Родченко и Маяковский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение шрифтовых особенностей коммерческой рекламы эпохи НЭПа.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд следующих задач:
1. Рассмотреть стилевые особенности рекламы СССР;
2. Дать анализ развитию рекламного дела в эпоху НЭПа;
3. Изучить особенности работ реклам-конструкторов В. Маяковского А. Родченко

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…….…......3
Глава I. ШРИФТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ЭПОХИ НЭПА
1.1. Развитие рекламного дела в эпоху НЭПа.….…………………….......6
1.2. Стилевые особенности рекламы СССР …………………………….9
Глава II. РАБОТЫ РЕКЛАМ-КОНСТРУКТОРОВ В. МАЯКОВСКОГО И А. РОДЧЕНКО
2.1. Александр Родченко – художник авангардист……………..……….14
2.2. Маяковский – криэйтор современной рекламы……..………...........16
2.3. «Реклам-конструкторы Маяковский–Родченко» и советская торговая реклама.……………………….……………………………….….........22
Заключение……………………………………………..……………....….28
Список использованной литературы…………………………………….31

Файлы: 1 файл

Шрифтовая реклама.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение………………………………………………………..…….…......3

 

Глава I. ШРИФТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ЭПОХИ НЭПА

1.1. Развитие  рекламного дела в эпоху НЭПа.….…………………….......6

1.2. Стилевые  особенности рекламы СССР …………………………….9

 

Глава II. РАБОТЫ РЕКЛАМ-КОНСТРУКТОРОВ В. МАЯКОВСКОГО И А. РОДЧЕНКО

2.1. Александр  Родченко – художник авангардист……………..……….14

2.2. Маяковский  – криэйтор современной рекламы……..………...........16

2.3. «Реклам-конструкторы  Маяковский–Родченко» и советская  торговая реклама.……………………….……………………………….….........22

Заключение……………………………………………..……………....….28

Список использованной литературы…………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждая эпоха в искусстве  создает свои ценности, которые существуют объективно и независимо от быстротечной моды. На основе ценностей данной эпохи формируется художественный стиль. Словом «stylos» древние греки называли заостренную на конце деревянную, костяную или металлическую палочку, предназначенную для процарапывания букв на восковой дощечке. От ее характеристик (материала, остроты и т.д.) зависели толщина линий, возможность изображения сложных фигур и т.д. Самое общее определение «стиля» - это единство выразительных средств, образов, принципов, приемов, характерных для данного произведения, автора, страны, эпохи, области деятельности. Термин «стиль» используют применительно к тексту, изображению, театральной постановке, музыкальному произведению, одежде, поведению, системе взаимоотношений и т.д. Реклама тоже может быть в определенном стиле. Стиль рекламы - общие особенности рекламных материалов, созданных в ту или иную эпоху, для той или иной аудитории, с той или иной целью, тем или иным автором.

В данном курсовой работе  исследованы: Шрифтовые особенности  коммерческой рекламы эпохи НЭПа, а также работы реклам-конструкторов В. Маяковского и А. Родченко.

В России, несмотря на разруху  и братоубийственную войну, интенсивно велись поиски нового художественного  языка, верно отражающего эпоху. Социальный заказ приспосабливал новые  формы в первую очередь к продвижению  в массы идей революции, мирового переустройства, защиты революционных завоеваний, новой системы ценностей. Стояла задача сделать этот язык не только новаторским, но и понятным самой широкой, эстетически не подготовленной аудитории, часто просто неграмотной. Наиболее интересным с точки зрения изобразительной рекламы явилось формирование в этот период в России новых стилевых форм, получивших

название русского авангарда  и включавших в себя две основные стилеобразующие концепции: супрематизм  и конструктивизм.

Конструктивизм был господствующим стилем в советской рекламе времен НЭПа. Основными отличиями рекламной продукции того периода были: взаимодействие графики и текста максимально экономными и выразительными средствами, документальность, контрастное сочетание цветов, метрический повтор элементов создавали эффект конструктивной объемности.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  современный  мировой рынок характеризуется  разнообразием различных товаров  и услуг. Это диктуется ускорением процесса потребления и высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, а реклама – зеркало эпохи, отражающее особенности социума в конкретное время. Рекламный текст и оформление пропагандируют ценности и установки общества потребления, а также определенный стиль жизни.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются шрифтовые особенности коммерческой рекламы эпохи НЭПа

Объектом исследования являются работы реклам – конструкторов эпохи НЭПа

Целью курсовой работы является изучение шрифтовых особенностей коммерческой рекламы эпохи НЭПа.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть  ряд следующих задач:

1. Рассмотреть стилевые особенности рекламы СССР;

2. Дать анализ развитию рекламного дела в эпоху НЭПа;

3.      Изучить особенности работ реклам-конструкторов В. Маяковского  А. Родченко

Из исследованной мной литературы можно выделить: Снопкова А. Е. и Снопкова П. А. Книга под  названием «Конструктивизм в  советском плакате».  Иллюстрированное издание, посвященное истории русского плаката. Книга построена по тематическому принципу, что позволяет достаточно полно представить многообразие и национальные особенности отечественной плакатной графики.

В данной работе рассмотрены  такие книги как: Реклама –  двигатель торговли – автора: Старобинский Э. Е.; Рекламная деятельность: искусство, теория, практика - Хромова Л. Н.

Также изучена книга  Маяковского В. В. Агитация и реклама. Полное собрание сочинений. В этом издании  даны научно выверенные тексты произведений поэта. В основу издания положено десятитомное прижизненное собрание. Сведения о советской рекламы 20-х годов как средство агитации и пропаганды в издании – Савельевой О. О.

Можно также упомянуть  учебное пособие, где дается краткий  очерк истории зарождения и развития русского плаката, главным образом, плаката рекламного и афиши – Бабуриной Н.И.

 

Список литературы составляет 21 источников. 

Курсовая работа состоит  из двух глав, пяти подглав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ШРИФТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ ЭПОХИ НЭПА

 

1.1. РАЗВИТИЕ РЕКЛАМНОГО ДЕЛА  В ЭПОХУ НЭПА

 

«Реклама – двигатель  торговли!», данное высказывание нашего соотечественника Л. Метцеля в конце 19-го века как нельзя лучше описывает  сегодняшние реалии, когда реклама  является неотъемлемой частью современной  жизни. В толковом словаре реклама трактуется как оповещение населения о лицах, товарах и услугах с целью создания их популярности и, соответственно, покупательского спроса или высокого рейтинга1. В числе признаков, составляющих своеобразие современного рекламного текста, можно назвать следующие: сочетание вербальных и невербальных средств, лаконизм, высокую экспрессивную и прагматическую насыщенность. Базовой характеристикой рекламы является направленность на достижение коммерческих целей, то есть целей продвижения товаров и услуг на рынке2.

Реклама – зеркало  эпохи, отражающее особенности социума  в конкретное время. Рекламный текст  и оформление пропагандируют ценности и установки общества потребления, а также определенный стиль жизни.

Новая экономическая  политика, провозглашенная в 1921г. открыла новую страницу не только  в экономическом и социальном развитии страны, но и в культуре. Приход к власти большевиков и провозглашение строительства коммунизма требовали широкой популяризации социалистических идей среди населения. Требовались активные, действенные, мобильные средства информации, которые могли быть понятыми простыми рабочими и крестьянами.  В условиях отсутствия телевидения и несовершенства радиовещания наиболее эффективным средством воздействия стал рекламный плакат. Большой тираж позволял ему распространяться по всей стране, проникать в самые отдаленные места; размещение на людных местах обеспечивала массового зрителя, а визуальный характер информации, художественная форма неизменно привлекали внимание. Можно с уверенностью сказать, что 20-е годы были временем плакатного искусства в СССР.

Весной 1921 г. на X съезде РКП было объявлено о новой, экономической политике (НЭП) - новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Две войны и революции нанесли торговле, а с ней и рекламе, серьезный ущерб. И лишь с появлением НЭП вновь распахиваются двери закрытых в течение нескольких лет магазинов, в витрины, забитые фанерой вставляются новые стекла, вывески переделываются и обновляются. Жизнь продолжается.

НЭП – это период существования  частного капитала и свободной торговли (хотя и ограниченной). В борьбе за покупателя развертывалась конкуренция  государственных предприятий с продукцией частных и иностранных фирм. Противостояние имело не только экономический, но и политический характер, и рекламе в нем отводилось важное место. «Мы знаем прекрасно силу агитации, — писал В. Маяковский в 1923 году. — В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается умение и сила нашей агитации. Реклама — промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой»3.

Развитие рекламного дела в СССР пошло несколько иным путем. Совет Народных Комиссаров принял декрет "О государственной монополии на размещение объявлений" в СМИ (от 18 ноября 1917 г.). Если рекламные сообщения и появлялись в некоторых изданиях, то посвящены они были скорее либо приобретению билетов лотереи, либо подписке на газеты и журналы издательства "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". Основной задачей было лишить независимости газеты источника доходов и взять прессу под контроль. Большую часть рекламы в Союзе составляла полит реклама (пропаганда). Она велась как советским партийно-государственным аппаратом, так и противниками СССР из-за рубежа.

Вошёл в поговорку  рекламный лозунг «Летайте самолётами Аэрофлота» — не только вследствие распространённости этой рекламы, но и  из-за её сомнительной коммерческой ценности Жившие в советские времена наверняка  помнят и другие крылатые рекламные фразы: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе!», «Нигде кроме, как в Моссельпроме»

Бурное развитие рекламы  началось во время НЭПа. Много энергии  и таланта отдал рекламе В. В. Маяковский, который своими меткими  стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий. В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. Особый вклад Маяковского в развитие рекламы был сделан им в период работы в Моссельпроме, Резинотресте, ГУМе. Выразительность и гиперболичность рекламных образов,

целенаправленность текстов, облечённых в поэтическую форму, способствовали решению конкретных рекламных задач.

Примечательно, кстати, что в Союзе рекламировались и зарубеж товары. Так, например, в стихотворениях Владимира Маяковского присутствует реклама пива Loewenbraeu.

Кроме того, реклама зарубежных товаров и в совет фильмах: «Иван Васильевич меняет профессию» - сигареты Marlboro.

 

 

1.2. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ СССР

 

Отличительными особенностями  конструктивизма в целом стали  ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения.

В советское время  плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды. Многие выдающиеся художники отдали дань этому прикладному виду искусства. Достаточно вспомнить, что в жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.

Немало было мастеров, занимавшихся исключительно рекламным  плакатом. Следует упомянуть таких замечательных художников, как М. Буланов, А. Зеленский, Д. Тархов, Б. Такке, Д. Кравченко.

Искусству плаката учили  в специализированных высших учебных  заведениях - например, в Полиграфическом  институте была кафедра плаката, где, в частности, преподавал знаменитый автор плакатов «Ты записался добровольцем?», «Помоги» Д. Моор. Секции плаката существовали в Государственной академии искусств, в МОССХе и т.д. И это, разумеется, давало свои положительные результаты.

1925 годы можно по-праву  считать временем рождения конструктивистского политического плаката. Данный жанр именно русскими авангардистами 20-х гг. был поднят до уровня высокого искусства. Отечественный плакат стремительно обрел оригинальный облик, выделивший его среди плакатного искусства западноевропейских стран. Композиционные эксперименты с блоками текста, шрифтами, цветом, геометрическими фигурами и фотографическими изображениями подвели художников к созданию плаката новой «конструкции». Он не только информировал, просвещал и агитировал, но и «революционно перестраивал» сознание граждан художественными средствами, свободными от излишеств традиционной описательности и иллюстративности. Язык такого плаката был сродни языку архитектурных и книжных экспериментов, литературных и театральных новаций, кинематографического монтажа тех лет.

Особое место занимают здесь Окна РОСТа («Окна сатиры»  Российского Телеграфного Агентства), которые возникли в 1919, они представляли собой огромные листы с красочными рисунками, сопровождавшиеся чаще всего  стихотворным текстом, частушкой, эпиграммой. Для В. Маяковского и многих других работа в лубочно-частушечной манере на острие политических событий страны стала началом бегства в «массовое искусство».

Начало реализации революционных  художественных идей в плакате положило содружество «реклам-конструкторов» А. Родченко и В. Маяковского. Советская реклама, созданная усилиями этих мастеров, в 1923-1925 годах, явилась предтечей политического плаката в стиле конструктивизма. В этой связи имена В. Маяковского и А. Родченко являются знаковыми для рекламы эпохи НЭПа.

С 1923 года под редакцией  В. Маяковского выходил литературно-художественный журнал левого фронта искусства - «ЛЕФ». Родченко был его активным сотрудником. Именно на Родченко остановил свой выбор Маяковский, когда в 1923 году начал деятельность по созданию советской торговой рекламы. Основная причина объясняется не только личным знакомством и симпатией к художнику, но и интересом к его работам с их стилистической определенностью и ясностью. Тем более что Родченко к тому времени уже попробовал свои силы в полиграфии, оформительском искусстве, кино (титры статические и динамические для кинохроники Д. Вертова).

Другая характерная  особенность рекламы - переплетение в композиции графических и понятийно-знаковых элементов. Само начертание рекламных четверостиший Маяковского подавалось как яркая и интересная композиция. Восклицательные знаки и стрелки должны были еще больше привлечь внимание прохожих, заинтриговать их и заставить прочитать текст до конца. Мастер подходил к плакату не только с точки зрения социального заказа, но именно с точки зрения искусства, зачастую авангардного. Он нарушал и в плакатном искусстве привычные рамки, тем самым развивая скрытые возможности жанра. В. Маяковский - один из немногих - использовал в рекламных плакатах юмор и даже неологизмы. Например:

Информация о работе Родченко и Маяковский