СМИ и свобода слова в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - охарактеризовать особенности развития СМИ и свободы слова в современной России.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
- дать понятие СМИ;
- показать функции СМИ;
- проанализировать процессы взаимосвязи свободы слова на основе российских СМИ.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика средств массовой информации 4
1.1. Понятие и виды СМИ 4
1.2. Функции СМИ 8
2. СМИ и свобода слова в современной России 12
2.1. Исторические аспекты развития СМИ постперестроечной России 12
2.2. Проблема независимости СМИ России в условиях современного глобального общества 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

курс сми и свобода слова.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 

 

Введение

 

Мировое демократическое сообщество рассматривает свободу слова и свободу информации как фундаментальные права человека, которые являются основой всех других прав. Российская Федерация, декларируя стремление войти полноправным членом в международное сообщество, должна обеспечить безусловное выполнение взятых на себя обязательств по международным договорам в области прав человека и проводить политику, максимально содействующую развитию свободных и плюралистических СМИ. Однако всё это может остаться лишь словами на бумаге, если в стране не будет существовать свобода слова СМИ.

В информационном обществе происходит постоянное повышение политической роли средств массовой информации. Роль средств  массовой информации (далее – СМИ) в политической коммуникации огромна, журналисты воздействуют на органы власти посредством передаваемой информации, передают импульсы, побуждающие власть к принятию решений. He будет преувеличенным утверждение, что содержание и форма материалов СМИ зависят в первую очередь от степени свободы прессы и способности журналистов этой свободой пользоваться.

Объектом исследования  в данной  курсовой работе  являются  средства  массовой  информации.  Предметом -  свобода  слова  в  современных российских  СМИ.

Цель исследования  -  охарактеризовать особенности  развития СМИ и свободы слова в современной России.

Поставленная  цель  конкретизируется  следующими  задачами:

-  дать понятие  СМИ;

-  показать  функции СМИ;

- проанализировать  процессы   взаимосвязи   свободы  слова   на  основе  российских СМИ.

Методы исследования:  изучение литературных источников; анализ,  синтез.

Теоретическая значимость работы  заключается  в   систематизации  наиболее характерных особенностей   российских  СМИ  за   последние  20 лет, а  также   проблем   свободы  слова и СМИ в  России. Практическая значимость работы  заключается  в  исследовании возможных угроз  ограничения  свободы  слова  в российских  СМИ и пути  преодоления данных проблем.

 Курсовая  работа  состоит  из  двух глав.  В первой  главе  представлены теоретические основы  СМИ, их   функции, вторая  глава  содержит   аналитические   данные  по  развитию  СМИ и  свободы  слова  в  России   на  современном  этапе.

                                                                                                                                

 

 

Глава  1.  Общая  характеристика  средств  массовой  информации

 

1.1.  Понятие  и виды  СМИ

 

В правовых документах Российской  Федерации под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).1

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

-  сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ. формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

-    располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

-  иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

-   структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ теле-радио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

-   СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь дли этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.1

В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.

Компоненты системы СМИ:

Печать. Печатью или печатными средствами массовой информации обычно называют периодические и продолжающиеся издания, которые выходят пол постоянным названием и не реже одного раза в год. Но и в самой печати можно провести некоторое разделение.

Газеты. Они различны по территории распространения и бывают: общенациональными, региональными и местными. Они также отличаются по тематике и могут быть: общеполитическими, деловыми, отраслевыми, рекламно-информационными, развлекательными. Газеты могут издаваться органами власти (официальные) и различными коммерческими и другими организациями. По периодичности газеты бывают ежедневными и еженедельными. Издаются газеты и разным форматом: А-2, А-3, А-4. В зависимости от использования красок газеты печатаются черно-белыми, цветными и с цветными вставками.2

Газеты обладают определенными особенностями, к которым можно отнести:

- постоянство (газеты сохраняют  длительное время, особенно в библиотеках и к ним можно обратиться в любой момент);

- избирательность (определенные  категории населения читают определенные  газеты и ищут определенные  материалы).

В связи с развитием радио, телевидения, а сейчас Интернета, были, есть и, наверное, будут суждения относительно целесообразности выпуска газет. Конечно, электронная пресса взяла на себя часть внимания аудитории, но пока процесса отмирания газет не наблюдается и, думаю, в обозримом будущем этого не произойдет.

Журналы. Они тоже издаются периодически, но от газет отличаются форматом, тематикой, характером подачи материала и хотя уступают газетам в оперативности, имеют больше возможностей для анализа. Не озабоченные, как газеты, текущими событиями и злобой дня, они больше внимания могут обратить на тенденции развития общества (экономического, политического, социального, научного) и служат своего рода катализатором и фиксатором общественной мысли.

Информационные агентства. Это зарегистрированные в соответствии с законодательством субъекты информационной деятельности, предоставляющие информационные услуги. Информационные агентства собирают не запрещенную законом информацию о жизни в стране, за ее пределами и распространяют ее органам прессы и другим адресатам. В мире известны крупнейшие агентства Рейтер, ИТАР-ТАСС, Франс-пресс, Ассошиэйтед-пресс, Юнайтед пресс интернэшнл и другие. Информационные агентства есть практически в каждой стране.

Электронная пресса. Это самые оперативные и всеохватные органы прессы. Например, при прямой трансляции они могут сделать очевидцем события в принципе все население Земли, что не по силам ни газете, ни журналу.

Радио. Как средство информации, радио появилось вследствие научных достижений и сейчас является самым массовым. Его технические особенности позволяют принимать радиосигнал практически в любой точке планеты и даже за ее пределами.

Телевидение (ТВ). Оно обладает уникальными возможностями распространять не только звуковые, как радио, но и зрительные образы, в том числе и в момент их возникновения, в момент совершения события.

ТВ представляет собой сложный комплексный феномен, который одновременно является технической отраслью, информационно- художественной системой, интегральным каналом духовной культуры (репродуцирующим произведения традиционных искусств и создающим свои), а также общественным явлением, входящим, как и другие СМИ, в политическую систему общества и - шире - в систему социального управления.

Развитие науки и техники последних лет дало возможность дополнить традиционное телевидение спутниковым ТВ и видеосистемами.

Характерной чертой нынешнего развития ТВ является его интернационализация, когда уже нельзя «отгородиться» от зарубежных источников информации, как это было еще недавно. Вмещая огромное количество тем, рубрик, программ, ТВ откликается на самые разнообразные интересы и запросы человека.1

Наряду с развитием глобализации ТВ возрастает и роль местного, регионального ТВ. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно назвать: необходимость учета интересов конкретных аудиторий; возможность быть более убедительным благодаря опоре на близкие аудитории факты, события, проблемы; способность местного ТВ полнее учитывать национальные, возрастные и другие особенности аудитории и (в силу этих качеств) быть более доверительным, нежели общенациональные каналы. Здесь возникает и практическая проблема информационной культуры, подразумевающей не только производство информации, но и ее передачу с учетом потребностей аудитории.

Информационно-технологические системы. Сейчас интернет-издания уже становятся достаточно массовыми. В настоящее  время новые технологии создают новые медиа, которые, меняя способы распространения и потребления информации, радикальным образом преобразуют использование информации обществом. Инновации в информационных технологиях перенесли мир в эпоху демократических СМИ, когда почти каждый человек может немедленно получить доступ к новостям и информации и стать создателем и участником того или иного журналистского замысла.

Одно из проявлений — поисковая система Google. Ее миссия состоит ни больше, ни меньше в том, как организовать мировую информацию, то есть дать возможность людям упорядочить мир, в котором они живут. Люди получают возможность искать, находить информацию, которая отражает их личные предпочтения, и действовать соответствующим образом. Личный доступ к новостям и информации больше не определяется влиятельными институтами, наделенными властью или богатством, чтобы доминировать в сфере распространения.

Еще одно проявление - блоги. Эти виртуальные дневники позволяют формулировать идеи и соединять людей по всему миру. Такие сайты, как Global Voices, собирают истории и мнения рядовых граждан, которые рассказывают от первого лица об уникальных ситуациях, сохраняя самобытность своей культуры. Их сила столь убедительна, что в Интернете созданы такие сайты, как Technorati, для отслеживания более 25 миллионов блогов — и это только около четверть электронных журналов в «блогосфере».1

Третье проявление инноваций - развитие международных спутниковых каналов. Демократизация средств массовой информации открыла эфирные волны для культур повсюду.

Таким образом,  средствами массовой информации являются: периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы в форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. Различные  средства  массовой информации организационно обособленны.  Они благодаря  своим  специфическим  возможностям выполняют  часть совокупной  задачи.

1.2. Функции СМИ

 

К основным  функциям  СМИ  относятся:

- информационная;  
         - образовательная;  
         - пропагандистская;  
         - социализации;  
         - критики и контроля;  
         - мобилизационная;  
         - инновационная;  
         - оперативная;  
         - формирование общественного мнения.1

А.Ю.  Карпова  обращает  внимание на  слова П. Бурдье, который относит коммуникацию к символическим системам. П. Бурдье подчеркивает, что агенты, вовлеченные в журналистское и политическое поля, осуществляют функцию легитимации власти.2 Теоретическое положение Бурдье о дисфункции СМИ, которая заключается в том, что массовая коммуникация становится одновременно отражением общественного мнения и инструментом его формирования, позволяет учитывать фактор постоянной трансформации функций СМИ применительно к отечественным реалиям. В частности, возможность постепенной смены плюралистической модели коммуникативных отношений идеологизированной моделью, способствующей превращению СМИ в препятствие развитию демократических процессов в обществе. Идеи Бурдье также позволяют выявить способы воздействия на массовое сознание, осуществляемые, в частности, посредством «присвоения статуса» и «наклеивания ярлыков» на аренах публичного обсуждения. СМИ обеспечивают общенациональное общение отдельных лиц и групп, выбирая для рассмотрения наиболее важные аспекты. Многие политические сообщения, передаваемые различными видами СМИ, существенно различаются по содержанию, манере представления фактов, способам обращения к различной аудитории.

Система массового информирования общества о деятельности государственных структур, распространении политических идей - основная функция СМИ. Система обмена информацией, в идеале, должна быть ориентирована на постоянный диалог, обмен мнениями между населением и институтом государственной власти. Такая система массового коммуникативного взаимодействия призвана создавать общество социального согласия, политической стабильности, демократического участия, толерантности всех субъектов Федерации в процессе построения гражданского общества.1

Информация о работе СМИ и свобода слова в современной России