Сущность и значение рекламы в агробизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

В экономической теории агробизнес рассматривается как один из видов более общего понятия - бизнеса. Бизнес может быть нефтяным, газовым, авиастроительным, транспортным, аграрным и т.п. Поэтому понятие агробизнеса логически вытекает из понятия «бизнес».

Содержание работы

1.Понятие агробизнеса, структура, особенности развития.
2.Сферы агробизнеса.
3.Особенности развития агробизнеса в развитых странах.
4. Государственное регулирование агробизнеса.
5.Значение рекламы в маркетинге предприятия малого бизнеса.
6.Заключение.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 52.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1.Понятие агробизнеса, структура,  особенности развития.

2.Сферы агробизнеса.

3.Особенности развития  агробизнеса в  развитых странах.

4.  Государственное регулирование агробизнеса.

5.Значение рекламы  в маркетинге предприятия малого  бизнеса.

6.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие агробизнеса, структура, особенности развития.     

 

 

  В экономической теории агробизнес рассматривается  как один из видов более общего понятия - бизнеса. Бизнес может быть нефтяным, газовым, авиастроительным, транспортным, аграрным и т.п. Поэтому понятие агробизнеса логически вытекает из понятия «бизнес». В этом контексте мы раскроем сущность агробизнеса, особенности его функционирования в условиях проведения рыночных реформ, пути и направления дальнейшего развития.   
Понятие «агробизнес» является новым для казахстанского человека, хотя даже незначительные познания в английском языке позволяют сделать вывод, что слово «agribuisnes» каким-то образом связано с ведением бизнеса в сельском хозяйстве. Такие термины как «бизнес», «агропромышленный комплекс», «предпринимательство» уже нашли свое отражение в отечественной науке и разговорной речи, а вот «агробизнес» в условиях стремительных социально-экономических, институциональных, правовых, и политических изменений последних лет требует особого изучения.       

Теоретическое и практическое значение исследуемой  проблемы, многовариантность ее толкования учеными вызывают необходимость четкого категориального обозначения агробизнеса. Ведущие экономисты, исследовавшие бизнес, как экономическую категорию, по мере углубления рыночно-трансформационных процессов раскрывали его сущность с различных специфических позиции и подходов.       

На  начальном этапе изучения агробизнеса  в экономической науке использовалось понятие «предпринимательство», определение которому дал в конце XVII - начале XVIII вв. Р. Кантильон. Источником предпринимательской деятельности он считал землю и труд. Другие известные экономисты Ж.Б. Сэй, А. Смит, Д.Рикардо также обращали особое внимание на использование факторов производства, добавив к двум вышеперечисленным капитал. Сельский уклад жизни того времени оказывал влияние и на научные труды ученых.       

Уже в XX веке сформировалось понятие «агробизнес», имеющее разные толкования. Впервые в экономическую теорию это категориальное понятие ввел в 1955 году профессор Гарвардского университета (США) Дж. Дэвис. По его мнению, агробизнес представляет собой совокупность операций по производству и распределению продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, а также совокупность отраслей, занимающихся транспортировкой, хранением, переработкой и распределением сельскохозяйственной продукции. Другая его формулировка: «Агробизнес - это все предприятия, связанные с поставкой ресурсов в сельскохозяйственное производство, с производством продуктов и волокна, переработкой, хранением и распределением произведенных продуктов» По нашему мнению, представленное Дж. Дэвисом видение агробизнеса достаточно не раскрывает в полной мере его значимости в экономической теории как специфического категориального понятия. Но при всех недостатках вышеприведенных формулировок они послужили фундаментом, своеобразной отправной точкой для дальнейших исследований.       

Возникновение данного понятия во второй половине двадцатого века не случайно, поскольку  именно в этот период в экономиках развитых стран, прежде всего США, активно  развивались интеграционные процессы, затрагивавшие все сферы бизнеса. Немногим позже, в 1968 г. Р. Гольдберг сделал попытку рассмотреть агробизнес в более узком значении, на микроуровне. По его мнению, агробизнес, или вертикальная интеграция, характеризует контроль фирмы-интегратора над двумя или несколькими последовательными стадиями производства и сбыта продукции. М. Трэйси несколько уточнил понятие агробизнеса, представляя его как совокупность отраслей, которые находятся «выше по течению» (восходящие) относительно сельского хозяйства, или поставляющие ему ресурсы, так и находящиеся «ниже по течению» (нисходящие) - сбыт, переработка и распределение. По его мнению, агробизнес обеспечивает производство и быстрое продвижение продукции от товаропроизводителя к первичным покупателям и далее вниз по цепочке с минимальными потерями. Академик РАСХН Е.С. Строев дал свое, более приближенной к практической деятельности, определение: «Агробизнес - это широкое, комплексное понятие... Его нельзя рассматривать только, как умение посеять, убрать, или даже выгодно продать произведенную продукцию. Он включает в себя еще и умение видеть перспективу, знать состояние рынков и оперативно реагировать на их колебания, умение организовать производство на основе передовых технологий и использования современной техники, наладить выгодные связи с переработчиками, торговцами...».       

Агробизнес - это направление экономической  деятельности, включающее в себя совокупность факторов, определяющих и координирующих экономику АПК, таких как производство сельскохозяйственной продукции, поставка необходимых ресурсов, переработка, транспортировка, маркетинг, менеджмент, научные исследования, финансово-кредитные отношения.   
Все элементы (сферы деятельности) агробизнеса равнозначны, взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - получение прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления не является агробизнесом. Участие в рынке, удовлетворение потребностей покупателей, получение собственной выгоды - вот что составляет основу агробизнеса.        

В формировании конечного продукта агробизнеса  выделяются три сферы:       

1)  производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей;       

2)  собственно сельскохозяйственное производство;        

3)  переработка и сбыт продукции из сельскохозяйственного сырья. В последнее время многие ученые в структуре агробизнеса выделяют в качестве самостоятельной сферы систему реализации, транспорт и связь, подготовку кадров для отраслей агробизнеса, его научное обслуживание и т. д.       

Такая форма организации общественного  хозяйства резко отличается от системы  классического товарного производства, когда продукция производилась обособленными товаропроизводителями на неизвестный и свободный рынок.       

В свою очередь, Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных  отраслей хозяйства, участвующих в  производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни  государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления. Развитие АПК  сильно влияет на уровень народного  благосостояния, поскольку его продукция  составляет более 60% товаров торговли.        

Цель  агробизнеса — максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию. Такое понимание агробизнеса позволяет рассматривать его как систему координации обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами и осуществления последовательных стадий производства, переработки и распределения продовольствия и  технического сырья.        

Формирование  и развитие агробизнеса обусловленные переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства в условиях научно-технической революции. Последняя значительно углубила и расширила экономические и технологические связи сельского хозяйства с другими отраслями, ускорила проникновение промышленного капитала в аграрную сферу и на этой основе привела к возникновению агробизнеса, который является теперь одним из самых динамичных секторов развитой  экономики.       

Таким образом, организационная структура  агробизнеса основана на различающихся  по форме собственности и организации  производства предприятиях. А также на разнообразии и постоянной динамике масштабов и структуры хозяйственных единиц в соответствии с изменениями в уровне развития факторов производства и конкретных условий в отдельных сферах и отраслях.       

Малые формы агробизнеса, включая  его организационное ядро, каковым  являются крестьянские(фермерские) хозяйства, заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельхозпродукции, производимой крупнотоварными хозяйствами, помогают решать проблему продовольственного обеспечения сельских семей, особенно в глубинных районах, и тем  самым способствуют обеспечению  продовольственной безопасности регионов и страны в целом. Более того, малые  формы хозяйствования создают новые  рабочие места и повышают занятость  сельского населения. В силу своей  многофункциональности роль малого предпринимательства в сельской местности будет постепенно возрастать, и прежде всего в таких направлениях, как обеспечение развития сельских территорий, решение социальных проблем  села, сохранение и развитие сельского  образа жизни, традиций, культуры, социального  и экологического контроля территории и др.  Особенно важна их роль в трудовом воспитании сельской молодежи, поскольку крестьянское хозяйствование является одной из действенных форм профессиональной ориентации сельской молодежи, а также укрепления семейных отношений.       

Исследования  теоретических основ бизнеса  в аграрном секторе позволили автору дать следующую трактовку малого агробизнеса: деятельность в сфере производства, и сбыта сельскохозяйственной продукции с целью получения дохода и реализации личного интереса.       

К малым формам агробизнеса на современном  этапе развития экономики АПК целесообразно относить (крестьянские) фермерские и часть личных подсобных хозяйств. 

2.Сферы агробизнеса:

Производство сельскохозяйственной продукции:

-производство растениеводческой продукции;

-производство животноводческой продукции.

Переработка сельскохозяйственной продукции:

-переработка растениеводческой продукции;

-переработка животноводческой продукции.

Хранение сырья и продуктов  его переработки:

Торговля сельскохозяйственным сырьем и продуктами его переработки

Производственный агросервис:

-агрохимические, транспортные, торгово-снабженческие услуги;

-консультационные производственные услуги и т.д.

Социальный агросервис:

-предприятия потребительской кооперации;

-учреждения культуры на селе;

-медицинские учреждения на селе и т.д.

 

В настоящее время в  большинстве государств с рыночной экономикой агробизнес является наиболее развитой подсистемой национальной экономики. Так, к концу 90-х гг. в  США в агробизнесе было занято около 20 млн. чел. (21% от числа работающих). Доля производимой ими продукции  в национальном доходе страны составляла порядка 20%. Производительность труда  занятых в агробизнесе находилась на среднем уровне, характерном для  всего народного хозяйства.

 

3.Особенности развития  агробизнеса в  развитых странах.     

 

 

  В развитых аграрных странах доминирующим укладом агропроизводства остается семейная ферма. В США как главного «законодателя мод» в крупном товарном сельском хозяйстве. Есть несколько определений «семейной фермы». Мы пользуемся определением Службы экономических исследований МСХ США. Под такой фермой там понимают бизнес-единицу, в которой нет наемного управляющего, а собственность распределена среди членов одной семьи. А если два соседа-фермера вместе управляют хозяйством как партнеры по бизнесу, то это уже, по мнению американского Минсельхоза, несемейная ферма.       

Многие  семейные фермы зарегистрированы как 

«семейные корпорации», чтобы облегчить процедуры деления доходов и наследования. В Казахстане это понятие, кстати, часто трактуют неправильно: думают, что в сельском хозяйстве США господствуют крупные корпорации. Но это не так, вкратце: на долю семейных ферм в США до сих пор приходится порядка 85% производства валовой сельхозпродукции. Из них так называемые сверхкрупные производят около половины ее совокупного объема. Сверхкрупными фермами у американцев считаются хозяйства с годовыми продажами в 100 тыс. и средним размером земельных 1,25 тыс. га. Примерно то же в Канаде и Австралии.       

Почему  ведущим укладом в развитом капиталистическом  мире остается именно этот? Ведь в США и других странах за последние 100 лет было много попыток вторжения в агробизнес крупных корпоративных структур. Есть два взаимосвязанных объяснения. Первое – неуправляемое и непредсказуемое воздействие природы на производство затрудняет консолидацию и централизацию управленческих процессов. Оно же делает целесообразным максимально освобожденный от формальностей, локализованный характер принятия решений применительно к «каждому полю». Второе – это ограниченные возможности для разделения труда в сельском хозяйстве. В производстве зерна вы не можете одновременно пахать, сеять и убирать. Необходимость выполнения небольшого числа строго последовательных операций в сельском хозяйстве не способствует экономии на разделении труда наемных работников, которая хорошо достигается в индустрии. А важность точечных решений, которые необходимы вследствие непредсказуемых капризов природы, затрудняет управление действиями наемных работников и контроль собственника над ними.       

В результате попытки создать сверх крупныеирастениеводческие «фабрики- собственнику или менеджеру трудно принять верное решение, оценить адекватность действий наемных управляющих и правильно мотивировать их, не говоря уже о рядовых работниках. Фермера же контролировать не надо, он, по известной пословице, «сам себя не обманет», – просто потому, что в этом для него нет никакого смысла.       

Разумеется, есть ряд замечаний и исключений из описанного выше правила. Во-первых, масштабы ферм, как и доля наемного труда в сельском хозяйстве, растет. Типичная современная растениеводческая  ферма США и Канады – это 1-2 тыс. га пашни, хотя всего лет 10 назад  было 0,5-1 тыс. га. Масштаб семейного  бизнеса постепенно растет в соответствии с увеличением мощности и производительности техники. На тех же семейных фермах процент наемного труда в человеко-часах теперь больше, чем труда членов семьи фермера. Во-вторых, в ряде отраслей аграрного сектора минимизирована непредсказуемость воздействия природы и созданы условия разделения труда, близкие к промышленности. Выращивание бройлеров, откорм КРС, индустриальные молочные и свинокомплексы, садоводство, овощи закрытого грунта, технические, преимущественно моно-, культуры – в этих сферах доля крупных корпоративных несемейных хозяйств намного выше, чем в классическом растениеводстве.        

Хочется отметить и новые явления в  развитии сельского хозяйства на быстро развивающихся аграрных рынках Аргентины, Бразилии, Южной Африки, Таиланда и др. Там мы видим постепенное развитие организаций, схожих с российскими и казахстанскими аграрными операторами. К примеру, в Южной Америке крупнейший холдинг «Крезуд» контролирует до 450 тыс. га угодий, распределенных по 60 фермам в четырех странах. Он занимается выращиванием широкой номенклатуры агрокультур и производством животноводческой продукции. Как и в Причерноморье, компания интегрирована в зерновую торговлю, а недавно приобрела еще и крупную фирму по торговле недвижимостью. Однако такие примеры пока единичны, а сельское хозяйство развивающихся государств не консолидировано.       

Информация о работе Сущность и значение рекламы в агробизнесе