Управление финансовыми потоками в таможенной логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать управление финансовыми потоками во внешнеэкономической деятельности.
Основными задачами для определения цели данной курсовой работы является следующее:
1.определить методы оценки финансовых потоков;
2.механизм управления финансовых потоков во внешнеэкономической деятельности;
3.пути совершенствования финансовых потоков.

Файлы: 1 файл

курсач по логистике.docx

— 147.68 Кб (Скачать файл)

Если участник ВЭД заключает  договор с транспортно-экспедиторской внешнеэкономической фирмой, то у  него возникают расчеты с ним. Рассмотрим расчеты с перевозчиками. Они ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам. Порядок расчетов определяется договорами. На морском транспорте расчеты по экспортным и импортным грузам российскими грузоотправителями проводятся с морскими перевозчиками-пароходствами по договорным ценам на основе коносаментов. В международном линейном судоходстве наряду с договорными ставками применяются тарифы линейных конференций. Каждая такая конференция вырабатывает свой тариф.

Фрахт представляет собой вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов. Он выплачивается только в  случае такой доставки. В трамповом  сообщении ставку фрахта определяют при заключении чартеров в зависимости  от конъюнктуры фрахтового рынка. Фрахт, выплачиваемый по коносаментам, рассчитывается по; весу, размерам или в процентах от стоимости товаров.

Судовладелец вправе выбирать способ расчета, наиболее благоприятный для  него. Право на получение фрахта возникает у судовладельца после  выполнения им своих обязательств перед  фрахтователем. Непосредственные расчеты  ведет фрахтователь.

Плата за авиафрахт обычно исчисляется  по весу в килограммах, при этом вес  округляется на 0,5 кг в большую  сторону. Когда соотношение объем/вес превышает, плата взимается из объема груза.

Основными формами расчетов во внешнеэкономической деятельности являются:

  • банковский перевод;
  • документарное инкассо;
  • расчеты по открытому счету;
  • покупательский аванс;
  • аккредитив.

Форма расчета российского  предприятия с иностранной фирмой определяется внешнеторговым контрактом.

Банковский перевод —  это направление телеграфом или  по почте платежного поручения одного банка другому. Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему банку-корреспонденту о выплате определенной суммы денег бенефициару, предъявителю чека или иных платежных документов7.

При расчетах в форме банковского  перевода одна из сторон по контракту  всегда несет на себе риск. Для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара при платежах переводом после поставки товара, для импортера — риск не поставки товара после его предварительной оплаты, если контрактом предусмотрены авансовые платежи. Поэтому применение банковских переводов в расчетах по товарным поставкам довольно ограничено.

Документарное инкассо является более надежной по сравнению с банковским переводом. Инкассо — это поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от импортера (плательщика) определенную денежную сумму.

При документарном инкассо  платеж осуществляется против определенных документов (чаще всего, товаросопроводительных). В осуществлении этой операции участвуют продавец, покупатель, банк продавца и банк покупателя.

Схема инкассовой формы платежа: продавец отгружает товар в адрес покупателя; продавец представляет своему банку пакет товаросопроводительных документов; банк продавца пересылает документы банку покупателя; банк покупателя направляет пакет товаросопроводительных документов самому покупателю; покупатель выполняет условия инкассо, акцептует счет (вексель) и возвращает акцептованный документ своему банку; банк покупателя (поскольку покупатель выполнил условия инкассо) передает покупателю пакет товаросопроводительных документов, что означает переход права собственности на товары от продавца к покупателю; банк покупателя переводит сумму платежа банку продавца; банк продавца зачисляет деньги на счет продавца.

Покупатель именуется  плательщиком, его банк — инкассирующим  или представляющим банком. Продавец называется доверителем, а его банк — банком-ремитентом.

 При инкассировании  документов и получении по  ним платежа или акцепта банки руководствуются «Унифицированными правилами по инкассо» (Инструкция ВнешторгБанка СССР от 25.12.1985 №1 (ред. от 09.02.1991) «О порядке совершения банковских операций по международным расчетам»).

Роль банков при этой форме  платежа сводится к ведению расчетов покупателя с продавцом и передаче документов, подтверждающих право собственности на товар, от продавца к покупателю.

В экспортно-импортных операциях  применяются расчеты по открытому  счету. Продавец     отгружает   товар    покупателю    и   направляет    в    его   адрес товарораспорядительные документы. Затем зачисляет сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Для экспортера это самая невыгодная форма расчетов. Покупатель погашает свою задолженность по этому счету в обусловленные контрактом сроки. В большинстве случаев, если покупатель не использовал

до конца данный срок и  оплатил счет раньше, ему представляется особая скидка–сконто (от 2 до 5%).

Для покупателя (импортера) открытый счет является выгодной формой расчетов и получения кредита, так как отсутствует риск оплаты не поставленного товара, а проценты за пользование кредитом обычно не взимаются.

Этот вид оплаты характеризуется  наличием определенного риска для  продавца при неплатежеспособности покупателя или его нежелании платить. Степень риска можно уменьшить, включив в договор оговорку об условиях перехода прав собственности на товар.

В международной торговле используется покупательский аванс  как форма кредитования экспортеров импортерами при закупках ими дорогостоящего оборудования. Покупатель оплачивает продавцу всю стоимость товара до его поставки. Этот вид оплаты связан с риском для покупателя не получить товар вообще или получить некачественный товар.

Аккредитивная форма платежа (аккредитив покупателя на имя продавца)8: покупатель дает указание своему банку (в форме аккредитивного письма) об открытии в банке продавца аккредитива на имя продавца на указанных условиях; банк покупателя открывает на имя продавца аккредитив в банке продавца и передает указания об условиях перевода сумм с аккредитива на счет продавца; банк продавца открывает на имя продавца аккредитив на сумму и условиях, переданных банком покупателя; продавец, убедившись, что аккредитив открыт, направляет в адрес покупателя товары в соответствии с условиями договора; отгрузив товары в адрес покупателя, продавец передает своему банку пакет товаросопроводительных документов, свидетельствующих о выполнении им договорных обязательств; банк продавца зачисляет сумму с аккредитива на банковский счет продавца (предварительно осуществив проверку соответствия условиям аккредитива).

Банк при осуществлении  операций по аккредитивам имеет дело только с документами, но не с товарами, услугами. Поскольку расчеты производятся против документов, но эта форма расчетов носит наименование документарный аккредитив и в международных расчетах регулируется «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов» (редакция 1983 г., Международная торговая палата).

Аккредитивная форма платежа  используется в интересах продавца (ему даются весьма существенные гарантии оплаты).

Платежи по аккредитиву осуществляются по предоставлению следующих документов:

1)    коммерческая  фактура;

2)    полис грузового  страхования (при перевозках водным путем на базисных условиях);

3)    дубликат    железнодорожной     накладной    или   коносамент,    или   дубликат автотранспортной накладной;

4)    свидетельство  о происхождении товара;

5)    упаковочный  лист.

Приказодатель определяет свои отношения с банком-эмитентом  в заявлении банку об открытии аккредитива. В этом заявлении содержатся все важные, предусмотренные договором  купли-продажи, условия. Таким образом, логистическая цепь, по которой проходит финансовый поток, включает звенья: импортер – банк – эмитент – банк экспортера – экспортер.

 

2.2. Совершенствования  управления финансовых потоков  в таможенной логистике

Ни один из видов текущих  финансовых планов предприятия, ни одна из его крупных хозяйственных  операций не может быть разработана  вне связи с планируемыми финансовыми потоками по ним. Концентрация всех видов планируемых финансовых потоков предприятия получает свое отражение в специальном плановом документе – плане поступления и расходования денежных средств, который является одной из основных форм текущего финансового плана предприятия.

Все факторы, влияющие на формирование финансовых потоков, можно разделить на внешние и внутренние9.

К внешним факторам относятся: конъюнктура товарного и финансового  рынков, система налогообложения  предприятий, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей  продукции (правила делового оборота), система осуществления расчетных  операций хозяйствующих субъектов, доступность внешних источников финансирования (кредитов, займов, целевого финансирования).

Среди внутренних факторов следует выделить стадию жизненного цикла, на которой находится предприятие, продолжительность операционного  и производственного циклов, сезонность производства и реализации продукции, амортизационную политику предприятия, неотложность инвестиционных программ, личные качества и профессионализм  руководящего звена предприятия.

Построение системы управления финансовыми потоками должно базироваться на следующих принципах10:

  • информативной достоверности и прозрачности;
  • плановости и контроля;
  • платежеспособности и ликвидности;
  • рациональности и эффективности.

Основой управления является наличие оперативной и достоверной  учетной информации, формируемой  на базе бухгалтерского и управленческого  учета. Состав такой информации весьма разнообразен: движение средств на счетах и в кассе предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность  предприятия, бюджеты налоговых  платежей, графики выдачи и погашения  кредитов, уплаты процентов, бюджеты  предстоящих закупок, требующих  предварительной оплаты, и многое другое.

Сама же информация поступает  из различных источников, ее сбор и  систематизация должны быть отлажены с особой тщательностью, поскольку  запаздывание и ошибки при предоставлении информации могут привести к серьезным  последствиям для всей компании в  целом. При этом каждое предприятие  самостоятельно определяет формат предоставления, периодичность сбора информации, схему документооборота. 
Но главная роль в управлении финансовыми потоками отводится обеспечению их сбалансированности по видам, объемам, временным интервалам и другим существенным характеристикам. Для успешного решения этой задачи, нужно внедрить на предприятии системы планирования, учета, анализа и контроля. Ведь планирование хозяйственной деятельности предприятия в целом и движения финансовых потоков в частности существенно повышает эффективность управления финансовыми потоками, что приводит к:

  • сокращению текущих потребностей предприятия в них на основе увеличения оборачиваемости денежных активов и дебиторской задолженности, а также выбора рациональной структуры денежных потоков;
  • эффективному использованию временно свободных денежных средств (в том числе страховых остатков) путем осуществления финансовых инвестиций предприятия;
  • обеспечению профицита денежных средств и необходимой платежеспособности предприятия в текущем периоде путем синхронизации положительного и отрицательного денежного потока в разрезе каждого временного интервала.

С целью совершенствования  управления финансовыми потоками на предприятии предлагается проведение следующих мероприятий:

  • в краткосрочном периоде:
  • увеличение размера ценовых скидок за наличный расчет по реализованной покупателям продукции;
  • обеспечение частичной или полной предоплаты за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом;
  • сокращение сроков кредитования покупателей;
  • ускорение инкассации дебиторской задолженности;
  • использование современных финансовых инструментов рефинансирования дебиторской задолженности;
  • увеличение сроков предоставления предприятию товарного кредита со стороны поставщиков;
  • замена приобретения долгосрочных активов, требующих обновления, на их аренду;
  • реструктуризация портфеля финансовых кредитов путем перевода краткосрочных их видов в долгосрочные.
  • в долгосрочном периоде:
  • привлечение стратегических инвесторов с целью увеличения объема собственного капитала;
  • привлечение долгосрочных финансовых кредитов;
  • продажа части (или всего объема) финансовых инструментов инвестирования;
  • продажа (или сдача в аренду) неиспользуемых видов основных средств;
  • сокращение объема и состава реальных инвестиционных программ;
  • отказ от финансового инвестирования;
  • снижение суммы постоянных издержек предприятия.

Информация о работе Управление финансовыми потоками в таможенной логистике