

Симпатия возникает между людьми, если они  обнаруживают параллельность, сходство своих переживаний и чувств других, порождает особую вовлеченность в конкретные человеческие ситуации, диктуя сохранение к ним по преимуществу субъективного отношения. Уделяя внимание сходству  между чувствами, симпатизирующий консультант все время идет с собеседником параллельным курсом, не переходя личностных границ. Субъективность симпатии проявляется и  в том, что консультант не исследует чувств абонента, допуская, что они идентичны или сходны с его собственными.

При  эмпатическом слушании консультант сосредотачивается на чувствах абонента, порой едва осознаваемых, и старается испытать то, что тревожит и волнует абонента, чтобы понять подлинную ситуацию. Ощущение параллельности исчезает, и консультант входит внутрь ситуации, описываемой абонентом, начинает временно жить жизнью другого, не испытывая предвзятости, назидания или благодушия.

Процесс эмпатии очень сложен. Консультанту шаг за шагом путем частого обращения и слушания ответов приходится осваивать язык другого, видеть мир как бы его глазами, слышать его ушами, ходить по земле в его обуви, то есть всей своей сущностью почувствовать, что значит быть этим конкретным абонентом, жить его жизнью проблемами, но без потери ощущения " как будто". В этом проникновении и состоит главное отличие симпатии от эмпатии и, с другой стороны, от идентификации.

Следует различать два типа телефонных диалогов: завершенные и не завершенные.

Чаще всего в телефонном консультировании встречаются завершенные диалоги. Они имеют свое начало, закономерную стадийность развития и оканчиваются по желанию абонента. Завершение диалога делает его устойчивым в пространстве-времени. Устойчивость является главным свойством завершенного диалога. Она обеспечивается открытостью и конструктивной позицией его участников.

Не завершенные диалоги по существу не имеют логического окончания. По форме они могут прекратиться в силу разнообразных причин: внезапного побуждения абонента или технических помех. Их основное качество- неустойчивость в пространстве и времени. Они лишены психологического центра, в них не формируется пространство диалога. Они как бы проваливаются "в никуда", оставляя у консультанта чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

Типичные ошибки телефонного диалога.

Консультант время от времени может совершать те или иные ошибки активного слушания. Они часто оставляют после себя неприятные ощущения.

1.Чрезмерно быстрое определение  проблемы.

Эта ошибка возникает у консультантов, которые слишком уверены в собственных силах и переносят эту уверенность на знания о чувствах и проблемах абонентов. Не следует предвосхищать то, что скажет позвонивший. В начальной стадии диалога абонент должен идти на полшага впереди консультанта, и лишь  затем следует поменяться местами.

2.Беседа о проблеме, а  не с человеком.

Абоненту нужно дать время не только для изложения чувств или описания ситуации, но и для того, чтобы он почувствовал себя личностью. Истинное диалогическое общение возможно только между уникальными личностями.

3.Неприятие ценностей  абонента.

Когда человек открывает свои чувства и рассказывает о затруднениях, очень легко подавить это желание, если не вчувствоваться в стиль его жизни и не принять ценностных установок. На этом пути возможно возникновение довольно серьезных осложнений из-за того, что ценности абонента могут не соответствовать принципам консультанта, в этом случае легко впасть в осуждение и обвинение.

Принятие ценностей абонента "здесь-и-теперь" не означает безоговорочного одобрения. Кроме того, очень важно выйти за не удовлетворяющую консультанта систему ценностей, стараться говорить о конкретных действиях и показать, к чему может привести эта система поступков.

    1. Обсуждение ложной проблемы.

Важно помнить, что проблемы абонента могут состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии. Если звонит мать по поводу сына, подозреваемого в совершении криминальных действий, краже вещей из дома. То тревога, испытываемая ею, касается, прежде всего, ее самой, а ситуация, на которую она ссылается, может быть всего лишь предположением или поводом для разговора о собственных переживаниях. В этих случаях стоит работать с чувствами, коррекция которых поможет предотвратить опрометчивые поступки абонента.

5.Взгляд сверху.

Следует остерегаться смотреть свысока на чувства или проблемы абонента, не говоря уже о его личности. В случае повторных обращений иногда возникает соблазн саркастического отношения, но такое отношение-это всегда взгляд сверху.

6.Чрезмерное отождествление.

Может случиться, что чувства или ситуация абонента оказываются близкими консультанту или не до конца пережитыми им, и тогда эмпатическое выслушивание, очень лабильное по своей природе, совершает крен в сторону чрезмерного отождествления.

7.Обвинение и экспертиза.

Роль обвинителя или эксперта неприемлема для консультанта. Это прямой путь к распаду диалога. Обвиняющие интонации умаляют человеческое достоинство абонента, принижают значимость его собственных чувств или существенность ситуации.

Информация о работе Телефонное консультирование