Имидж телеведущего на примере Н.Н.Дроздова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать особенности восприятия имиджа Николая Николаевича Дроздова зрителями.
Объект исследования: имидж телеведущего. Предмет исследования: особенности восприятия имиджа телеведущего Н. Н. Дроздова. Гипотеза: мы предполагаем, что существует особое восприятие имиджа телеведущего Н.Н. Дроздова, у зрителей с разным уровнем образования.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты исследования восприятия имиджа телеведущего Николая Николаевича Дроздова
§1.1. Основные подходы к понятию «имидж»

§ 1.2. Особенности имиджа телеведущего

§ 1.3. Биография Николая Николаевича Дроздова

2. Эмпирические исследования восприятия имиджа телеведущего Николая Николаевича Дроздова
§2.1. Методы и процедуры исследования

§2.2 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список информационных источников

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 234.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

1. Теоретические аспекты  исследования восприятия имиджа  телеведущего Николая Николаевича  Дроздова

§1.1. Основные подходы к понятию «имидж»

 

§ 1.2. Особенности имиджа телеведущего

 

§ 1.3. Биография Николая Николаевича Дроздова

 

2. Эмпирические исследования  восприятия имиджа телеведущего  Николая Николаевича Дроздова

§2.1. Методы и процедуры исследования

 

§2.2 Анализ и интерпретация результатов

 

Заключение

 

Список информационных источников

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изобретенное в начале ХХ века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно представить себе, как раньше люди могли обходиться без телевиденья. Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух.

 Важная особенность  телевидения – личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».

Телевидение – сфера деятельности, имеющая свои особенности и секреты  мастерства. Оно требует планирования, анализа и подготовки, не терпит небрежности и суеты. Профессионал должен уметь позиционировать себя, уметь презентовать себя. Самопрезентация  – это одно из самых важных составляющих образа телеведущего.

Самопрезентация – это способность подавать себя, привлекая внимание к своей личности. Рейтинг популярности тех, кто работает на телевидении, во многом определяется эффектом мастерства их самопрезентации. Имидж зарабатывается годами [8].

Главное правило в построении образа – помнить о том, что ведущий  работает на определенную аудиторию. Имидж телеведущего – это то, как его воспринимает публика.

Вторая особенность –  физические данные тележурналиста. Самая  выразительная часть личного  имиджа – лицо. Создание имиджа –  это не только подчеркивание человеческой данности, это еще и способность  к преображению. 

Образ телеведущего – это  тот образ жизни, который предлагают зрителям как образец для подражания. Именно через ведущего автор программы транслирует свою основную идею.

У телеведущего ХХI века должен быть детально продуман имидж. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания.

Он должен быть обязательно  заинтересован в том, что делает, а также быть ярким и запоминающимся.

Человек, выступающий перед  такой обширной аудиторией, облекался  огромной ответственностью: на него смотрит  и его слушает почти вся  страна, его слова могут оказать  мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех  или иных явлений жизни. Поэтому  особое значение придается человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.

Для исследования особенности  имиджа телеведущего, мы выбрали Николая  Николаевича Дроздова, работающего  в сфере телевидения с 1968 года, т. е более 40 лет. Личность телеведущего Николая Николаевича Дроздова является интересной для многих зрителей на протяжении долгих лет.

Цель работы: исследовать особенности восприятия имиджа Николая Николаевича Дроздова зрителями.

Объект исследования: имидж телеведущего.

Предмет исследования: особенности восприятия  имиджа телеведущего Н. Н. Дроздова.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует особое восприятие имиджа телеведущего Н.Н. Дроздова, у зрителей с разным уровнем образования.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить основные подходы понятию «имидж»; описать структуру имиджа телеведущего.
  2. Подобрать методы исследования имиджа телеведущего.
  3. Провести эмпирическое исследование имиджа телеведущего –

Н.Н. Дроздова.

Методологическую  основу составили:

Основные идеи А.Ю. Панасюка, о том, что имидж - это мнение об объекте, явлении, сложившееся на основе образа.  Идеи Е.Б. Перелыгиной которая  определяет имидж как символический  образ субъекта, создаваемый в  процессе субъект-субъективного взаимодействия.

Е.Б. Перелыгина указывает  на то, что в содержании индивидуального  имиджа, выделяются такие компоненты, как миссия, легенда, цели субъекта. 

Методы исследования: теоретический анализ литературы;

Эмпирические  методы :

1) Ассоциативный эксперимент;

2) Семантический дифференциал (А.Г. Шмелева и В.П. Серкина);

3) Авторская анкета.

База исследования: Исследование проводилось Интернет способом. Ассоциативный эксперимент - респондентам предлагалось ключевое имя, на которое они должны были дать первые пришедшие им в голову ассоциации.  Семантический дифференциал проходил в виде бланков. Анкетирование – участникам опроса предоставлялись материалы, которые необходимо было заполнить. Выборку составили 50 человек, из них (30%– мужчины, 70 - женщины) в возрасте от  20  до  50 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ДРОЗДОВА

§1.1.Основные подходы к понятию «имидж»

Дословный перевод слова  «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Дословный перевод связывает  содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово  «имидж» в русскоязычном общении  получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый  облик и как образ-представление-репутация.

Рассмотрим трактовку  понятия имиджа с разных источников:

1) Современный словарь иностранных слов, трактует его как «целенаправленно формируемый образ» [16].

2) Психологический словарь, - как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»[13] .

3) Benton R. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, (1985, p. 56) -  как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» [18].

4) The Randon. House Dictionary of English Language. N.Y.,(1973, p. 711). - как «мысленное представление чего-то ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» [19].

При этом первое определение  ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе – приписывает его массовому  сознанию, третье – связывает лишь с человеком, четвертое – подчеркивает содержательно-изобразительный характер.

Различные исследователи  имиджа дают также достаточно различные  его определения.

Понятие имиджа по Панасюк  А. Ю.: под имиджем понимает образ  человека, который возникает у  других людей.

По  Петрову Е. А. «Имидж»  является  феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи  соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет [13].

Имидж – категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся  предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея  и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским  характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д. [11].

По Нефедовой И., Власовой Е. определение имиджа – «это проявление внутренних ощущений и собственных  представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей». Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может  складываться на основе эмоциональных  ролей, которые люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную  роль человек играет или собирается играть в данный момент [7].

По Орловой Е. А.  «имидж»  – это социальный образ, стремящийся  к идеалу». Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном  в результате взаимодействия личности (группы или общности) с данным социальным объектом [9].

По Апраксиной М. В.  имидж - как «непосредственное или преднамеренное создание визуально-аудиального впечатления  о личности или социальной структуре». Имидж посредством впечатления  позволяет зрительно проявиться личностно-деловым качествам человека. Они вырисовываются через визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя  или дополняя ее. Таким образом, именно впечатление, а не оценка выступает  как факт деятельности сознания в  процессе восприятия имиджа[1].

Маркина В. М.  подчеркивает, что стержневым в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях [5].

Подведем итог: Для нашей  работы мы выбрали определение понятия  «имидж» автора Панасюка А. Ю: Имидж - это всегда мнение об объекте, явлении, сложившееся на основе образа [10].

Для изучения имиджа телеведущего, мы должны выделить компоненты структуры  имиджа.

Обобщая исследования различных  психологов, Е.Б. Перелыгина указывает  на то, что в содержании индивидуального  имиджа, ориентированного на восприятие, часто выделяются такие компоненты, как миссия, легенда, цели субъекта. 

Миссия - это компонент символической структуры имиджа, содержащий оценочно и эмоционально нагруженную информацию о том, во имя чего субъект-прообраз имиджа существует в обществе и занимается совей деятельностью, в чем состоит смысл его существования в данном качестве.

Психологи, как правило, подчеркивают именно смыслообразующий, ценностоно-эмоциональный  аспект миссии [2].

Столь же специфическим является понятие легенды. Для появления легенды необходима демонстрация как минимум 3-ех компонентов идеологии - целей, которые человек ставит перед собой, наличае реальных дел, которые показывают, насколько эффективно осуществляется движение к этим целям миссии, которая показывает, почему и зачем ставятся такие цели и во имя чего они выполняются. В том случае, когда эти 3 компонента логично, правильно и непротиворечиво увязываются между собой, и возникает особый эффект восприятия - легенда [12].

 Если же из названных  3 элементов хотя бы один отсутствует  или плохо согласуется с другими  элементами, имидж утрачивает цельность  и зачастую становиться негативным.

Миссия, цели и деятельность субъекта- прообраза являются основными  каркасными, структурными элементами имиджа.

Помимо основных структурных  элементов, в имидже обязательно  присутствуют элементы, которые называются эстетическими. к ним относятся:

    • аудиовизуальные, кинестетические и прочие характеристики субъекта (черты и выражения лица, тембр, высота голоса, антропометрические данные, запах, состояние кожи, цвет волос и т.д. );
    • общеповеденческие особенности (быстрота реакции, медлительность движений и т.д.);
    • социально- психологические особенности (манера речи, используемый словарь, опрятность-неопрятность, стиль одежды и т.д.).

   Структура имиджа по Э.В. Кондратьеву и Р.Н. Абрамову:

Формирование и изменение  имиджа возможно в результате изменений  и комбинаций следующих компонентов:  
• объективные внешние данные личности (физиогномика, мимика, моторика, тембр голоса); 
• поведенческие особенности (манера и стиль речи, стиль одежды, походка и т. д.); 
• социальные и профессиональные характеристики (образование, социальный статус, профессия); 
• самовосприятие (как личность воспринимает себя в контексте окружения); 
• восприятие референтными группами, то есть группами, с которыми личность взаимодействует без посредников (в качестве посредников выступают СМИ); 
• публичный образ, созданный с помощью посредников – средств массовой коммуникации. Публичный образ, обычно ориентирован на целевые группы, с которыми личность не вступает в непосредственной взаимодействие [4].

В следующих главах подробно рассмотрим индивидуальный имидж на примере телеведущего, опишем особенности  имиджа телеведущего.

Информация о работе Имидж телеведущего на примере Н.Н.Дроздова