Современные проблемы функционирования складов. Пути повышения эффективности работ транспортных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:
- обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;
- координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

Файлы: 1 файл

Логистика контрольная.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

Введение

Складское хозяйство является одним из важнейших элементов  логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:                     

- обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

- координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

- обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

- уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

- создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

- увеличение географического охвата рынков сбыта;

- обеспечение гибкой политики обслуживания.

Актуальность темы в том  что, хозяйственная деятельность предприятия  невозможна без функции хранения, а, следовательно, без складов, которые  имеют место в любой логистической системе.

 

 

 

 

 

 

1. Современные  проблемы функционирования складов.

 

Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет  определенную структуру и выполняет  ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке  и распределению грузов между  потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик  разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным  системам. В то же время склад  сам является всего лишь элементом  системы более высокого уровня -логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Собственный склад фирмы или склад общего пользования?

Первый вопрос, который  должен быть рассмотрен фирмой при  решении проблемы обеспечения складской  площадью, — это владение складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможен и третий вариант — лизинг, т. е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату. Однако он практически равнозначен приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива.

Выбор между этими вариантами или их комбинацией — одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП  особенно привлекательна и экономически оправданна, если фирма реализует  свою продукцию во многих различных  регионах и при сезонном спросе на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.

Критическим фактором экономичности  склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. Этот вариант  приемлем при наличии постоянного  спроса с насыщенной плотностью рынка  сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше  поддерживаются условия хранения и  контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.

Складам общего пользования  следует отдавать предпочтение при  низком объеме оборота фирмы или  сезонном спросе на хранимый товар. К  выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый  рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют инвестиций в развитие складского хозяйства. К тому же в  этом случае уменьшаются финансовые риски по сравнению с владением  собственными складами, увеличивается  гибкость использования складской  площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды).

Количество складов и  размещение складской сети.

Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции  одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим  национальным и межнациональным  рынком этот вопрос оказывается очень  сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод  поиска компромисса и анализ потребности  складской площади в различных  регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети: централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное — рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков  и их рациональной организацией, спросом  на рынке сбыта, размерами региона  сбыта и концентрацией в нем  потребителей, относительным расположением  поставщиков и покупателей, особенностями  коммуникационных связей и т. д. Следует  иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как  и почти любая логистическая  задача, — оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой стороны, нужно обеспечить (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек за счет максимального приближения мест расположения складов к клиентам.

При увеличении числа складов  в системе транспортные затраты  и упущенная выгода от продаж уменьшаются  пропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к  потребителю, а значит, сокращается  расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат.

При максимальном приближении  складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять  заказы клиентов, быстрее реагировать  на изменения их потребностей, что  в итоге позволяет сократить  потери от упущенных продаж. Это  тем более актуально в распределительной  системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

Выбор места расположения склада.

При определении складских  мощностей необходимо учитывать  требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции  и т. д. Для хранения таких видов  сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут  быть удовлетворены предоставлением  открытой площадки, содержание которой  связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с  тем, что стоимость самого сырья  ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, полуфабрикатов и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются  специальные складские здания и  сооружения, обеспечивающие их сохранность  от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много  раз дороже.

Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию  данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных ситуаций.

При выборе места расположения склада из возможных вариантов оптимальным  считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство  и дальнейшую эксплуатацию склада и  транспортных расходов по доставке и  отправке грузов. Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т. д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов). Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и т. д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1 т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке.

Разработка системы складирования.

Эта задача особенно актуальна  в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования  позволяет добиться максимального  использования складских мощностей, а значит, сделать его функционирование рентабельным. С такой задачей  руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства  склада, но и в процессе его эксплуатации.

Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования, в частности стеллажных конструкций. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но обеспечивать нормальные условия работы подъемно-транспортных машин и механизмов.

Современное стеллажное оборудование должно быть мобильно, уровни балок  должны легко трансформироваться под  габариты конкретного груза, что  позволит более оптимально использовать высоту склада, его емкость. Обслуживающая их подъемно-транспортная техника в таких условиях также работает более эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути повышения  эффективности работы транспортных  организаций.

 

Организация складского процесса – это система мер, предусматривающих  качественное выполнение складских  работ в установленные сроки  при минимальных затратах труда  и средств. Рациональная организация  складского процесса должна способствовать:

- сокращению затрат времени на обработку транспортных средств и обслуживание потребителей;

- повышению производительности труда и снижению издержек по складированию и хранению материалов;

-   ликвидации излишних перегрузок и перемещения грузов;

- выполнению норм выработки с учетом соблюдения правил техники безопасности при производстве складских работ;

-  рациональному использованию  погрузочно-разгрузочного оборудования, транспортных средств, складских  площадей и объемов;

- увеличению объема складских поставок и дополнительных услуг, оказываемых потребителям снабженческо-сбытовыми организациями.

Для складского хозяйства  органов снабжения важным условием обеспечения рациональной организации  складского процесса является его концентрация, то есть процесс сосредоточения грузов, погрузочно-разгрузочных механизмов и  оборудования, рабочих в крупных  звеньях складского хозяйства –  на снабженческо-сбытовых базах, складах, производственных участках складов  – и доведение их размеров до оптимального уровня.

 Организация складских работ тесно связана с процессами разделения и кооперации труда. Важным условием рациональных методов организации складского процесса является четкое ограничение круга работ, выполняемых на участках и рабочих местах складов. Это достигается путем специализации складов, а также их производственных участков (зон) и рабочих мест на хранении определенных видов материалов и выполнении однородных работ (по выгрузке и приемке, складированию). Специализации в складском хозяйстве способствует внедрению унифицированного ряда грузовых единиц, типизация технологии переработки грузов.

Одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой, погрузо-разгрузочными  работами и последующим складированием, является грузовая единица - некоторое  количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица  своими параметрами связывает технологические  процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.

Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:

-   высокую степень сохранности грузов;

-   сравнительно низкие затраты труда;

- эффективность выполнения  погрузо-разгрузочных работ за  счет их комплексной механизации  и автоматизации;

- возможность перегрузки  без переформирования;

- безопасность выполнения  складских работ.

В настоящее время во все  более расширяющемся масштабе для  основной массы потребительских  товаров применяется унифицированная  тара. Ее применение сокращает трудоемкость погрузо-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность  поиска и, что главное, позволяет  достичь высокого уровня механизации  и автоматизации.

Согласованные размеры грузовых единиц, а также оборудования для  их обработки позволяют эффективно использовать материально-техническую  базу различных участников процесса на всех этапах движения материального  потока.

Способность грузовой единицы  сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием – то есть связыванием грузовой единицы и поддона в единое целое.

Непременным условием рациональной организации работ на складе является наличие номенклатуры-ценника материалов, списка должностных лиц, которым  предоставлено право разрешать отпуск материалов и образцов их подписей, графика отпуска материалов, должностных инструкций и форм учетной документации.

Информация о работе Современные проблемы функционирования складов. Пути повышения эффективности работ транспортных организаций