Материальные потоки и логистические операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Понятие материального потока……………………………………………...4
Характеристики материальных потоков и их параметры………………….7
Классификация материальных потоков……………………………………16
Виды логистических операций……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………

Файлы: 1 файл

Чистовик логистика.docx

— 75.94 Кб (Скачать файл)

                    Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

 

             Факультет                                                                    Заочный

 

              Кафедра                                                                     Логистика

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Логистика»

 

на тему «Материальные потоки и логистические операции».

 

 

 

 

 

Выполнил студент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие материального потока……………………………………………...4
  2. Характеристики материальных потоков и их параметры………………….7
  3. Классификация материальных потоков……………………………………16
  4. Виды логистических операций……………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
         В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

         Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии. 
         Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: 
- снизить запасы на всем пути движения материального потока; 
- сократить время прохождения товаров по логистической цепи; 
- снизить транспортные расходы;

- сократить затраты ручного  труда и соответствующие расходы  на операции с грузом. 
        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие материального потока

 

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами  и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут  протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы. В качестве примера рассмотрим склад, как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю[2].

Рис. 1 Принципиальная схема  материального потока на складе торговой оптовой базы

 

На схеме видно, что  поступающий в рабочее время  товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок  хранения, предварительно пройдя приемку. Большое количество однородного  товара после разгрузки очевидно будет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь небольшая выборочная партия.

В выходные дни прибывший  груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов сосредоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На схеме изображено 4 варианта:

1) участок хранения — участок погрузки;

2) участок хранения —  отправочная экспедиция — участок погрузки;

3)участок хранения —  участок комплектования — отправочная экспедиция — участок погрузки;

4) участок хранения —  участок комплектования — участок погрузки.

По пути движения груза  с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. м по проекту составляет 4383 т.

 Максимально снизить  складские расходы можно направляя  товар из зоны хранения сразу  в зону погрузки. Это означает  отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями. Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать.

Поиск приемлемого компромисса  возможен лишь при налаженной системе  учета издержек, позволяющей формировать  информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

Материальным потоком  называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операции и отнесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

  • увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
  • проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального  потока представляет собой дробь, в  числителе которой указана единица  измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока — тонн/год.

При осуществлении некоторых  логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Например, операция транспортировки  груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится  в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

 

 

  1. Характеристики материальных потоков и их параметры

 

В 1960-х гг. в Лондонской школе экономики для моделирования  экономических процессов использовались гидравлические модели, где потоки воды имитировали потоки денег и товаров. Отдельные резервуары отождествлялись экспериментаторами с такими категориями, как «объем промышленного производства», «налоговое обложение», «личное потребление» и т.д., при этом соединяющие эти резервуары трубки позволяли регулировать потоки воды. Задавая те или иные условия экономического развития, можно было моделировать динамику капиталовложений, покупательского спроса, личных доходов и т.д. путем пропускания пропорциональных объемов жидкости в соответствующие резервуары.

Cегодня использование компьютеров для моделирования подобных процессов дает значительно большие возможности, однако понятие потока используется еще с тех пор.

В многочисленных работах  по логистике в качестве главной  категории называется именно поток. С этим нельзя не согласиться, но следует сделать существенное добавление: главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга существовать просто не могут. 
Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую 13 абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока — это параметры, характеризующие происходящий процесс. 
Запас — категория, характеризующая число объектов, имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент времени и измеряемая в абсолютных единицах. 
Между статическими параметрами запасов и динамическими параметрами потоков существует тесная взаимосвязь[1].

Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда без столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике. Так, Э. Дж. Долан и Д. Линдсей, рассматривая проблему кругооборота доходов и продуктов в экономической системе, определяют ее как модель, которая описывает поток товаров и услуг, которыми обеспечиваются фирмы и семейные хозяйства, сбалансированный контр потоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене. Рассматривая важнейшие макроэкономические показатели, Н. Мэнкью отмечает: «Когда мы разрабатываем теоретические основы анализа каких-либо переменных, мы часто сталкиваемся с зависимостью между запасом и по-током...При изучении экономических показателей часто бывает необходимо определить, к какой категории они относятся — запас это или поток, и есть ли между ними зависимость».

Широко использует категории потоков и запасов Л. Харрис при построении собственной концепции денежной теории, а также анализируя теории денег других авторов. Так, характеризуя чистую теорию спроса на деньги М. Фридмена, Харрис отмечает тот факт, что в этой теории денежные остатки рассматриваются как актив, сопоставимый с другими видами активов, а это, по его мнению, свидетельствует «что теория Фридмена выражена в значениях запасов, а не потоков». Для Харриса этот вывод является принципиальным.

Сравнение двух различных  теорий процента, предпочтения ликвидности  и денежную теорию ссудных фондов Харрис начинает так: «Первый вопрос — о соответствии этих теорий концепциям потока и запаса. В теории предпочтения ликвидности спрос на деньги представляет собой желаемый запас денег, а предложение денег — существующий их запас. С другой стороны, теория ссудных фондов имеет дело со спросом и предложением ссудных фондов или облигаций за определенный период времени. Это — теория потока. Даже в той ее части, где речь идет о спросе и предложении денег, имеются в виду потоки — изменения в планируемом фактическом запасе денег за период. Следовательно, проблема сводится к тому, идентичны ли в содержательном плане концепции запаса и потока».

Интегральный анализ приводит Харриса к выводу, что «модель  может быть сформулирована как в  терминах потока, так и в терминах запаса. Положение, согласно которому хозяйственные субъекты ориентируются в своем выборе на потоки за определенный период, можно заменить формально эквивалентным положением; это они озабочены созданием определенного запаса на конец периода, т.е., иначе говоря, любая модель может быть записана как в терминах потока, так и терминах запаса»[4].

Из вышеуказанного можно  сделать следующие выводы: поток и запас — не локальные логистические категории, они имеют общеэкономический характер. Потоки и запасы в логистике — частный случай подобных обобщенных экономических категорий, впрочем, также как логистические закономерности — частное проявление общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасом далеко не очевидно.

Специфику размерностей запаса и потока можно представить на примере. Пусть коммерческая фирма для осуществления своей деятельности (поставки продукции потребителям) располагает определенным запасом материальных ресурсов. Объем материальных ресурсов, которым владеет фирма, — переменная запаса. В момент времени фирма располагает ресурсами Mt, объем которых в момент t + 1 может изменяться и стать равным Mt + г Не имеет смысла утверждение о том, что фирма располагает М ресурсами в год (и в час — величина временного отрезка не имеет значения); можно лишь констатировать наличие у фирмы М ресурсов в какой-то момент времени. С другой стороны, поставки ресурсов потребителям представляют собой переменную потока, который можно измерить только за определенный временной период (час, день, месяц, год). Объем поставок измеряется как объем материальных ресурсов, отпущенных потребителю за год. 
Однако может возникнуть некоторая неясность, ибо временные периоды вполне закономерно вклиниваются в анализ запасов, а определенные моменты времени могут использоваться при рассмотрении потоков. Так, когда мы анализируем запас, то в случае отсутствия поставок и расходов, можем сказать, что фирма располагает запасом М в течение года. Это не означает, что рассматриваемый период влияет на оценку запаса у денной фирмы. Речь идет лишь о том, что материальный запас М принадлежит фирме в каждый момент времени в течение года. Запас М был бы таким же, если бы в нашем случае (отсутствие поставок и расходов), ограничились хоть полугодом, хоть днем.

Другое дело, когда рассматриваем  потоки. Если поставки фирмы составляют величину П в год, то, в случае их равномерного характера, за полгода объем поставок составит 0,5 П, в квартал — 0,25 П и т.д. Таким образом, главное различие между запасом и потоком состоит в том, что поток не может быть измерен без учета соответствующего временного периода, тогда как запас — может.

Рассматривая общее равновесие по Л. Вальрасу, М. Блауг утверждает, что Вальрас был первым, кто  отчетливо сформулировал фундаментальное  различие между запасами ресурсов и  производимыми с их помощью потоками услуг и доходов. Л. Вальрас определил все имеющиеся ресурсы как «основной капитал или капитал как таковой», т.е. все формы общественного богатства, которые не расходуются вообще или расходуются через какой-либо промежуток времени.

«Оборотный капитал или  доход» он определял как «все блага  недлительного пользования, все  формы общественного богатства, которые расходуются мгновенно».

В экономике нашла широкое  применение теория запасов) — раздел исследования операций, изучающий закономерности образования и расходования запасов  и вырабатывающий рекомендации по оптимальному управлению ими. В любом предпринимательском, коммерческом процессе создаются запасы, выполняющие функцию своеобразного  демпфера, сглаживающего неравномерности спроса, производства и снабжения. Теория запасов основывается на методах теории вероятностей и теории случайных процессов. 
Материальные запасы представляют собой находящиеся на различных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, предметы потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Информация о работе Материальные потоки и логистические операции