Сущность, функции и задачи логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике приводится значительное количество определений логистики. Остановимся на одном из них.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе поставки материальных ресурсов до предприятия, их потребления в процессе производства и доставки готовой продукции до потребителя в соответствии с его потребностями.

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 106.53 Кб (Скачать файл)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    1. Сущность, функции и задачи логистики

В современной экономике приводится значительное количество определений логистики. Остановимся на одном из них.

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе поставки материальных ресурсов до предприятия, их потребления в процессе производства и доставки готовой продукции до потребителя в соответствии с его потребностями. На всем этом пути движению материальных потоков способствует получение, хранение, обработка и передача соответствующей информации.

Объектом изучения логистики в основном являются материальные потоки, а также связанные с ними информационные и финансовые потоки.

Материальный поток образуется в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья, заканчивая конечным потребителем.

Из определения логистики следует, что она является системой, содержащей функциональные области. Логистическую структуру можно выразить такими функциональными областями, как запасы, информация, складирование и складская обработка, транспортировка продукции и другие области.

Основные проблемы, решаемые в этих областях:

1) планирование материальных запасов;

2) транспортировка продукции – выбор вида транспорта, составление графиков обслуживания потребителей;

3) складирование и складская обработка – размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д.;

4) информация – обработка заказов,  прогнозирование спроса;

5) другие функциональные области логистики – кадры, обслуживающее производство. [5, с. 17]

Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции управляют движением материальных ценностей в области снабжения, производства и распределения.

В сфере снабжения – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика – это управление, которое включает контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движении товара на склады и рынки сбыта.

Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю. К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения.

Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая. [8, с. 4]

Системообразующая функция отвечает за организацию системы управления всеми ресурсами. Интегрирующая функция объединяет, согласует  и координирует действия участников логистического процесса внутри предприятия. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат. Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством и с минимально возможными издержками.

Задачи, стоящие перед логистикой, делятся на частные, общие и глобальные. Главной глобальной задачей логистики является достижение максимального эффекта с минимальными затратами.

К общим задачам относят:

  1. Создание системы регулирования материальных и информационных потоков;
  2. Прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;
  3. Определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;
  4. Выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;
  5. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

  1. Создание минимальных запасов;
  2. Максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;
  3. Сокращение времени перевозок. [8, с. 7]
    1. Функции и задачи распределительной логистики

Предметом изучения в распределительной логистике является оптимизация  процесса  продвижения продукта от производителя  к конечному  потребителю, а также управление им. На основе данного определения экономическую сущность распределительной логистики можно определить следующим образом.

Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.

При этом должна выдерживаться общая цель логистики – максимальное удовлетворение запросов потребителя, т.е. выполняться «шесть правил логистики»: поставка потребителю нужного товара необходимого качества в необходимом количестве в нужное время  и в нужное место с минимальными затратами.

Распределительная логистика  для реализации своей экономической сути должна решать целый ряд задач. Состав задач распределительной логистики  зависит от уровня логистической системы. На уровне предприятия распределительная логистика ставит и решает следующие задачи:

  • планирование процесса реализации;
  • организация получения и обработки заявок;
  • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль за транспортировкой;
  • организация послереализационного обслуживания.

В макро- и мезологистических системах к задачам распределительной логистики относят:

  • выбор схемы распределения материального потока;
  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
  • определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по определенной территории, в стране, в международных объединениях.

Функции распределительной логистики включают:

1) оценку платежеспособного спроса потребителей;

2) формирование рационального портфеля заказов товаропроизводителя;

3) оптимальную загрузку производственных мощностей заказами потребителей;

4) разработку ассортиментного плана производства и контроль его исполнения;

5) проведение количественной и качественной приемки готовой продукции и предпродажной подготовки товаров;

6) установление хозяйственных связей по поставкам готовой продукции и выбор каналов товародвижения;

7) проектирование каналов распределения готовой продукции и их оптимизацию;

8) создание складского и тарного хозяйства, системы хранения переработки и транспортировки готовой продукции;

9) анализ, планирование, организация и регулирование логистического сервиса;

10) анализ, планирование, контроль и регулирование сбытовой деятельности предприятий-производителей.

Некоторые авторы, исходя из общих функций распределительной логистики (определение покупательского спроса и организация его удовлетворения; накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции; выбор рациональных форм товародвижения), рассматривают три аспекта распределения: коммерческое, канальное и физическое.

Коммерческое распределение занимается управлением сбытовой деятельностью, т.е. выполняет функции анализа, планирования, контроля и регулирования сбыта.

Канальное распределение – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на всем пути следования oт производителя к потребителю.

Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования и т. п., т.е. деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением готовых изделий от места их происхождения к местам их потребления. Эквивалентом физическому распределению в логистике можно считать процесс товародвижения в маркетинге. [10,с. 26]

 

 

    1. Определение логистических каналов и цепей

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных, участников, осуществляющих доведение материальных (и сопутствующих им) потоков от производителей первого уровня до их конечных потребителей. [1, с. 6]

Логистический канал может быть обеспечен множеством различных участников. После того, как сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика первого уровня к конечному потребителю, логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Она представляет собой линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного звена логистической цепи к другому.

К участникам логистического канала распределения относятся производители и посредники.

Участники логистического канала выполняют ряд очень важных функций:

  • Исследовательская работа – сбор информации, необходимой для анализа и планирования  товарно-денежного обмена, т. е. проведение логистических исследований.
  • Стимулирование сбыта и формирование спроса – создание и распространение информации о товаре, проведение  рекламных акций и мероприятий, использование связей с общественностью и других средств продвижения товаров.
  • Установление и поддержание контактов с клиентами и партнерами – налаживание связей с потенциальными и поддержание  контактов с существующими, реальными покупателями, поставщиками,  деловыми партнерами. Это предполагает обмен информацией и создание информационных каналов, коммуникаций.
  • Приспособление товара к запросам потребителей – адаптация товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж, регулировка  и упаковка. Это сфера обслуживания потребителей и сервиса (предпродажного, в процессе обмена и послепродажного).
  • Проведение переговоров, заключение договоров – процедуры согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи прав собственности или владения, распоряжения.
  • Организация товародвижения – транспортировка, перегрузочные операции, складская переработка с помощью средств механизации и складирование товара.
  • Управление запасами – применение современных моделей в сфере управления запасами готовой продукции у продуцента, товарными запасами у посредников и у потребителей.
  • Финансирование – изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала, предоставление кредитов покупателям и финансирование поставщиков через предоплату.
  • Принятие риска – принятие на себя ответственности по функционированию канала, принятие специфических рисков, присущих деятельности участников каналов, а также рисков, существующих для всех субъектов хозяйствования.[7, с. 46]

Производитель может ликвидировать или заменить участников в логистической системе, но, ни одна функция не может быть ликвидирована. Когда один из участников системы ликвидируется, его функции передаются либо уже существующим, либо вновь созданным участникам. Производитель может и не прибегать к услугам посредников, но в этом случае все функции он будет выполнять сам. Выполнение всех этих функций требует финансовых ресурсов, и они могут быть выполнены более качественно и с наименьшими затратами благодаря специализации.  Если производитель самостоятельно выполняет эти функции, то возрастают издержки и увеличивается цена товара.

При передаче ряда функций посредникам, издержки производителя будут более низкими. Однако посредники могут и сами увеличивать цену товара, покрывая свои издержки по товародвижению. Поэтому основным управленческим решением производителя в области товародвижения является выбор числа участников цепи, при котором распределение функций между ними позволит минимизировать издержки обращения при своевременном и качественном предложении целевому рынку необходимого ассортимента товаров.

Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать производственный  ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в торговый ассортимент товаров, необходимый потребителям. Производители выпускают ограниченный ассортимент продукции в больших объемах, потребителям же необходим широкий ассортимент товаров в небольших или средних количествах. Выполняя свои функции в цепи поставок, посредники закупают у различных производителей большие партии продукции, затем дробят эту совокупность на части, включающие в себя весь ассортимент продукции, необходимой потребителям.

Таким образом, посредники играют важную роль в обеспечении соответствия между спросом и предложением. Из-за специализации посреднических организаций они часто выполняют перечисленные функции распределения более эффективно.   

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного звена логистической цепи к другому.

Основные характеристики логистической цепи:

Уровень – вид участника, выполняющего свои функции по производству и/или передаче товарного потока и прав собственности на него к другому виду участников или к потребителю;

Ширина – характеризуется числом независимых участников в цепи поставок товаров на отдельных уровнях;

Длина – определяется числом уровней в цепи поставок;

Информация о работе Сущность, функции и задачи логистики