Анализ заголовков газеты "Комсомольская правда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей дизайна заголовков в печатных СМИ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
классифицировать заголовки;
выделить основные функции заголовков;
выявить основные способы графического оформления и размещения заголовков в газете;
проанализировать дизайн заголовков в газете «Комсомольская правда».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3

I. Классификация и функционирование заголовков в печатных СМИ…………………………………………………………………………….…5
1.1. Классификация заголовков……………………………………………….5
1.2. Функции заголовков ……………..…………………………….……….10

II. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»…….14
2.1. Графическое оформление и размещение заголовков……………………………………………………………………….14
2.2. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»……………………………………………………………………….…24

Заключение……………………………………………………………………...26

Библиографический список литературы…….………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа! (Автосохраненный).docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

При первом знакомстве с  заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что  заглавия называют текст, выступают  в качестве его имён, знаков. Любой  заголовок называет текст, с этой точки зрения он, неизменимо от своей  синтаксической структуры, выполняет  номинативную функцию.

Очень часто, анализируя ту или иную проблему, журналист выдвигает  какую-то важную, с его точки зрения, мысль (идею), что-то утверждает или  отрицает. Поэтому в данном случае заголовок может отображать эту  главную идею (главный тезис) выступления  журналиста.10

Номинативная роль заголовка  даёт читателю возможность выделить текст, но кроме этого существуют и другие способы привлечения  внимания к тексту. Можно назвать  разные способы привлечения произвольного  внимания читателя с помощью заголовка.

Произвольное внимание к  тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление. При этом заголовок выделяет рекламную функцию. Рекламный заголовок  формирует психический настрой  личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно  обратиться к газетной публикации. С языковой точки зрения рекламные  заглавия делятся на две группы. В первую очередь те, которые намеренно  неинформативны, интригуют читателя. На основе таких заголовков создаётся  эффект усиленного ожидания, благодаря  чему читатель обращается к тексту. Вторую группу составляют те заглавия, которые привлекают своей свежестью. Рекламная функция всегда сочетается с экспрессивно - оценочной или информативной. На первом этапе восприятия задача заглавия – пробудить внимание читателя, вызвать интерес. Такое восприятие заглавия формируется благодаря тому, что реализуется графически-выделительная, номинативная, рекламная функции. При этом основная роль газетного заглавия состоит в том, чтобы привлечь читателя к тексту, побудить его прочитать сообщение, содержащееся в публицистическом материале.

Название материала помогает в первую очередь осознать смысл  публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции. 11

В научной литературе представлены разнообразные типологии современных  газетных заголовков. Не представляется возможным точно  назвать один или несколько типов заголовков, преимущественно встречающихся  в газетной прессе, поскольку для  этого нужно анализировать абсолютно все печатные издания. Но тем не менее разделить печатные издания по функциям заголовков можно.

В деловой прессе главная  задача заголовка — точно передать суть тему проблемы, идеи, о которых  идет речь в тексте. Рекламная роль заголовка в данном случае оказывается  на втором плане. Почему? Прежде всего потому, что аудитория делового издания обладает специфическими особенностями, для нее важна суть дела, а не то, насколько ярко представляет ее заголовок (хотя и это желательно): ведь деловые издания читают по необходимости, а не ради развлечения.

В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять  две главные задачи — показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка  являются одинаково приоритетными. Аудитория общественно-политического  издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому  для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким.

В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция  заголовка: привлечь внимание максимально  большого количества самых разных людей  — это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке  в первую очередь создатели и  потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают  из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». О чем может подумать читатель. И встречая, скажем, в газете заголовок: «Что делает муж, когда жены нет дома»? Возможно, о чем-то очень пикантном. И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в  названии публикации. 12

Заголовок нельзя путать с  тем, что называется «хедлайном» и выглядит внешне как заголовок. «Хедлайн» — это один из элементов особой организации новостного текста, выработанной в западной журналистике. Он существует в органичной взаимосвязи с такими элементами данного рода текстов, как «лид» и «корпус»: в «хедлайне» излагается суть новости, в «лиде» она углубляется, а в «корпусе» дополняется второстепенными деталями. Понятие «хедлайн» в западной журналистике существует параллельно с понятием «заголовок», под которым, как правило, подразумевается то, что в нашей прессе называется «рубрика». 13

Итак, были определены основные функции заголовков, они делятся на четыре типа:

  • номинативная;
  • информативная;
  • рекламная;
  • графически-выделительная;

Были раскрыты каждый из этих типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Анализ дизайна заголовков в газете «Комсомольская правда»

2.1. Графическое оформление и размещение заголовков

Шрифтовое оформление заголовков

Выразительность заголовка  во многом зависит от размера (кегля) его шрифта. Выбор кегля определяется важностью газетного материала, к которому относится заголовок, объемом этого материала и  количеством колонок, на которые  он разверстан, а также местом заголовка  на газетной полосе и ее форматом.

Чем важнее статья или заметка, тем более крупный шрифт используют для набора заголовка. Между объемом  газетных материалов и кеглем шрифтов  заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее  заголовок. Верстальщику приходится учитывать  и то, как разверстана статья: чем больше текстовых колонок  она занимает, тем крупнее должен кегль шрифта быть для ее заголовка.

На выбор заголовочных шрифтов влияет и формат газетной страницы. Поскольку объем материалов, публикуемых в крупноформатной газете, как правило, больше, чем в малоформатной, то заголовки к ним набирают шрифтами более крупных кеглей.14

Выбирая шрифты для заголовков нескольких соседних материалов, расположенных  на одной газетной странице, приходится учитывать разницу в их размерах. Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки  будут набраны мелкими кеглями. Если же набрать несколько соседних заголовков одинаковыми по кеглю  шрифтами, то важнейший из этих заголовков может потеряться, поскольку будет  недостаточно выделен. Для набора газетных «шапок» — над подборкой или  полосой — используют шрифты крупных  кеглей. Конечно, кегль шрифта для  шапки, стоящей над подборкой, зависит  как от ее значения, так и от количества и объема входящих в подборку материалов. В любом случае шапка набирается шрифтом более крупного кегля — на одну-две, а то и больше ступеней, чем заголовки заметок, входящих в подборку.

Шапку над полосой оформляют  шрифтами размером 28, 32, 36, 42 и даже 48 пт. Иногда при публикации особо  важных сообщений в газетах большого формата для набора «шапок» используют еще более крупные шрифты — 60 и 72 пт. В малоформатных газетах титульные шрифты больше 48 пт обычно не применяются.

Если шапка над полосой  состоит не из одной, а из нескольких строк, то для ее оформления можно  применить шрифт одной гарнитуры, но разных кеглей. Например, важнейшую  по значению строку набирают шрифтом 48 пт, а остальные — более мелким — 36 пт.

Многострочные заголовки  рекомендуется набирать шрифтами более  мелких кеглей — на одну ступень  ниже, чем однострочные. Строки такого заголовка, даже набранные более  мелким шрифтом, в целом образуют крупный, хорошо выделяющийся на полосе блок и занимают значительную площадь. Если набрать многострочный заголовок  шрифтом обычного кегля, он может  «задавить» все остальные заголовки.

В малоформатных газетах, стремясь сэкономить площадь для  текста, нередко уменьшают шрифты заголовков и шапок. Но выигрыш в  несколько текстовых строк оборачивается  серьезным проигрышем: мелкие, невыразительные  заголовки теряются на газетной странице, а в результате важные статьи и  сообщения остаются не замеченными  читателями.15

При оформлении заголовков различных уровней на полосе важно  выдержать правильное соотношение  между их шрифтами. Подзаголовки набирают более мелкими шрифтами, чем основные заголовки. Тематический подзаголовок, стоящий под основным заголовком, обычно оформляют шрифтом на две  ступени меньше шрифта заголовка. Так, если заголовок набран шрифтом 28 пт, то для подзаголовка берут шрифт 20 пт. Эта рекомендация относится и к оформлению подшапок, стоящих над подборками или на целой полосе. Такая контрастность в размерах шрифтов заголовка и подзаголовка препятствует их смысловому объединению при чтении — взгляд читателя направлен прежде всего на основной заголовок.

Служебные подзаголовки, имеющие  вспомогательные функции, набирают в основном мелкими шрифтами — 12 и 16 пт. Для набора внутренних подзаголовков  обычно выбирают некрупные шрифты размером 10, 12, реже 16 пт. Такие заголовки должны достаточно хорошо выделяться и читаться в тексте статьи и вместе с тем  не занимать много места. При оформлении «афишкой» подзаголовки в зависимости  от их значения можно набирать шрифтами разных кеглей.

Для рубрик применяют мелкие шрифты —10, 12 кеглей, а на полосе большого формата, над важным разделом газеты или над крупной статьей — 16 и даже 20 пт. Рубрику над тематической подборкой, иногда играющую роль своеобразной шапки, набирают и более крупным  шрифтом.

Оформляя заголовки, следует  учитывать и начертания шрифтов  — различия между ними по насыщенности, ширине и наклону. Заголовки главных  материалов газетной страницы почти  всегда набирают «черными» (жирными  и полужирными) начертаниями шрифтов. Однако если мы наберем подобным образом  все заголовки на странице, это  приведет к ослаблению их воздействия  на глаз читателя — выделить какой-либо из них будет весьма затруднительно. Еще хуже будет результат, если все  заголовки оформить светлыми шрифтами: полоса будет смотреться однотонно  серой и на ней вообще трудно будет  заметить какой-либо заголовок. Поэтому  целесообразно чередовать заголовки, набранные шрифтами различных начертаний. Если, например, заголовок какой-либо статьи набран полужирным шрифтом, то заголовки соседних заметок целесообразно  оформить шрифтами светлого начертания; если шапка над полосой набрана  курсивным полужирным шрифтом, то заголовок  стоящей под нею статьи лучше  набрать прямым светлым.

Таким же образом подбирают  шрифты для заголовков, подзаголовков  и рубрик: полужирное начертание противопоставляют  светлому, прямое — курсивному, нормальное — узкому. Если заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для подзаголовка нередко выбирают светлое начертание — прямое или курсивное. Рубрика  над таким заголовком будет восприниматься легче, если ее также наберут шрифтом  контрастного начертания, например светлым  курсивом, и подчеркнут тонкой линейкой.

При необходимости можно  добиться контрастности и между  соседними заголовками, набранными шрифтами одного полужирного начертания. Для этого какой-либо из них набирают вразрядку. При этом заголовок, набранный, например, полужирным узким шрифтом, визуально будет смотреться как оформленный светлым шрифтом. Не следует забывать, что заголовок, набранный в разрядку, читается несколько хуже, чем обычный.16

 

 

Прописные и строчные шрифты

Контрастность соседних заголовков можно в некоторой степени  усилить и за счет использования  прописных и строчных шрифтов: например, набрать заголовок полужирным прописным, а подзаголовок — светлым строчным.

Сочетание прописных и  строчных шрифтов для оформления заголовков применяется и по другой причине. Давно замечено, что заголовки, набранные прописными шрифтами, гораздо  сильнее выделяются на газетной странице. Именно поэтому для большинства  заголовков используют прописные литеры.

Естественное стремление усилить воздействие заголовка  на читателей при наборе его прописными не должно приводить к ухудшению его читаемости в тех случаях, когда в заголовок входят цифры, даты, имена, фамилии или инициалы, географические названия, аббревиатуры (сокращения), то есть те элементы, которые надо выделить из общего текста. Если такой заголовок набрать прописными литерами, то это выделение исчезнет. 

Пример:

Неправильно: ПАВЕЛ КОЛОБКОВ: ЕСТЬ ПЕРВОЕ РУССКОЕ ЗОЛОТО ЛЕЙПЦИГА

Правильно: Павел Колобков: есть первое русское золото Лейпцига

При верстке малоформатной  газеты следует также учитывать, что заголовок, набранный прописными, занимает больше места, чем набранный строчными. Относительно узкие текстовые колонки на странице малого формата вынуждают использовать строчные шрифты для набора заголовков чаще, чем в газете большого формата.17

Выбор шрифтовых гарнитур

Шрифтовое оформление заголовка  начинается с выбора шрифтовой гарнитуры. Она определяет степень выделения  заголовка на газетной полосе, гармоничность  сочетания его с другими заголовками  и иные качества.

Информация о работе Анализ заголовков газеты "Комсомольская правда"