Совершенствование управления запасами материально-технических ресурсов (на примере ОАО «ДЭМЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Запасы – экономическая категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных и конечных продуктов, находящихся на различных стадиях производственного процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления.
Основными причинами создания запасов являются следующие:
Колебание спроса;
Колебание сроков доставки товара;
Соответствующие экономические условия (например, сохранение ценности денег, транспортные издержки, скидки).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4
Теоретические основы управления запасами на предприятии..........6
Запасы: понятие, функции, классификация………………….............6
Основные системы управления запасами……………………………9
Системы управления запасами на ОАО « ДЭМЗ»…………………..13
Организационно-экономическая характеристика предприятия…..13
Анализ существующей политики управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………16
Совершествование системы управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………19
Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона………………………………………………………………….19
Расчёт экономического эффекта от предложенной рекомендации……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………2

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 112.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра логистики и ценовой  политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Логистика

  на тему: Совершенствование управления запасами материально-технических ресурсов

 (на примере ОАО «ДЭМЗ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФМк, 3курс, ДМЛ-1                       ______________               А.А. Лопатко

 

Руководитель

                                                          _______________           С.В. Дирко

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕФЕРАТ………………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4

  1. Теоретические основы управления запасами на предприятии..........6
    1. Запасы: понятие, функции, классификация………………….............6
    2. Основные системы управления запасами……………………………9
  2. Системы управления запасами на ОАО « ДЭМЗ»…………………..13
    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..13
    2. Анализ существующей политики управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………16
  3. Совершествование системы управления запасами на ОАО «ДЭМЗ»…………………………………………………………………19
    1. Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона………………………………………………………………….19
    2. Расчёт экономического эффекта от предложенной рекомендации……………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура предприятия………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 28 с., 2 графика., 3 табл., 13 источник, 1 прил.

ЗАПАСЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, АНАЛИЗ, СТРУКТУРА, СКЛАД, ЛОГИСТИКА, ПОСТАВКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ

Объект исследования - уровень запасов на ОАО «ДЭМЗ».

Предмет изучения – совершенствование управление запасами.

Цель работы: изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики и выявить ее основные недостатки, предложить наиболее подходящую методику управления запасами, с применением логистического подхода.

Методы исследования: методы сравнительного анализа, сбора и группировки статистических данных, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.

Исследования и разработки: изучена существующая политика управления запасами на предприятии, выявлены недостатки, разработаны конкретные предложения по формированию логистических подходов к управлению запасами.

Область возможного практического  применения: применение логистического подхода при организации управления запасами ОАО «ДЭМЗ» г. Дзержинск и других предприятий, выпускающих аналогичную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При любом процессе производства и распределения материальных ценностей неизбежно возникают запасы. Это правило относится ко всякой отрасли экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость «производства» продукта иногда составляет всего 30 % от его конечной цены, а в остальных 70 % значительную долю занимают запасы и все связанное с ними. От политики управления запасами зависит объём затрат, а соответственно и прибыли предприятия. Вот почему запасам на любом предприятии должно уделяться значительное внимание.

Запасы – экономическая  категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных  и конечных продуктов, находящихся  на различных стадиях производственного  процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления.

Основными причинами создания запасов являются следующие:

  1. Колебание спроса;
  2. Колебание сроков доставки товара;
  3. Соответствующие экономические условия (например, сохранение ценности денег, транспортные издержки, скидки).

Целью создания запасов является обеспечение непрерывности  поступления материальных ресурсов в производственный  процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции.

 «Эффективное управление  запасами позволяет организации  удовлетворять или превышать  ожидания потребителей, создавая  такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую  прибыль» [9, с. 95]. Данное утверждение говорит об основной цели эффективного управления запасами – обеспечение высокого уровня обслуживания при минимизации издержек запасообразования.

Данная тема является актуальной, так как управление запасами является ключевым звеном, которое способно как увеличить прибыль, так и свести на нет все достижения успешного предприятия. Данная часть управления, как правило, имеет значительные резервы повышения эффективности.

В качестве объекта исследования выступают производственные запасы открытого акционерного общества «ДЭМЗ», предмета – система управления производственными запасами на этом предприятии.

Цель курсовой работы –  изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики и выявить ее основные недостатки.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия запасов, основных систем управления запасами;

- проанализировать существующую политику управления запасами на предприятии;

- сделать оценку эффективности  существующей политики управления  запасами и предложить методы  повышения эффективности управления  запасами на предприятии.

Для решения этих задач  была изучена и проанализирована различная литература. В качестве использованных источников  выступали  периодические издания, в них наиболее полно описывается актуальность этой темы, а также рассматривается управление запасами в контексте отдельных предприятий. Так же в качестве информационной базы были использованы учебные пособия, научные издания, словари, работы отечественных и зарубежных экономистов, данные статистической отчетности и практические материалы работы предприятия, электронные ресурсы.

В данной работе применялись  методы сравнительного анализа, сбора  и группировки статистических данных, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы управления запасами на предприятии

1.1 Запасы: понятие,  функции, классификация

Запасы – экономическая  категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных  и конечных продуктов, находящихся  на различных стадиях производственного  процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления. [1]

Имеется ряд классификаций  запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации (Морозов).

По месту нахождения запасы делятся на:

- производственные (формируются в промышленных предприятиях, предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса);

- товарные (находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой  продукции,  а также в каналах распределения у производителей  и торговых  компаний; необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией).

По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

- сырье и материалы;

- производственные  запасы (запасы  незавершенного  производства) и комплектующие;

- готовую продукцию;

- вспомогательные материалы и т.п.

По исполняемым  функциям подразделяются на:

- Текущие

Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный  процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

- Подготовительные

Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед  использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

- Гарантийные (страховые и резервные)

Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

- Сезонные

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

- Рекламные

Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они  связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

- Спекулятивные

Спекулятивные запасы создаются  в целях  защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли. [2]

Запасы – это крупнейшая область «занятости» активов, которая  при этом вроде бы приносит минимальную  отдачу от вложенного капитала. Корпоративные  отчеты о прибылях и убытках никогда  не показывают истинной величины издержек и выгод от вложений в запасы. Каждый доллар, вложенный в запасы, нужно соотносить с другими ресурсами  логистики, дабы убедиться в их эффективном  влиянии на общие издержки. Чтобы  понять смысл значимости запасов, нужно  проанализировать четыре их главные  функции:

  1. Географическая специализация

Запасы обеспечивают географическую специализацию отдельных хозяйственных  единиц. Поскольку производство нуждается  в энергии, сырье, воде и рабочей  силе, его часто приходится размещать  довольно далеко от основных рынков сбыта. В условиях географической специализации  в логистическую систему поступают  все виды запасов – в виде сырья  и материалов, полуфабрикатов или  компонентов, готовой продукции  – ибо каждое обособленное географически  обособленное подразделение нуждается  в базовых запасах. К тому же необходимы запасы в пути, связывающие производственные мощности с распределительными центрами. Соответствующие издержки трудно измерить. Но считается. Что экономичность  операций, создаваемая географической специализацией, более чем перекрывает  рост издержек транспортировку и  содержание запасов.

  1. Консолидация ресурсов

Вторая функция реализуется  путем накопления запасов незавершенной  продукции «на границе» между  разными стадиями производственного  процесса и тем самым обеспечивают максимальную эффективность производства на отдельном предприятии. Эта функция  позволяет выпускать и транспортировать каждый вид продукции экономически выгодными партиями, превышающими текущий рыночный спрос. В процессе распределения заблаговременно накопленные складские запасы дают возможность отправлять клиентам крупные партии товаров по минимальным тарифам. Для маркетинговой деятельности консолидация ресурсов означает возможность продавать произведенную и накопленную продукцию в нужном ассортименте.

  1. Уравновешивание спроса и предложения

Связана с существованием разрыва во времени между производством  и потреблением. Наиболее явным примером является сезонная продукция. Накопление запасов позволяет устранить  зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности. Уравновешивающая функция предполагает вложение средств в создание запасов, которые должны полностью распределиться в течении сезона.

Информация о работе Совершенствование управления запасами материально-технических ресурсов (на примере ОАО «ДЭМЗ»)