Средства лоббирования и их отражения в разных культурах проведения данной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в зарубежных странах и в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1.Исследовать суть и специфику лоббирования;
2.Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной и зарубежной практике;
4. Проанализировать опыт лоббистской деятельности;

Содержание работы

Введение........................................................................................................3-4
Глава 1. Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR..5-23
1.1 Суть и специфика лоббирования……………………………………….5-14
1.2 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании…………….14-23
Глава 2. Анализ лоббистской деятельности на примере России и Европейский стран…………………………………………………………………………..24-29
3.1 Опыт лоббирования в России…………………………………………...24-26
3.2 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах…………..26-29
Заключение………………………………………………………………….31-32
Список использованных источников и литературы литературы………….33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое – необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

На современном этапе – никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.

Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы(на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично. Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

На федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов «обиженных против фаворита». Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.

Главная задача заключается не столько в достижении победы, сколько в сохранении постоянного стратегического прогресса. Любая поправка, лоббирующая интересы одной группы людей, ударяет по интересам другой. Попробуйте в первую очередь объединить « недовольных», выяснить их совместные возможности в области СМИ и « личного влияния». Исходя из этого, можно строить кампанию.

Таким образом, можно резюмировать, что лоббизм в России – явление ещё мало изученное, отсутствие нормативно-правовой базы не позволяет прослеживать развитие этого механизма. Так же отсутствие законодательства порождает основную проблему российского лобби – коррупция и теневой характер деятельности.

 

2.2 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах

Лоббистская деятельность в странах Европы не имеет существенных отличий от США. Так, например, отсутствие федерального закона о лоббизме в Германии не означает полную свободу лоббистов, их деятельность регулируется положением «О регистрации союзов и их представителей при бундестаге», Кодексом поведения члена бундестага, а также ведомственными нормами, регламентирующими взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти с лобби-агентами.

Так, положение «О регистрации союзов и их представителей при бундестаге» эффективно регулирует так называемый «внешний» лоббизм. В соответствии с этим положением Президент бундестага ведет списки, в которые вносятся все союзы (то есть «заинтересованные группы»); представители союзов могут получить право выступить в парламенте лишь в тех случаях, если союзы зарегистрировались в списках и при этом сообщили о себе следующие сведения: название и место нахождения союза; состав правления; область интересов союза; количество членов; имя председателя союза; адрес представительства при бундестаге и федеральном правительстве. Если союзы не сообщат эти данные, их представители не смогут даже получить пропуск в здание бундестага.

В Регламенте деятельности бундестага ФРГ предусмотрена возможность проведения общественных слушаний с участием «заинтересованных групп». Преимущество при этом получают только зарегистрированные организации, ибо, составляя список участников слушаний, чиновник обращается именно к регистрационному списку. Иными словами, если та или иная организация не зарегистрирована в этом списке, у нее нет шансов стать участником общественных слушаний и, следовательно, нет возможности донести до депутатов точку зрения своей организации.

Смысл стимулируемой подобным образом регистрации «заинтересованных групп» заключается, как видим, в институционализации лоббизма, в поощрении использования законных способов «давления» на органы власти и в создании препятствий для «теневого» лоббизма.

Во Франции в 1884 г. был принят закон о свободе союзов, который способствовал защите «цеховых интересов» лоббистов. Фактически лоббисты представляли перед политиками интересы своих «патронов» – основный производителей сахара, табака, стали и т.п. В настоящее время во Франции более 1,5 тыс. таких групп, имеющих в основном профессиональный профиль. Но контакты лоббистов и политиков осуществляются преимущественно «за кулисами»: аппарат управления дистанцируется от лоббистов, по крайней мере, не легализует своих связей с ними.

Новый шаг к признанию статуса лоббистов в стране был сделан в 1981 г., когда пришлось вновь выстраивать отношения государства и промышленности. Традиции французского парламентаризма подразумевают, что депутаты обязательно выражают чьи-то интересы и столь же обязательно заявляют при этом, что они стоят на защите интересов народа. «Лоббистов они называют, скорее, экспертами, а технику лоббирования предпочитают выбирать и осуществлять самостоятельно. Польше половины французских чиновников считают, что лоббисты могут выступать как посредники, но оставшееся часть признают, что они не могут определять характер политического решения ни на каком уровне. Лоббист должен «изготовить продукт», причем с риском, что он может и не понадобиться заказчику. Процесс легализации лоббистских функций во Франции, таким образом, запаздывает. Лоббизму приписывают маргинальную роль в принятии решений, но он ее уже давно перерос».

Довольно активно ведут себя во Франции различные группы интересов и действующие от их имени лоббистские ассоциации. Например, под напором многочисленных семейных ассоциаций была похоронена идея о переходе к адресной поддержке нуждающихся семей с детьми и отмены пособий семьям с высокими доходами. После серии забастовок и демонстраций работников сферы образования (в которых приняло участие от 60 до 70% школьных учителей) в марте 2000 г. был вынужден подать в отставку министр образования К. Аллегр. Реструктурирование системы медицинского образования шло также путем переговоров с медицинскими ассоциациями, благодаря чему удалось уменьшить стоимость некоторых видов медицинских обследований и сократить гонорары специалистов. В 2000–2001 гг. проходили напряженные переговоры кабинета Л. Жоспена с представителями основных профсоюзов государственных служащих и предпринимательских кругов по вопросу об изменении пенсионного обеспечения.

Таким образом, можно заключить, что во многих странах мира лоббизм воспринимается как неизбежное явление современной политики, имеющее немало достоинств, но одновременно порождающее и ряд негативных последствий. Отсюда – ориентация на то, чтобы сделать лоббизм легальным, официально признанным и регулируемым законодательством, чем «теневым», криминальным. Сам факт институционализации лоббизма означает, что общество соглашается с его существованием, но при этом берет его под свой контроль. Официальный статус лоббизма дает ему право на защиту закона. Практика показывает, что прямой запрет на лоббистскую деятельность не дает положительного результата, а лишь выталкивает ее в «теневую» сферу, делает лоббизм менее подконтрольным, а потому – более опасным для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе исследована актуальная проблема роли лоббизма в коммуникационном менеджменте, а так же проанализирован опыт лоббистской деятельности в России и за рубежом.

В процессе работы с научной литературой была выявлена основная суть лоббистской деятельности – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.

Особенное внимание в ходе работы так же было уделено инструментам лоббирования в коммуникационном менеджменте, а так же методам продвижения интересов или имиджа базисного субъекта PR в глазах государственных структур.

Так же отдельная глава была посвящена зарождению и развитию лоббизма в разных странах. На основе приведенных исследований можно сделать вывод, что лоббирование в западных странах, США и России весомо отличается друг от друга своими методами, средствами и технологиями. Остается неизменным одно: цели лоббирования – продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных структурах и, естественно, сами субъекты – группа интересов, группа влияния, лобби и власть. Эти различия обусловлены особенностями сформировавшегося отношения к лоббированию в данных странах и системой законодательства, регулирующей данную деятельность.

Таким образом, в ходе работы мы достигли поставленных задач, описанные данные научного и практического характера позволяют нам взглянуть на тему лоббизма во всех аспектах его проявления, а так же прогнозировать его стремительное развитие в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев С.А. Лоббирование  в современном российском обществе: региональный аспект. М.: Мир, 2000. 223 с.

2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: ЭКМОС, 2003. 478 с.

3. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. С. 62.

4. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. М.: Мир, 2003. 117с

5. Блэк С. Паблик Рилейшнз: Что это такое?. М.: Модино пресс, 1990. 239 с.

6. Василик А.А. Государственное  управление. Курс лекций. М.: Деловая  книга, 2002. 403 с.

7. Велетминский И.А. Лобби перестает быть хобби // Российская газета. 2008. №17. С. 4.

8. Вислогузов В.И. Малый бизнес оценил свой кризис // Газета Коммерсантъ. 2008. №25. С. 3.

9. Голубков Е.П. Основы  маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 2003. 688 с.

10.Грегори Э. На что способен PR // PR в России. 2004. №8. С. 17

11.Григорьева Н.А. Работа  учреждения с общественностью. СПб.: Питер, 1999. 125 с.

12.Губернаторов В.Н. Деловые  люди лоббируют во власти // Советник. 1997. №12. С. 9.

13.Гундарин М.В. Книга для  руководителя отдела PR. СПб.: Питер, 2007. 365 с.

14.Калашников С.Л. Государство  и общество – им есть о  чем подумать вслух // Советник. 2004. №10. С. 7.

15.Когал Е.Р. PR специалист  на государевой службе – свободный  полет птицы в пределах золотой  клетки // Советник. 2004. №10. С. 27

 


Информация о работе Средства лоббирования и их отражения в разных культурах проведения данной деятельности