Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:00, доклад

Описание работы

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на макро-, так и на микроуровне.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Специфика Логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на макро-, так и на микроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий, Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно . При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория "сквозной материальный поток". В результате показатели этого потока, такие как его себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток . При этом обособленность предприятий  — звеньев материала проводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую  последовательно проходит некоторый  материальный поток, чаще всего состоит  из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного и подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками, в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития логистики

В современной экономике  выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый  этап — 60-е гг., характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2. Интеграция  отдельных функций физического  распределения материалов может  дать существенный экономический  эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй  этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. ХХ в. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются  следующим:

♦ быстрый рост стоимости  физического распределения;

♦ рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

♦ долгосрочное планирование в области логистики;

♦ широкое использование  компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

♦ централизация физического  распределения;

♦ резкое сокращение запасов  в материалопроводящих цепях;

♦ четкое определение  действительных издержек распределения;

♦ определение и осуществление  мер по уменьшению стоимости продвижения  материального потока до конечного  потребителя.

 

Третий  этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

♦ появляются фундаментальные  изменения в организации и  управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

♦ современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое  прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;

♦ развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в  сфере логистики;

♦ концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;

♦ совокупность материалопроводящих  субъектов приобретает целостный  характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Термином " Логистика "пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Так выдающийся немецкий математик Г.В. Лейбниц (1646—1716) использовал этот термин в значении «математической логики».

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в необходимых количествах обеспечивать армию оружием.

Поэтому, во многих западных странах  логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу  хозяйственной практики. Первоначально  она оформилась как новое направление об управлении материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой - накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов в США, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения трансформировались в самостоятельные научные направления.

Большое развитие логистика  получила в 60-70-ые годы в Японии, где  ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения  материальных потоков.

В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.

2. Этапы развития  логистики

Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой, и поэтому многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

Существует несколько  подходов к выделению исторических этапов развития логистики в ХХ веке, рассмотрим два основных.

I. Некоторые  ученые выделяют четыре периода  развития логистики:

1. Период "фрагментаризации" (1920—1950), характеризуется формированием принципов логистики в области управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако, эти принципы небыли востребованы в полной мере, и применялись лишь отдельные логистические функции позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например в производстве, транспортировке или складировании.

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950—1970), характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение  концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции  заключался в том, что можно так  перегруппировать затраты в дистрибьюции, что их общий уровень при продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Эта концепция явилась основой развития принципов логистики.

3. Период развития (1970—1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении.

Однако для большинства  фирм применение логистического подхода  для уменьшения затрат не стал очевидным. Попытки внедрить логистические  принципы, встретили во многих фирмах противодействие. Менеджеры, которые  в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции (например закупок, транспортировки, грузопереработки) часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат.

Отличительной чертой 1970-х  годов стало усиление конкуренции, в связи с чем, основной задачей  большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделии.

К концу 1970-х годов  на Западе большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и  упаковки.

Стали формироваться  современные автоматизированные складские  комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономический эффект дало применение в распределительных логистических системах стандартизации тары и упаковки.

4. Период интеграции (1980—1990), характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е.: закупка — производство — распределение и продажа).

В рассматриваемый период произошло усиление интереса к логистическому направлению. К основным факторам ставшими причинами данных изменений можно  отнести: усиление внимания к уровню качества производимой продукции, структурные изменения в организациях бизнеса, но главная причина произошедших изменений связана с революцией в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Понятие, цель, предмет, объект и задачи совр  логистики

Логистика – интегрир. система активного упр-я мат. потоками на основе применения соврем. информац. технологий и оптимизационных экономич. решений рассматривающая в единстве материалопотоки м/д хоз. субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деят-ти.

  Целью логистики явл обесп получ (доставки) прод (товара) потребителю в нужное время и место при мин. возможных совок. затратах труд-х, мат-х, фин-х ресур.

Цель логистич. деят-ти считается достигнутой при выполнении условий: 1. нужный товар; 2. необходимого качества; 3. в необходимом количестве доставлен; 4. в нужное время; 5. в нужное место; 6. с минимальными затратами.

  Объектом изуч Л. явл мат. и соотв-щие им фин, информац. потоки, сопровождающие произв-коммерческую деят-ть.

Реализуется эта цель путем решения  комплекса задач, которые можно  разделить на три группы: глобальные, общие, частные.

1. Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановке на рынке. К глобальным задачам относят моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.

2. К общим задачам логистики относятся: контроль за движением материальных, информационных и финансовых потоков; прогнозирование объемов производства, складирования; распределение транспортных средств; организация и осуществление сервисных услуг и т.д.

3. Частные задачи в логистике более узки: создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; сокращение времени перевозок продукции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.