Транспортная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — это отрасль материального производства. осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Файлы: 1 файл

Транспортная логистика.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

Для обеспечения транспортировки  своей продукции используется 2 основных вида транспорта: железнодорожный и автомобильный. К услугам железнодорожного транспорта предприятие прибегает достаточно редко, в случае заключения договора на поставку продукции значительного объема и на дальние расстояния, т.е. когда автомобильным транспортом доставку осуществлять нецелесообразно. Например, в сентябре текущего года для МП «Гартал-94» в Республику Азербайджан (Приложение Б ) и для ТОО «Темир Гранд» в Республику Казахстан (Приложение В) поставка товара осуществлялась с использованием железнодорожного транспорта.

 

В остальном предприятие  обходится своим автотранспортом. В 2009 году предприятие приобрело  дополнительно к своему уже имеющемуся транспорту три МАЗа грузоподъемностью  два по 20 т и один - 12 тонн, тем  самым устранив необходимость привлечения  сторонних организаций-перевозчиков для транспортировки грузов на дальние расстояния.

 

Обязанности по обеспечению  сохранности и надлежащей эксплуатационной готовности всех транспортных средств  на предприятии закреплены за транспортным участком, который в ходе работы руководствуется Положением о транспортном участке, утвержденным Генеральным директором (Приложение Г). Одной из функций участка является рациональное распределение транспортных средств согласно заявкам. А именно, структурные подразделения предприятия подают заявки (Приложение Д) с указанием категории и веса груза, маршрута и другой необходимой информации, а начальник транспортного участка распределяет и выделяет соответствующий транспорт.

 

Количество транспорта, имеющегося на предприятии представлено в таблице 2 .

 

Таблица 2 - Список автотранспорта предприятия РУПП "Ольса" и  анализ использования транспорта за октябрь 2010 года

Марка автомобиля  

Вид топлива  

Количество дней простоя  за октябрь  

Количество дней работы за октябрь  

Количество дней ремонта 

 

1 ГАЗ 3110  

АИ-92  

21   

 

2 ВАЗ 21099  

АИ-92   

21  

 

3 МАЗ 437130  

д/т   

21  

 

4 ГАЗ 2705  

АИ-92  

5  

16  

 

5 Погрузчик TOYOTA 02-7FD18    

21  

 

6 ГАЗ 33021  

АИ-92  

3  

15  

3

 

7 ГАЗ 33021  

Н-80   

21  

 

8 МАЗ 6312А5  

д/т   

21  

 

9 ГАЗ 3307  

Н-80   

14  

7

 

10 ГАЗ-САЗ 3507  

Н-80   

19  

2

 

11 ЗИЛ 4502  

Н-80  

20  

1  

 

12 ЗИЛ 441510(б/т)  

Н-80   

20  

1

 

13 МАЗ 5440А8  

д/т   

21  

 

14 Шкода Супер Б   

АИ-92   

21  

 

15 дизпогрузчик 3т  

д/т    

21

 

16 дизпогрузчик 1,5т  

д/т  

10  

11  

 

итого   

59  

243  

34

 

 

По представленным в  таблице 2 данным можно рассчитать коэффициент  технической готовности (Кг) подвижного состава к работе по формуле (1):

 

Кг=АДг/АДс,

 

В нашем случае АДс  будет равен: 21*16-34=336 дн.,

 

а показатель АДг: 21*16-34=302 дн.

 

Получим Кг=302/336=0,9

 

Коэффициент выпуска  подвижного состава можно определить по формуле (2):

 

Кв=АДэ/АДс,

 

Получим Кв=243/336=0,72

 

Указанные показатели можно  улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей  своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

 

На предприятии не осуществляется планирование и разработка маршрутов на определенный период. Поставки сырья и материалов производятся согласно потребностям производства на основании ежемесячно утверждаемого Генеральным директором Плана-задания на выпуск продукции в согласовании с главным инженером, отделом планово-экономической и аналитической работы и производственно-диспетчерским отделом (Приложение Е). Согласно вышеуказанному плану-заданию отделом материально-технического снабжения просчитывается дефицит сырья и материалов на месяц (Приложение Ж) и далее исходя из полученной потребности производства согласно заключенным договорам на поставку сырья и материалов обеспечивается поставка. Для этого отдел материально-технического снабжения подает заявку транспортному участку с указанием маршрута, категории и веса груза и дату поездки, согласованную с предприятием-поставщиком. Начальник транспортного участка осуществляет выделение транспорта и поставку сырья и материалов на завод.

 

Поставка собственной  продукции предприятия в городскую  сеть магазинов производится транспортом  заказчика.

 

Ежемесячно по транспортному  участку составляется материальный отчет, в котором отражаются расходы, понесенные в разрезе транспортных средств (Приложение К). Согласно отчету за октябрь наибольшую статью расходов на транспорте составляют расходы на топливо (86,9%).

 

В структуре себестоимости  продукции РУПП «Ольса» за 2009 год  транспортные расходы составили 1,2 % производственной себестоимости.

 

Анализ и расчеты  по эффективности грузоперевозок на предприятии производит отдел планово-экономической  и аналитической работы. Так, к  примеру, производились расчеты  о выгодности использования собственного автотранспорта по сравнению с привлечением сторонних перевозчиков по маршруту п. Войсково Ленинградской области (Приложение Л). Расчет показал, что расходы на транспортировку собственным транспортом экономичнее.

 

Однако комплексная  система показателей, позволяющая  производить сравнительный анализ экономической эффективности транспортной деятельности на предприятии за определенные периоды времени, отсутствует. Производятся лишь разовые расчеты по требованию руководства. Так, на пример, согласно расчету стоимости транспортных расходов по доставке продукции по маршруту г. Есипово – г. Могилев от 09.09.2010 автомобилем МАЗ 5440 А8 показывает, что транспортные расходы включают в себя:

 

1.Стоимость собственно  транспортных услуг - 90,6 %, которые  рассчитываются путем умножения  расстояния на стоимость 1 км пробега с добавлением стоимости использования автомобиля (время использования умноженное на стоимость 1 часа использования автомобиля);

 

2. Командировочные расходы  – 9,4 %.

 

 

3. Пути совершенствования  транспортной логистики на РУПП  «Ольса»

 

Использование собственного автосостава выгодно и удобно в случае рационального его использования, эффективного распределения транспорта, четкого логистического подхода. Отсутствие данных условий и является одной  из важных проблем предприятия.

 

Во-первых, отсутствие сквозного управления логистическими функциями, включая планирование, учет, контроль. Каждое подразделение несет ответственность за свой блок, не заботясь о конечном результате для всего предприятия. Не проводится комплексный сравнительный анализ и не разрабатываются проектные материалы по возможному более эффективному логистическому подходу.

 

Во-вторых, отсутствие на предприятии звена, компетентного  в области логистики, необходимого для построения логистических цепочек  с целью минимизации затрат и соответственно снижения себестоимости продукции.

 

Например, в ряде случаев  транспорт, направленный для поставки товара покупателю, обратно приезжает  ни с чем, сделав холосто пробег, чего можно было бы избежать, если бы на предприятии специалистами прорабатывался вопрос возможности поиска обрата, к примеру, путем доставки попутного груза сторонним организациям.

 

Рассмотрим пример отправки груза по маршруту г. Есипово Московской области, Солнечногорский район  ООО «ИКЕА Торг». Продукция предприятия направляется собственным транспортом (Приложение Н). Согласно расчету стоимости транспортных расходов по доставке продукции по маршруту: г. Есипово – г. Могилев (Приложение П) стоимость транспортных расходов с учетом командировочных составляет порядка 2 млн. р. Учитывая то, что автомобиль на обратном пути едет пустым, вся стоимость расходов на транспортировку целиком ложится на стоимость продукции.

 

Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о возможном  исключении холостого пробега, тем  самым минимизировать расходы на транспортировку продукции. Есть несколько вариантов решения данного вопроса:

 

а) В настоящее время  множество ресурсов, в том числе  и Интернет-ресурсов, предлагающих поиск транспорта и груза по различным  направлениям (например http://www.autoban.by/transport, http://www.della.by/search/ и др.). Зная заранее время поставки товара можно найти предприятие, нуждающееся в доставке груза из Московской области в Беларусь;

 

б) На предприятии заключены  договора с ОАО «Борский трубный  завод» в г. Бор Московской области на поставку трубы и ООО «Мегатекс» в г. Иваново Московской области на поставку тканей. Таким образом, целесообразно рассмотреть и изучить возможность проработки маршрута с заездом на обратном пути на данные предприятия за необходимой продукцией. Для этого необходимо составить цепочку, сопоставив потребности в поставке на завод материалов со сроками отгрузки товара на ООО «ИКЕА Торг», т.е. требуется взаимодействие структурных подразделений по сбыту и снабжению;

 

в) Рассмотреть вопрос заключения параллельного договора с ООО «ИКЕА Торг» на приобретение продукции данной компании для дальнейшей ее реализации на базе своего магазина «Ольса». Как известно IKEA выпускает мебель и аксессуары для дома — всего около 9,5 тыс. наименований. Сегодня продукция присутствует в Беларуси, но через посредников и приобрести ее можно только в г. Минске, Гомеле и Солигорске. Анализируя рынок г. Могилева без труда можно отметить довольно «скупой» выбор такого вида продукции, как к примеру, товары для интерьера дома. Одновременно, можно отметить, что в последние годы спрос на стильные, современные аксессуары для дома, дизайнерские предметы для интерьера возрос и не обеспечен предложением. Появление данного рода продукции в г. Могилеве было бы оправдано с точки зрения как покупательского спроса, так и интересов РУПП «Ольса», которое в свою очередь могло бы не только более эффективно использовать свой транспорт, но и получать дополнительную прибыль от реализации продукции IKEA.

 

Рассмотрим более подробно вариант «а». Согласно Приложению Р в октябре 2010 года предприятием производилось 5 поездок по доставке товара в адрес магазинов ООО «Икеа-Торг». По договору с поставщиком «Ольса» поставляет на «Икеа» Кровать-тумбу гостевую «Силинг». В октябре поставлено было 4 830 шт данной продукции (Приложение Р). Отпускная цена РУПП «Ольса» за единицу изделия (для Российского рынка) составляет 109 954 белорусских рублей, в т.ч. транспортные расходы – 4 297 белорусских рублей (Приложение С).

 

Рассчитаем стоимость  всего объема поставленной продукции:

 

109 954*4 830=531 077 820 (белорусских  рублей),

 

В т.ч. транспортные расходы:

 

4 297*4 830=20 754 510 (белорусских  рублей)

 

Себестоимость данного  вида продукции, сложившаяся в октябре 2010 года, составила 91 335 белорусских  рублей(Приложение Т). Рассчитаем себестоимость 4 830 шт продукции:

 

91 335*4 830=441 148 050(белорусских  рублей)

 

Получим прибыль предприятия  от реализации продукции (Пр) на «Икеа-Торг»:

 

Пр=531 077 820 - 441 148 050=89 929 770(белорусских  рублей)

 

Допустим, на каждую из 5 поездок по данному маршруту предприятием найдена сторонняя организация-заказчик по доставке товара в г. Могилев. Предположим, товар будет поставляться объемом 10 т (минимально). Расстояние от Московской области до г. Могилева примем 760 км (согласно таблице расстояний между городами Есипово и Могилев – 753 км). Учитывая действующие тарифы на транспортировку (в среднем 250 р. за 1 т/км пробега), получим стоимость оказанных услуг за одну поездку в размере:

 

250*760*10 = 1 900 000(белорусских  рублей),

 

Стоимость услуг за 5 поставок:

 

1 900 000*5 = 9 500 000(белорусских  рублей).

 

Таким образом, получение  дополнительной прибыли от оказания транспортных услуг позволит предприятию  перекрыть собственные расходы  на поставку продукции и соответственно увеличить прибыль.

 

Однако, в процессе организации  предприятием данного вида деятельности, а именно оказания транспортных услуг  сторонним организациям, возникают  много вопросов. Как установить цену на транспортные услуги, учитывая, что  они по своему роду будут различны и оказываться будут эпизодически, когда транспорт не будет загружен при осуществлении основного вида деятельности? Какие при этом предприятию необходимо иметь документы на оказание транспортных услуг?

 

Также организации, не специализирующейся на автоперевозках, достаточно сложно соблюсти все требования, которые выдвигаются к лицензиату при получении лицензии и дальнейшем осуществлении такой деятельности.

 

На все виды транспортных услуг, которые планирует оказывать  организация, следует разработать и утвердить тарифы, которые формируются согласно Положению о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минэкономики и Минтранса РБ от 12.04.2001 № 74/8 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение № 74/8).

 

Положение № 74/8 является обязательным для всех юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов и  пассажиров автомобильным транспортом  в Республике Беларусь, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения.

 

Таким образом, для неспециализированной организации разработка тарифов на перевозки является достаточно сложным процессом.

 

Выходом из положения  в данной ситуации может быть сдача  транспортных средств с экипажем в аренду, в т.ч. в почасовую. В  соответствии с Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Декрет № 17) аренда не является лицензируемым видом деятельности. Кроме того, экономическое обоснование установленного размера арендной платы арендодателями не производится. Такой вывод можно сделать на основании заключения Конституционного Суда РБ от 07.02.2002 № З-137/2002, в котором сказано, что договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг. В связи с этим к арендодателям не могут применяться меры ответственности, предусмотренные законодательством о ценообразовании.[4]

Информация о работе Транспортная логистика