Лекция по "Медиаобразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:39, лекция

Описание работы

1Что такое «медиа»?
Рубеж XX–XXI вв. ознаменовал начало нового этапа развития общества — информационной эпохи. Предпосылкой к этому стал научно-технический «взрыв» — появление принципиально новых средств хранения, передачи и получения информации — развитие медиасферы.

Файлы: 1 файл

Введение в медиаобразование.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

Введение в медиаобразование 

1.     Что  такое «медиа»? 

Рубеж XX–XXI вв. ознаменовал  начало нового этапа развития общества — информационной эпохи. Предпосылкой к этому стал научно-технический  «взрыв» — появление принципиально  новых средств хранения, передачи и получения информации — развитие медиасферы. 

         Так, под словом «медиа» понимают, с одной стороны, каналы и  средства передачи информации (компьютер,  телевидение, радио, глобальную  сеть Интернет, средства мобильной  связи, а также прессу, даже  книги и, в широком смысле, любой  носитель информационного сообщения,  будь то стена дома, одежда  или предмет быта); с другой  стороны, слово «медиа» закрепилось  как альтернативное, синонимичное  название средств массовой информации.

Средства массовой информации и средства массовой коммуникации 

По сути, в современном  мире это близкие понятия. Под  средствами массовой коммуникации обычно понимают технические приспособления (любого характера), позволяющие осуществлять связь с массовым адресатом, причем совсем необязательно, чтобы это  происходило в один и тот же момент времени и в коммуникации участвовали миллионы. Средства массовой информации — способы распространения  информации в широкие массы населения (как правило, приводимые в действие техническими приспособлениями). 

Любое сообщение, каким  бы эмоциональным оно ни было, какую  бы цель ни преследовало, априори несет  в себе некую информацию, поэтому  средства массовой коммуникации и средства массовой информации можно объединить в нашем случае для обозначения  одного культурного явления —  особого, созданного человеком мира (медиакультуры), который оказывает  существенное влияние на наше мировоззрение, поступки и поведение. 

  

3.     Процесс  коммуникации 

Современная наука  представляет коммуникацию как «процессы  перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы» (Почепцов 2001, 14). Такая формулировка позволяет учесть в коммуникативной  ситуации знаки различных семиотических  систем, что отражает характер постмодернистского текстового пространства.

Возникновение и  развитие медиаобразования в России 

1.     Истоки  медиаобразования в России 

Как и за рубежом, в России зарождение медиаобразования связывают с изданием самостоятельных  газет при образовательных учреждениях  силами их учащихся. Историки уверены, что истоки этого движения следует  искать в XIX веке в стенах передовых  университетов и гимназий, но не исключено, что и лицеев, и реальных училищ.  

Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что уже в первые годы советской  власти (которая подспудно заимствовала из «старой жизни» многие полезные для себя явления) детской журналистике уделялось большое внимание. В  первой половине 1920-х годов стали  выходить все основные печатные издания  для детей, ставшие популярными  на многие десятилетия (газета «Пионерская  правда», журналы «Пионер», «Мурзилка»). Позднее стали появляться издания  для детей и подростков на уровне областей, республик. Все детские  и подростковые издания были политизированными, однако они воспитывали в своих  читателях и непреходящие ценности (дружбу, патриотизм, честность, уважение к труду), прививали любовь к творчеству, позволяли самовыразиться многим детям. 

  

2.     Внимание  к киноискусству и журналистскому  творчеству в Советском Союзе 

Наряду с крупными печатными изданиями на уровне страны, существовали местные школьные стенгазеты. Безусловно, их нельзя было назвать  свободной прессой, так как они  полностью контролировались учителями  и администрацией школы и были, в первую очередь, средством идеологической борьбы. Однако на тот момент они  выполняли свои медиаобразовательные функции, т.е. знакомили школьников на элементарном уровне с технологией  создания печатного издания. 

Альтернативой официальной  школьной прессе стала деятельность кружков, клубов и отрядов юных журналистов. Именно эти общественные организации  воспитывали активных и думающих граждан, позволяли детям и подросткам научиться более свободно, чем  в школе, высказывать свои мысли  и чувства. Первый такой отряд  юных корреспондентов (юнкоров) был  основан в Свердловске известным  писателем Владиславом Крапивиным в 1961 году и назывался «Каравелла». 

Важным событием для медиаобразования считается  начало издания в Пятигорске региональной газеты для детей «Веселый ветер», которую делали сами дети (пионерский юнкоровский отряд «Пламя»). 

История кинообразования  прослеживается с 1920-х годов. В 40-е  годы значительное внимание уделялось  особенностям восприятия учебной информации с экрана, разработке педагогически  целесообразных способов ее подачи с  учетом особенностей выразительных  средств кино, «маленького экрана» (диафильмов, слайдов), радио. В середине 60х годов активистами кинообразования была предпринята попытка внедрить в массовое школьное образование учебный предмет «Основы киноискусства», а с середины 80-х гг. — «Основы аудиовизуальной культуры». Однако эти эксперименты не привели к изменению стандарта школьного образования. 

Элементами медиаобразования в учебном процессе также можно  считать часы политинформации в  школах. В рамках этих занятий в  той или иной степени школьники  учились понимать и интерпретировать сообщения из прессы, включать информацию, полученную по каналам СМИ, в учебный  процесс и, в целом, в свою картину  мира. 

Все эти практические наработки в области медиаобразования, однако, долго не получали в Советском  Союзе должного научного осмысления, поэтому о медиаобразовании как  таковом принято говорить лишь с 1980-х гг. В этот период медиаобразованием  активно занимались кинотеатры и  киноклубы, радиостанции и телестудии, Дворцы пионеров и молодежи, всевозможные детские и юношеские объединения, а педагогика решала проблему научно-методического  описания накопленного опыта. 

  

3.     Особенности  медиаобразования в эпоху перестройки 

В 1990-е годы медиаобразование испытало некоторый кризис, так как  сфера массовых коммуникаций стала  стремительно трансформироваться: стирались  границы дозволенного, на первый план выходили иные технологии, поток информации стал практически неконтролируемым. 

В это время внимание педагогов продолжали привлекать проблемы активизации познавательной деятельности школьной аудитории, включения в  учебный процесс информации, передаваемой обучаемому по каналам различных  средств коммуникации (пополнение интеллектуального  «багажа»). Однако для решения данных проблем необходим был поиск  новых путей, соответствующих изменениям информационного пространства и новым запросам общества на образовательные услуги.  

Одним из знаковых событий  последнего десятилетия ХХ века стало  появление в сентябре 1991 года на уровне национального телевидения  пятиминутного блока «Школьные  новости» в программе «Утро» (ТК «Останкино»). Эту мини-передачу делали подростки (за исключением режиссуры  и операторской работы) для своих  же сверстников, а также для родителей  и учителей. Тем самым в медиаобразовании обозначилась смена парадигмы: раньше подобные передачи делали взрослые, а  дети были лишь объектом, а теперь стала  реализовываться субъект-субъектная парадигма. Вскоре в этой парадигме  стали выходить и другие передачи, например, «Сорока» (ТК «Останкино») и  «Там-там-новости» (ТК «Россия»). 

Другим знаковым событием 1990-х было принятие Закона «О печати и других средствах массовой информации» и затем Закона РФ «О средствах массовой информации», практическим результатом которых  стало появление большого количества детской и подростковой прессы, выпускаемой  школами, клубами и кружками юных журналистов (например, газеты «Глагол», «Баста!», журналы «Вместе», «Недоросль»). Эти издания серьезно конкурировали  с государственными детскими и подростковыми  изданиями. Возникли и специализированные издания для детей (например, «Детская деловая газета» или экологическая  газета «Юный биолог»), журналы для  девочек (например, «Вероника»), познавательные журналы «А почему?», «Семь гномов», религиозные журналы «С нами Бог» и «Тропинка», исторический журнал для детей «Троя» и т.д.  

В целом, существенные изменения в обществе способствовали активному проникновению идей медиаобразования в систему школьного образования. 

  

4.     Медиаобразование  в России рубежа XX–XXI вв. 

В наши дни медиаобразование выходит на новый уровень развития. Важным моментом стала декларация задач  медиаобразования (хотя и без упоминания этого направления педагогики) в  «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года»[1]. 

В наши дни теоретические  исследования и накопление практического  опыта по медиаобразованию ведется  во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Екатеринбург, Пенза, Тверь, Уфа, Таганрог, Воронеж, Курган, Набережные Челны и т.д.). Теоретические и  научно-практические исследования по медиаобразованию представлены работами Л.М. Баженовой, О.А. Баранова, И.В. Вайсфельд, В.А. Возчикова, В.В. Гуры, А.В. Горячева, Л.С. Зазнобиной, С.А. Карасика, А.П. Короченского, В.А. Монастырского, А.А. Новиковой, С.Н. Пензина, Л.П. Прессмана, Ю.М. Рабиновича, Н.П. Рыжых, З.С. Смелковой, В.С. Собкина, А.В. Спичкина, Т.К. Толкачевой, Л.Н. Трофимовой, Л.В. Усиенко, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, М.А. Фоминовой, Г.Ю. Франко, Н.Ф. Хилько, А.В. Шарикова, Н.М. Шахмаева, Е.В. Якушиной, Е.Н. Ястребцевой и других специалистов в этой области. 

         Одной из самых влиятельных  организаций, проводящих серьезные  разработки в области медиаобразования, является Институт средств обучения  Российской академии образования  и Лаборатория ТСО и медиаобразования, созданная при этом институте.  В ней трудились и трудятся  такие исследователи, как Л.С.  Зазнобина, Л.Н. Трофимова, Г.Ю.  Франко, а также их молодые  коллеги Е.А. Бондаренко, А.А. Журин  и другие. 

Существование таких  организаций подтверждает заинтересованность государства в разработках по проблемам медиаобразования. Более  того, в 2002 году Министерство образования  Российской Федерации зарегистрировало специализацию «Медиаобразование» в рамках специальности «03.13.00 —  Социальная педагогика». 

         Все специалисты-медиапедагоги видят  своей задачей выработать у  современного человека навыки  восприятия и использования информации, умения понимать и раскрывать  семантические особенности предлагаемой  к использованию информации и  применять ее в практической  деятельности, повышать информационную  компетенцию и степень свободы  в обращении с медиаматериалом. 

  

Список использованной литературы: 

1.       Баранов О.А. Медиаобразование  в школе и вузе: Учебное пособие.  Тверь, 2002. 

2.       Возчиков В.А. Введение в медиаобразование: Учебное пособие. Бийск: НИЦ  БиГПИ, 1999. 

3.     Федоров  А.В. Медиаобразование: История, теория  и методика. Ростов н/Д, 2001. 

4.     Шариков  А.В. Медиаобразование: мировой и  отечественный опыт. М: 1990.

Методологические  основы медиаобразования  

  

1.     Основные  понятия, цели и задачи медиаобразования 

Как уже говорилось, термин «медиаобразование» закрепился в отечественной науке лишь в 1980-е годы. Однако первое определение  медиаобразования было дано в 1973 году Международным советом по кино и  телевидению: «Под медиаобразованием  следует понимать обучение теории и  практическим умениям для овладения  современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической  и автономной области знаний в  педагогической теории и практике; его следует отличать от использования  СМК как вспомогательных средств  в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» (Media Education 1984, 8).  

Таким образом, медиаобразованием  принято называть направление в  педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео  и т.д.). Основная задача медиаобразования — «подготовить новое поколение  к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной  информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия  на психику, овладевать способами общения  на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия 1993, 1, 555). 

Еще одно важное для  медиаобразования понятие — это  информационная культура. Информационную культуру можно определить как владение знаниями о различных средствах  и способах получения, хранения и  передачи информации, умение использовать эти средства для решения учебных  и жизненных задач, навык эффективного взаимодействия индивидуума с современным  информационным пространством. Информационная культура является компонентом общей  культуры субъекта и неразрывно связана  с культурой мышления человека. Доступность  различных каналов информации не является достаточным условием формирования у ребенка информационной культуры. Важным фактором следует, бесспорно, считать  умение оценивать достоверность, качество и необходимость поступающей  информации и, как следствие, развитие критического мышления, самостоятельности  принятия решений.  

Информация о работе Лекция по "Медиаобразование"