Современная ситуация на российском рынке логистических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Современная ситуация на российском рынке логистических услуг характеризуется быстрым ростом количества компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой. Наблюдается тенденция развития логистического аутсорсинга (рынка 3PL), логистической инфрастуктуры промышленных и торговых компаний и международных транспортных коридоров. Растет интерес топ-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок (SCM). Происходит интенсивное внедрение информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и SCM. Совершенствуется система управления логистикой в компаниях на основе процессной интеграции.

Файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Задание 1.

Факторы и тенденции

Современная ситуация на российском рынке логистических  услуг характеризуется быстрым  ростом количества компаний, имеющих  выделенные организационные структуры  управления логистикой. Наблюдается  тенденция развития логистического аутсорсинга (рынка 3PL), логистической инфрастуктуры промышленных и торговых компаний и международных транспортных коридоров. Растет интерес топ-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок (SCM). Происходит интенсивное внедрение информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и SCM. Совершенствуется система управления логистикой в компаниях на основе процессной интеграции.

Проблемы и  угрозы

Отмечают несколько проблем, встающих на пути развития логистики и SCM в России:

• недостаток инвестиций (в том числе иностранных) в  логистическую инфраструктуру компаний и МТК,

• отсталая (изношенная морально и физически) транспортная и складская инфраструктура,

• отсутствие сформированного  рынка 3PL,

• недостаточный уровень квалификации персонала компаний,

• недостаточный уровень  нормативной базы.

Барьером для более  динамичного развития логистики  в России можно считать отсутствие действенной системы сертификации логистических услуг, в том числе  на основе процедуры ISO, а также недостаточную популяризацию логистики и SCM в средствах массовой информации.

Основные угрозы, связанные с развитием рынка логистических услуг в России:

• рост конкуренции и, как следствие, возможность снижения доходности;

• снижение арендных ставок и тарифов на услуги;

• недостаточное использование  современных складских технологий;

• экономия на разработке качественных логистических проектов и особенно технологической части  проектов складов;

• дефицит квалифицированных  подрядчиков и строительных организаций, имеющих опыт строительства складов международного класса;

• выход на рынок иностранных  компаний с опытом работы в логистике  с отработанной организацией грузопереработки, с современными технологическими решениями  и высокой репутацией (для российских операторов).

Перспективы

Российский рынок транспортно-логистических услуг находится на этапе формирования, уступая западным странам как по качеству, так и по комплексности услуг, предоставляемых отечественными компаниями.

Высокие темпы роста российского рынка транспортно-логистических услуг в 2003-2004 гг. (вдвое выше среднеевропейских) обеспечивались главным образом за счет увеличения объема грузоперевозок, а также оживления на рынке складских услуг.

Среднегодовые темпы  роста рынка транспортно-логистических услуг в 2004-2010 гг. составят 6-7%. Емкость рынка (выручка компаний, предоставляющих услуги) может увеличиться в 1,4 раза - с 24,2 млрд. долларов до 34,4 млрд.

В структуре рынка  ожидаются изменения, связанные  с неравномерностью развития отдельных сегментов и, прежде всего, с высокими темпами роста предложения складских и управленческих услуг.

Перспективы развития отрасли  в значительной степени будут  определяться повышением комплексности  и качества предоставляемых услуг, ростом инвестиционной привлекательности, развитием транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе за счет перенаправления капитала из других отраслей.

Одним из наиболее инвестиционно  привлекательных сегментов рынка  являются контейнерные перевозки, динамика которых в 2001-2004 гг. определялась расширением внешней торговли РФ и, прежде всего импорта, а также ростом портовых мощностей по переработке грузов.

Конкурентную среду  на российском рынке транспортно-логистических  услуг определяет прежде всего деятельность российских компаний. Наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.

Пути развития

Для динамичного развития рынка логистики в России необходимо формировать региональные складские сети; увеличивать инвестиции в строительство складов международного уровня; расширять масштабы деятельности и комплекса услуг; использовать современные технологии и техническое оснащение в строительстве, процессах грузопереработки, в информационных системах. Реконструировать имеющиеся склады; использовать передовой западный и отечественный опыт, организовывать обучение персонала. Необходимо также создавать и укреплять логистические союзы.

 

Задание 2.

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником  в транспортировке является транспортно–экспедиторская фирма (или экспедитор).

В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Экспедитор, как правило, оказывает  клиентам дополнительные услуги:

- оформление документов для  экспорта – импорта грузов;

- выполнение таможенных формальностей; 

- проверка комплексности и состояния  груза; 

- погрузка – разгрузка транспортных средств;

- уплата пошлин, сборов и других  расходов, связанных с транспортировкой;

- хранение, складирование, сортировка, комплектация груза; 

- информационные услуги, страхование  и т.п. 

Как видно из приведенного перечня  услуг, транспортно–экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в логистической системе.

За рубежом многие крупные транспортно–экспедиторские фирмы и компании по экспресс–доставке  – такие, как Ryder, DHL, Schenker – BTL, Federal Express, UPS, Lesnay, TNT, ASG AB и другие выполняют большое число различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя логистические функции в территориальной зоне по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам – производителям готовой продукции и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.

В США были приведены обследования деятельности транспортно – экспедиторских фирм, обслуживающих более 350 предприятий  различных отраслей экономики. Оказалось, что около 70% предприятий передают функции по выполнению расчетов транспортно–экспедиторским фирмам.

Складирование готовой продукции  и материальных ресурсов осуществляется для 22% предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование тарифов с перевозчиками производится для 22% клиентов; контроль над движением  грузов – для 15% предприятий. Создание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13%, а организация электронного обмена данными с партнерами – для 12% предприятий. Принадлежащий транспортно– экспедиторским компаниям парк подвижного состава используют 11% предприятий, а для 7% - производится контроль уровня их материальных запасов на складах. Перечень услуг расширяется как в объемном, так и в качественном плане.

Многие транспортно–экспедиторские фирмы, располагающие крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение готовой продукции производителей, в ряде случаев они выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические операции и функции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно – экспедиторские фирмы по существу преобразуются в логистические фирмы, обеспечивая устойчивые рынки услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты производителей готовой продукции и улучшая качество логистического сервиса.

Проблемы выбора экспедитора решаются аналогично выбору перевозчика, однако перечень показателей качества экспедиторских услуг будет несколько расширен. Транспортно–экспедиторское обслуживание предоставляется в основном для мелкопартионных, тарно–штучных грузов, а также контейнеров и стандартных пакетов (сформированных, например, европоддонах). Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материалы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по договорам грузовладельца с перевозчиком.

К числу вспомогательных  логистических партнеров по транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующих  функций самостоятельно) относятся  таможенные брокеры, страховые, охранные, информационные фирмы и компании, банки и другие финансовые учреждения, предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке, грузовые терминалы, а также специализированные агенты и брокеры. Системы критериев и показателей, а также процедуры выбора этих посредников чрезвычайно многообразны4. Среди основных критериев выбора можно указать тарифы, надежность, финансовую устойчивость, комплексный характер сервиса и т.д.

В настоящее время  транспортно–экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие основные операции:

Организацию и оформление перевозки. По поручению клиента  компания букирует места на транспортном средстве (морского, автомобильного, железнодорожного, речного и воздушного транспорта), а также ведет расчеты за перевозку. Экспедитор согласует с перевозчиком дату подачи соответствующего транспорта, оформляет товарораспорядительные и перевозочные документы, передает груз транспортному предприятию. Эти операции выполняются экспедитором при отправлении груза за счет отправителя и как правило, от его имени. При получении товара экспедитор обеспечивает все виды работ по приему груза от перевозчика в пункте назначения и доставке его на склад получателя. Если груз следует не по сквозному документу, то экспедитор осуществляет все операции по передаче груза от одного транспортного предприятия другому.

Складские операции, связанные  как непосредственно с процессом  транспортировки груза, так и  с его складским хранением. В  первом случае груз сдается на склад  в ожидании подвижного состава в пунктах отправления или назначения, когда он не может быть немедленно отправлен из-за отсутствия нужного вида транспорта. Во втором случае хранение груза на складе может быть вызвано: его задержанием по требованию соответствующих органов власти до разрешения спорных вопросов; хранением груза, не связанным с транспортировкой. Последнее является самостоятельным видом складирования и выполняется по специальному соглашению между заинтересованными предприятиями.

Приведение товара в  транспортабельное состояние. Экспедитор, представляющий интересы товаровладельца, при сдаче груза перевозчику проверяет его внешний вид, обеспечивает упаковку и маркировку товара в соответствии с условиями перевозки и таможенными правилами страны – импортера. В случае повреждения тары, упаковки или контейнера экспедитор устраняет все дефекты. В противном случае при сдаче груза перевозчик может отказаться от приема или сделать в коносаменте специальные отметки о состоянии товара, что крайне нежелательно для грузовладельца, так как за этим обычно следует рекламация со стороны покупателя.

Подготовку документов, представляемых таможенным органам, для  перемещения товара через таможенную границу. К таможенным документам относятся: таможенная декларация, экспортные и  импортные лицензии, сертификат о происхождении товара, консульская фактура, ветеринарные и санитарные свидетельства. Кроме того, в обязанности экспедитора входит наблюдение за движением товара во время транспортировки и контроль времени его поступления в распоряжение получателя. Благодаря широким корреспондентским связям в стране происхождение товара экспедитор, осуществляющий отправку, значительно экономит время и средства, отправляя груз по оптимальному маршруту.

В транспортно–экспедиторских фирмах, как правило, заняты специалисты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, международным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тарифов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки.

Существуют специальные  компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией  и рассылкой их заинтересованным клиентам.

Почти у всех транспортно–экспедиторских фирм и компаний есть постоянные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение организовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Кроме того, крупные экспедиторские фирмы обычно располагают различными транспортными средствами для перевозки грузов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоездами.

Экспедиторские фирмы  часто содержат эти средства в  крупных специализированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.

Крупные транспортно–экспедиторские компании располагают собственным  хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтерами и вагонами. Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно – экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделений – транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.

Транспортно–экспедиторские  предприятия помогают экспортерам  определить минимальные затраты  на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспортной составляющей его экспортной цены. В международной торговле существует практика составления расценочного листа, куда включается все расходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспедитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспортов многие транспортно – экспедиторские фирмы могут предоставлять не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, куда включены все расходы международного экспедитора в процессе транспортировки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и ведением переписки.

Информация о работе Современная ситуация на российском рынке логистических услуг