Транспортная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система развита неадекватно требованиям рынка (например, пропускная способность транспортной сети недостаточна для освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует гибкая тарифная политика и т. д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие национальное благосостояние, по крайней мере, не улучшается.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы транспортной логистики 5
1.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики 5
1.2 Показатели использования транспортных средств, методика их расчет. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Файлы: 1 файл

реф логист.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы транспортной логистики 5

1.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной  логистики 5

1.2 Показатели использования  транспортных средств, методика  их расчет. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной чертой XXI века являются процессы глобализации жизни  мирового сообщества. Применительно  к транспорту это означает, что  отныне все достоинства и недостатки транспортной системы той или  иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Так, если национальная транспортная система  развита неадекватно требованиям  рынка (например, пропускная способность  транспортной сети недостаточна для  освоения существующих и прогнозируемых объемов перевозок, отсутствует  гибкая тарифная политика и т. д.), то экспортно-импортный потенциал страны снижается и как следствие  национальное благосостояние, по крайней  мере, не улучшается.

Транспортная логистика - это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными  перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий  и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через  экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется  ещё один элемент - единый оператор интермодальных перевозок, который  управляет информационным потоком  и координирует действия.

В настоящее время в  Беларуси логистические технологии стали находить широкое применение в различных отраслях хозяйственной  деятельности. Для принятия и оптимизации  решения в области логистики  следует проводить комплексные  исследования с учетом интересов  грузовладельцев. Сегодня как никогда  актуальны задачи увеличения объемов  перевозок, повышения экономической  эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам - быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы транспортной логистики

1.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики

Транспорту принадлежит  особая роль в народном хозяйстве  страны, он связывает воедино все  отрасли производства, обеспечивая  перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Значительная часть операций на пути движения материалопотока от источника сырья до конечного  потребителя осуществляется с помощью  различных транспортных средств, при  этом затраты на транспортирование  достигают 50% общих затрат. Задачи транспортной логистики:

- обеспечение технического  соответствия участников транспортного  процесса - согласованность параметров  транспортных средств;

- обеспечение технологического  соответствия участников транспортного  процесса - применение единой технологии  транспортировки;

- согласование экономических  интересов участников транспортного  процесса - общая методология построения  тарифной системы;

- использование единых  систем планирования - разработка  и применение планов-графиков  для различных видов транспорта;

- создание транспортных  коридоров, выбор вида транспорта, выбор типа транспортного средства, выбор маршрута и др.

Транспортной системе  присущи черты, свойственные любой  другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями  народного хозяйства транспорт  обладает целым рядом специфических  особенностей, порождаемых характером производственного процесса.

В процессе своего функционирования транспортная система не создает  нового материального продукта, ее продукцией является сам процесс  перемещения грузов и пассажиров;

В отличие от продукции  других отраслей транспортная продукция  не взаимозаменяема: превышение объема перевозок какого-либо груза между  одними пунктами не может скомпенсировать  невыполнение перевозок того же груза между другими пунктами. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, т. е. непредставление транспортных услуг в один период времени не может быть скомпенсировано перевыполнением их в другой период времени;

Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в  постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного  процесса, воздействие большого числа  случайных факторов обусловливают  чрезвычайную сложность управления транспортной системой.

Базовым системообразующим  элементом товарных (материальных, экономических) систем является логистическая  промышленная система, определяемая как  «экономическая система, обеспечивающая в рамках осуществляемого в течение  определенного периода времени  воспроизводственного цикла определенного  товара выполнение необходимых вещественных, количественных, пространственных, временных  и институциональных трансформаций  материального продукта и материального  потока». Транспорт, являясь неотъемлемой частью этой системы и действуя на невещественных стадиях воспроизводственного цикла товара, осуществляет комплекс операций, направленных на реализацию процессов распределения, снабжения  и сбыта товаров.

При этом на транспорте, как  и во всей сервисной экономике, потребительские  предпочтения существенно влияют на функцию маркетинга и организационные  структуры управления. В сервисной  экономике главным фактором, определяющим успех маркетинговой политики организации, является способность ее маркетологов уяснить систему потребительских  предпочтений, выявить тенденции  ее развития и на этой основе наметить меры по наилучшему удовлетворению требований потребителей.

Взаимодействие маркетинга и логистики в деятельности транспортных организаций имеет свои особенности. Действительно транспорт присутствует в виде обязательного компонента в любой другой составляющей логистики (закупочной, производственной или распределительной логистики) и в то же время крайне зависим от потребителей транспортных услуг. В связи с этим транспортная логистика невозможна без серьезных маркетинговых исследований, направленных в первую очередь на изучение мотивов спроса и неудовлетворенных потребностей потребителей.

Транспортная логистика  может быть реализована только как  синтез деятельности логиста предприятия, координатора перевозки (транспортно - логистического посредника) и перевозчика.

Значение транспортной логистики  заключается в организации перемещения  материального потока транспортом  общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов  рынка (грузовладельцев). В связи  с этим инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в  начале логистической цепи (цепочки  поставок).

Таким образом, грузовладелец  понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность  выбора того вида транспорта, который  удовлетворяет его с точки  зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика  в рамках транспортной логистики - это  формирование конкурентоспособных  транспортных составляющих логистических  систем экономических субъектов  рынка (грузовладельцев), позволяющих  удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности  перемещения продукции, но и при  обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозки.

В условиях рыночной экономики  взаимоотношения между экономическими субъектами рынка (грузовладельцами) и  перевозчиками принципиально изменились:

- создан потребительский  рынок транспортных и других  логистических услуг, в котором  приоритет выбора вида транспорта  и транспортной схемы принадлежит покупателю его услуг, а не планирующим органам, которые централизованно прикрепляли производителей к различным перевозчикам;

- возникла необходимость изучения спроса на транспортные и другие логистические услуги, которое должно проводиться не для грузоотправителей вообще, а с учетом их сегментации: по роду груза, дальности перевозки, количеству предъявляемого груза и др.;

- разработка мероприятий по повышению прибыльности транспортной организации должна строиться именно с учетом сегментации рынка, а не для среднестатистического грузоотправителя, так как требования клиентов, их критерии предпочтения к качеству перевозок в разных сегментах отличаются.

Привлекательность любого вида транспорта, и в первую очередь  в экономическом аспекте, должна обеспечиваться за счет удовлетворения потребностей покупателей транспортных услуг и создания таких условий, при которых материальный поток  доводится до конечного потребителя  с минимальным участием грузовладельца.

Транспорт в экономике  страны выполняет двоякую роль: во-первых, он присутствует как составная часть  или компонент в любых других типах деловой логистики (логистике  снабжения, логистике распределения  и сбыта, производственной логистике, логистике сбора и переработки  отходов производства, торговой логистике); во-вторых, транспорт представляет собой одну из отраслей экономики, в  которой также развивается предпринимательская  деятельность: транспорт предлагает на рынок товаров и услуг свою продукцию - транспортные услуги, за которые  получает доходы и имеет прибыль. Функциональную структуру деятельности перевозчика в рамках транспортной логистики (логистику грузовых перевозок) можно представить следующими взаимосвязанными блоками .

Если говорить о логистике  вообще, то необходимо сказать, что  потребность в ней возникает  при необходимости оптимизации  взаимодействия всех звеньев логистической  цепи в условиях дефицита ресурсов и многовариантности возможных решений, где в качестве критерия оптимальности выступает, как правило, минимизация затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Показатели использования транспортных средств, методика их расчет.

 

Транспортные средства и  транспортные коммуникации характеризуются  высокой капитальностью. Поэтому  вполне справедливым является утверждение  большинства ученых - экономистов, о  том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается  только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов  перевозок товаров автомобильным  транспортом, в том числе принадлежащим  торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования.

           К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности  работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели. Так, использование парка подвижного состава можно оценить при  помощи коэффициентов технической  готовности и выпуска.

Улучшению использования  грузоподъемности автотранспортных средств  в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов  их доставки.

К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует  уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев  автомобиль поехав за товаром, приезжает  ни с чем, сделав холостой пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных  грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена  в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой  освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом  издержки обращения.

В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в  том числе на бензин и дизельное  топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой  показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

Этот показатель, как впрочем  и другие, необходимо анализировать  не только в динамике за несколько  лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным  предприятиям, а также с нормативными данными.

Информация о работе Транспортная политика